Конспект урока по литературному чтению индийская народная сказка Золотая рыба










Конспект урока
по литературному чтению
по теме: «Золотая рыба» (индийская народная сказка)
2 класс







Разработала
Учитель МБОУ СОШ №22
Деянова Татьяна Николаевна



Тема уроков: «Золотая рыба» (Индийская народная сказка)
Цели урока:
Предметные: выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавать интонацию говорящих, определять основную мысль произведения.
Метапредметные: работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию, определять причинно – следственные связи явлений.
Личностные: развивать эмоционально – нравственную сферую.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы продолжаем работать над произведением «Золотая рыба». Какой жанр этого произведения? (сказка)
Мы говорим, что жанр этого произведения – сказка. Скажите, какие приметы должны присутствовать у сказки (зачин, сказочные волшебные герои, сказочные приметы). Давайте поищем эти элементы сказки (дети находят зачин в сказке, сказочные троекратные повторы, сказочные приметы, зачитывают).
Актуализация знаний.
-В какой стране написали эту сказку? (В Индии).
-Расскажите, что вы знаете об этой удивительной стране?
-Почему ее так назвали?

Сообщения детей об Индии.
Индия – удивительная страна, таящая огромное количество интересных вещей и фактов, скопленных за тысячелетнюю историю Индии. Древняя Индия заложила основы многих современных наук, без которых просто невозможно представить развитие современного человечества.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Название «Индия» происходит от реки Инд, которая приютила вокруг себя самые первые поселения. Арийцы называли реку Инд «Шинду».
Столица страны – Дели. На севере страны находятся высокие горы, а на юге её омывает Индийский океан. В этой стране растут тропические леса, в них живут тигры, слоны, обезьяны. По земле Индии протекают великие реки Инд и Ганг.
Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны.
Индия
· родина шахмат
Алгебра, геометрия – также берут начало здесь.
Интересный факт: математический термин «вес разряда» и десятичная система исчисления была разработана в Индии в 100 г. до н.э.
Индия занимает 2е место по численности населения и 7е место в мире по территории.
В Индии почтовых офисов больше, чем в какой-либо другой стране.
Самый первый университет в мире был основан в Индии в 700 г. до н.э. Более 10,5 тыс. студентов со всех концов света изучали более 60 предметов. Другой университет, Наланда, построенный в IV ст. – одно из самых выдающихся достижений древней Индии в сфере образования.
: Аюр-веда – первая школа медицины в истории человечества. Аюр-веда появилась около 2500 лет назад в Индии.
Искусство навигации и навигация, как наука, образовались в долине реки Синд около 6000 лет назад представителями древней Индийской цивилизации. Слово «навигация» и английское «navy» корнями уходят к древнему языку Индии.
Математик и астроном Бхаскара (1114 – 1185) смог удивительно точно подсчитать количество времени, которое Земля тратит на 1 полный оборот вокруг Солнца. Это время составляет 365,258756484 дней.
В Индии: квадратные уравнения уже использовались ученными Индии в XI веке. Наибольшие числа, которыми оперировали греки и римляне составляли числа порядка 100, тогда как уже в 5000 г. до н.э. индийские ученные использовали числа порядка 1053 (10 в степени 53). Числа таких порядков имели свои собственные названия в Индии. Даже в наши дни, самое большое число с собственным названием – Терра 1012 (10 в степени 12).
 
До 1896 года Индия была монополистом в области добычи алмазов.
Мост Бейли – самый высокий мост в мире, расположенный в Гималаях (Индия), построенный в 1982 г.
Знание анестезии (обезболивания) было доступно врачам древней Индии. В древних писаниях были найдены подтверждения о познаниях древней цивилизации в анатомии, пищеварении, метаболизма, физиологии, этиологии, генетики и иммунной системы.
Индия экспортирует компьютерные программы (софт) в более чем 90 стран мира.
Более 5000 лет назад в Индии зародилось учение йоги.
Самая распространенная обеденная еда обычного индийского обывателя  - это Meals:  горка риса, как правило на банановом листе или на железном большом блюде и рядом несколько соусов с приправами.

В Индии распространена одноразовая посуда из листьев и глины. Экологичное и мудрое решение. Чай и кофе, которые можно купить на улице наливают в глиняные пиалки, а после выбрасывают (утилизируются в сезон дождей), особенно распространено на вокзальных станциях. Распространены и тарелки из зеленых высушенных листьев.

Чай в Индии без молока пьют только туристы. В поезде, разносчики чая носят с собой пакетированный чай и металлическую емкость с горячим сладким молоком, вместо кипятка.

Корова священное животное в Индии. Они всегда и везде: медитативно шествует по пляжу, заглядывает в торговую лавку, аккуратно возьмет с ваших рук банановую корку. 

Восьмое чудо света – Тадж-Махал
Беломраморную гробницу Тадж-Махал в Агре называют поэзией в камне. Большинство туристов принимают на веру очень красивую легенду, которую рассказывают о создании этого шедевра зодчества. Экскурсоводы рассказывают туристическим группам, что опечаленный смертью любимой супруги правитель Шах-Джахан (1592-1666 гг.) построил для нее великолепный мавзолей (1631-1653 гг.), который по праву стал архитектурной жемчужиной Индии.


Работа по содержанию сказки.
(Ответы на вопросы страница 86)
Почему старик несколько раз встречался с рыбой (ответы детей)
Выдели в тексте разговоры старика со старухой. Подумай, с каким чувством говорили друг с другом старуха и старик.
Старуха – с раздражением, возмущением, гневом.
Старик – с недоумением, растерянностью, недовольством.

Работа в парах
-Прочитайте эти разговоры с товарищем по ролям.
3. Назовите, какой характер был у старика и старухи.
Характер старика – робкий, скромный, добрый, податливый, безответный, безвольный, смеренный.
Характер старуху – властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
4.Кто из героев вам нравится? (ответы детей)
-Почему вам не нравится характер старухи? (все ее черты отрицательные)
Таких людей не любят в обществе, их поступки осуждают.
-Как была наказана старуха за жадность и неблагодарность?
Почему же был наказан и старик? Является ли положительными такие качества, как безвольность, безответность? (отсутствие воли – отрицательная черта. У старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, он подчинялся, выполнял все ее прихоти)
-Случается ли такое в жизни?
В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твердо сказать – нет.
Например: твои знакомые просят тебя сделать то, что по-твоему мнению, является плохим поступком.
Любая сказка дает нам жизненный урок. Чему же учит нас эта сказка? (не жадничать).

Найди и прочитай пословицу, которая включена в индийскую сказку «Золотая рыба».
Не жадничай, потеряешь и то, что имеешь.

Итог урока.
Какой жизненный урок вы извлекли из сказки?
Рефлексия .
Выбери и закончи предложения:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
6.Домашнее задание.
Пересказать сказку, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
Интересные факты ИндииРисунок 4Интересные факты Индии"Фотки Индии"Рисунок 715