НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА И ЕГО ВОЛШЕБСТВО»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРЗИЦКАЯ ШКОЛА
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА И ЕГО ВОЛШЕБСТВО»
Выполнил:
Ярцев Никита Дмитриевич, ученик шестого класса
Руководитель:Тарасова Юлия Александровна, педагог-психолог
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КУЛЕБАКИ
СЕЛО МУРЗИЦЫ
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Титульный лист……………………………………………………………….1 стр.
2. Оглавление……………………………………... ……………………………2 стр.
3. Информационная карта проекта…………………………………..............3-4 стр.
4. Введение………………………………………………………………….......5 стр.
5. Основная часть……………………………………………………………6-15 стр.
6. Заключение………………………………………………………………16-17 стр.
7. Список литературы……….………...………...…………………………….18 стр.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Цель исследования - изучить особенности воздействия цвета на эмоциональное состояние и поведение человека.Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что влияние цветовой гаммы на психологическую атмосферу образовательного пространства будет более эффективна, если:- выявлено, что каждый возрастной период человека имеет предпочтение определённого цвета;- раскрыта сущность интересного факта воздействия цвета на эмоциональное состояние и поведение человека;- разработаны рекомендации.В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:- изучить теоретическую основу вопроса;- изучить приоритетный цвет у учащихся разного возраста и взрослых;- изучить воздействие цвета на эмоциональное состояние человека;- разработать рекомендации по эффективному использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах и в выборе одежды. Формируемые УУД:Познавательные УУД:- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;- осознавать познавательную задачу;- читать и слушать, извлекая нужную информацию.Регулятивные УУД: - уметь работать по заданиям;- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;- определять и формулировать цель. Коммуникативные УУД: - уметь работать в коллективе; - уметь рассказывать о своих результатах;- уметь работать над проектом, эффективно распределять обязанности.Методы исследования:1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования;2. Эмпирические: опрос, анкетирование, наблюдение.Опытно-экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мурзицкая школа Нижегородской области городского округа город Кулебаки. В исследовании приняли участие педагоги - 14 человек, дети – 46 человек.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет. Выбор цвета – это вопрос использования реакции, назовём её вашим собственным ощущением стиля, допуская, что она столь же правомерна, сколь и вкус любого человека. Верите вы или нет, но цвет вашей одежды может помочь получить повышение по службе, убедить в споре, вызвать друзей на откровенный разговор? Цвета одежды могут придавать нам уверенность, силу или наоборот, создавать чувство неловкости. Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе. Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет. Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и “отключиться”. Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте мы постараемся подробно объяснить наши физические реакций с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций. Также приведем советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Организационно-подготовительный этап
С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.Красный цвет. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству, от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Белый цвет символизирует чистоту, невинность, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари, что символизировало торжественность и величие. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии белый является цветом траура. В белой одежде являлись людям призраки и привидения. "Белым человеком" называли домового. Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. Черные глаза и поныне считаются опасными. В черное одеты зловещие персонажи. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, " чернота сердца" – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы облачаются в черное.Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Желтый – цвет золота, цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев, “о также и цвет болезни, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. С другой стороны, у некоторых народов желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены. Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, целомудрие, честность, добрую славу и верность. "Голубая кровь" говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас "синим страхом" (вспомним сказку о "Синей бороде"). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Зеленый. Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").Психология цвета. Красный цвет - это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия, приводит к повышению пульса и кровяного давления, активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода. Красный побуждает людей к быстрым решениям. Красный цвет предпочтительней для проходных помещений, где вам не нужно проводить много времени — в холлах и коридорах.Желтый. Психологи утверждают, что желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость, обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности, способствует быстрому, четкому мышлению. Этот цвет является фаворитом в интерьере, наполняя любую комнату теплом и светом. Наиболее частое применение желтый находит в столовой — он способствует повышению аппетита. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.Зеленый. Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим, обладает целительными свойствами (улучшение зрения), способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Этот цвет часто встречается в офисах адвокатов и финансистов. И вообще, это же цвет денег! Оттенки зеленого популярны на коробках для косметики, воспринимаются как экологически чистые. Голубой, синий. Если упорно смотреть на голубой цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. Ярко-голубые цвета идеальны для нарядов, которые вы можете надеть на светский прием, с вами будут более откровенны, нежели с другими. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. В декоре темно-синие тона придадут пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие голубые тома придадут ей очарование. Люди работают более продуктивно в помещениях голубого цвета, и исследования подтвердили, что штангисты поднимают веса больше, если делают упражнения в спортзалах, которые выкрашены в голубые тона. Белый цвет ассоциируется с невинностью, добродетельностью и верностью. Хотя он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. Черный — наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Охранники, телохранители предпочитают форму черного цвета. Дорогие лимузины обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине — важные персоны. Судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку ее игроки кажутся судьям более агрессивными. Что говорит психология о цвете одежды? Те, кто одеваются в белый цвет, считаются творческими личностями. Люди, одетые в чёрный цвет - в жизни их зачастую одолевают сомнения. Психологи рекомендуют людям, использующим серый цвет одежды, активно работать над самооценкой. Психология цвета в одежде честного уверенного в себе человека предельно проста – одеваться в коричневое. О владельцах красной одежды психология говорит только хорошее: смелые оптимисты, которые запросто справляются с негативными эмоциями, любители приключений. Психологи отмечают, что дамы (впрочем, как и мужчины) в фиолетовой одежде обладают довольно болезненным чувством собственного достоинства и весьма суеверны. Тот, кто ходит в синем – хороший друг. Зелёный окрас вещей указывает на доверчивую личность, всегда готовую к открытому общению. Кроме того, им присущ оптимизм и лёгкое отношение к любым событиям. Людей в оранжевых одеждах психологи отмечают, как холодных и влиятельных. Из рядов людей в жёлтых одеждах выходят знатные артисты. И напоследок скажем несколько слов о розовых платьях, шляпках, блузках и так далее по списку. Дамы в розовом очень чувственны и позитивны, способны на яркое выражение своей любви. Кроме того, они отличаются обидчивостью, но обиды практически сразу забываются.
Экспериментальный этап
Опрос. Решили проверить первую гипотезу, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Для этого был проведен опрос среди 5,7,9 классов и учителей школы. Вопрос: какой цвет вам нравится?
 Выбор цвета 5 класс 7 класс 9 класс Педагоги
красный 4 чел. 5 чел. 4 чел. 1 чел.
синий, голубой 5 чел. 2 чел. 2 чел.
черный 2 чел. 1 чел. 4 чел. желтый 1 чел. 1 чел.
зеленый 2 чел. 5 чел.
белый 1 чел. 1 чел. 1 чел.
оранжевый 3 чел.
коричневый серый 1 чел.
Учащиеся пятого класса предпочитают красные и сине-голубые цвета. Красный выражает жизненную силу, активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. Красный-синий – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.

Учащиеся седьмого класса предпочитают красные и зеленые цвета. Красный цвет выражает активную позицию, подвижность, эмоциональность. Сочетание зеленого цвета и красного означает общительность и преобладание хорошего настроения.

Учащиеся девятого класса предпочитают красные и чёрные цвета. Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Он символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Черный цвет всегда бросает вызов. Человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Красный-черный – драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

Педагоги школы предпочитают зеленые, оранжевые и сине-голубые цвета. Люди, предпочитающие синий, голубой цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Оранжевый цвет - всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Зеленый цвет освежает. Он означает постоянство и спокойствие педагогов.

Вывод: первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.
Эксперименты. Решили проверить вторую гипотезу, воздействует ли цвет на эмоциональное состояние? Для этого было проведено два эксперимента с шестым и восьмым классами.Эксперимент № 1 с восьмым классом «Прослушивание музыкальных произведений с последующей ассоциацией цветового спектра». Было прослушано два музыкальных произведения: блюз и рок-опера. Музыкальные произведения разных жанров вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. Классическая, легкая музыка способствует возникновению более насыщенной цветовой палитры, чем тяжелые для восприятия произведения.
203546926543000Блюз

Рок-опер
Рок-опера
1844040-10414000
Эксперимент № 2 с шестым классом «Влияние определенного цвета на психоэмоциональное состояние человека». Ребятам было предложено поочередно смотреть на цветовые квадраты (зеленый, красный, жёлтый, чёрный). После просмотра каждого, ребята записывали свои ощущения. У детей возникали разные эмоции и ощущения: радость, покой, грусть, зевота, агрессия, боль, ласка, любовь, пустота и другие.Вывод: вторая гипотеза оказалась верна. Определенный цвет воздействует на эмоциональную сферу и поведение человека, а анализ психических состояний испытуемых это подтвердил.В помещениях и классах нашей школы большинство используются цвета стен: светло-зеленый, светло-голубой и бежевый. Мы хотели бы предложить рекомендации по эффективному использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах и помещениях:
Предмет дизайна Цвет Влияние на человека
Стены классов и библиотеки
оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый) дисциплинирует
активизирует умственную
деятельность
Доска темно-зеленый (желтые и оранжевые мелки) снимает напряжение
успокаивает
привлекает внимание
Спортивный зал оттенки оранжевого тонизирует
стимулирует активность
согревает
Лестничные проёмы зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение
Трапезная оттенки бежевого и светло-жёлтого (красно-оранжевые витражи или декоративные панно) улучшает аппетит
стимулирует работу желудка
Актовый зал чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей повышает творческую активность
Вывод: в Мурзицкой школе  цветовое оформление классов подобрано с учетом характеристики цвета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, цвета обладают психологическим действием. Можно, конечно, этого и не учитывать, но недолго и впросак попасть. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. Поэтому, создавая свой образ на фотографии, свой личный имидж или интерьер, постарайтесь, чтобы цвет соответствовал тому настроению, который необходим при создании образа. В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Зелёный – цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Белый – цвет невинности и чистоты. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. Чёрный – цвет тайны, печали, зла и смерти. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Красный – цвет жизни, радости, силы и здоровья. Люди, предпочитающие красный – импульсивны, энергичны – это истинные любители дискуссий и споров.В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету: 5,7 классы – красный, синий, зеленый, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха. 9 классы – красный, чёрный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста. Взрослые люди – синий цвет, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости. Эксперименты, проведённые в 6 и 8 классах, показали, что цвет действительно влияет на поведение и эмоциональное состояние.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лашкевич В.Н. Цветоведение. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2009.132 с.
Люшер М. Психология цвета. – М., 2006
Нелюбова М.В. Лечение цветом. – Спб., 2001
Огнев И. Цветонумерология: Число, цвет, судьба. М.: Эксмо, 2009. 304 с.
Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год.
Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005г.
Цветотерапия //Народная медицина. №3, 2005
Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005г.
Интернет-ресурс: http://constructorus.ru Интернет-ресурс: http://nsp-zdorovje.narod.ru