Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине Статистика


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
Методические рекомендации для студентов
по выполнению практических работ
по дисциплине Статистика
специальность
030912 Право и организация социального обеспечения
Курс 2
Преподаватель: О.Н Зайцева.
Москва
2014

Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
Архипцева И. А.
<< ____ >>____________ 2014

Методические рекомендации
для студентов по выполнению
практических работ
по дисциплине Статистика
по специальности 030912 Право и
организация социального обеспечения
ОДОБРЕНЫ
Предметной (цикловой) комиссией
Математических и естественно -
Научных дисциплин
Протокол № от 2014 г
Председатель: И.В.Костенко.
Пояснительная записка.
Практическая работа студентов по дисциплине статистика проводится с целью овладения следующими видами профессиональной деятельности :-повышение экономико- математической подготовки в области современных методов сбора, обработки и анализа статистической информации ;- осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- решение проблем и оценивание риска и принятие решения в нестандартной ситуации;
- знание законодательной базы организации государственной статистической отчётности и ответственности за нарушение порядка её представления; экономико – обработки учётно- статистической информации статистических методов.
. Критериями оценки результатов практической работы студентов являются:
- уровень усвоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- степень овладения профессиональными компетенциями;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и чёткость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
На выполнение одной практической отводится не менее 2 часов.
Практическая работа № 1 (2 часа)
Тема: «Статистическое наблюдение»
Цели:
Иметь представление о понятии статистического наблюдения, сводки и группировки;
уметь определять формы, виды и способы статистического наблюдения;
изучить сводку и группировки материалов статистического наблюдения /
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: « Формы, виды и способы статистического наблюдения. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения».
2.Классифицировать формы, виды и способы статистического наблюдения.
3.Ответить на вопросы.
2.Исходные данные.
Перечень вопросов по темам: « Формы, виды и способы статистического наблюдения. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А, главы 2,3,2.1-2.4,3.1-.,3., страницы 28-66.
2.Найти ответы на вопросы.
Контрольные вопросы:
1.В чём сущность и особенности статистического наблюдения?
2.Назовите этапы статистического наблюдения.
3.Что такое единица наблюдения?
4.Что такое объект наблюдения?
5.Что является предметом наблюдения?
6.Каким основным требованиям должно отвечать статистическое наблюдение?
7.Назовите основные принципы составления программы наблюдения.
8.В чём отличия программы и плана наблюдения ?9.Какие работы должны входить в состав подготовительного этапа проведения статистического наблюдения?
10.Назовите виды статистических наблюдений:
а) по формам организации;
б) по времени регистрации фактов;
в) по способу регистрации;
г ) по охвату изучаемого объекта..
11.Что такое статистическая отчётность, её назначение?
12.Какие вы знаете способы контроля материалов наблюдения?
13.Какие ошибки могут возникать при статистическом наблюдении?
Практическая работа № 2 ( 2 часа)
Тема: «Представление статистических данных».
Цели:
Знать способы представления статистических данных;
уметь классифицировать статистические данные и строить таблицы ;иметь представление о создании таблиц.
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: «Виды и способы представления статистических данных» .
2.Знать классификацию статистических данных.
3.Построить таблицы статистических данных.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: «Виды и способы представления статистических данных».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. , глава 3,3,4-3,5 страницы 73-90; глава 4, 4,1-4,3, страницы 90 – 98.
2.Провести наблюдение за обучающимися. Собрать данные о росте, весе, любимом предмете, любимом занятии (хобби); о вредных привычках.
3.Классифицировать формы, виды и способы статистического наблюдения.
4.Составить таблицы с данными.
2.Найти ответы на вопросы.
3.Построить таблицы.
Контрольные вопросы:
1.Назовите способы представления статистических данных.
2.В чём заключается назначение статистических таблиц?
3.Каковы основные элементы таблицы?
4.Перечислите основные виды таблиц.
5.Каково назначение и правила построения таблиц?
Методические указания
Таблица составляется по форме:
Ф.И. О обучающегося Рост Вес Любимый предмет Любимое занятие Вредные привычки
Практическая работа № 3 (2 часа)
Тема: «Числовые характеристики статистических данных».
Цели:
Иметь представление о численных характеристиках статистических данных;
уметь обрабатывать статистические данные, обосновывать выбор формы средней величины; использовать расчётные формулы для определения различных видов средних величин и грамотно интерпретировать полученные результаты;
знать значение и содержание каждой численной характеристики статистических данных, основы применения средних величин, виды средних величин и формулы для их расчёта.
Практическая часть
1.Содержание работы
1.Проработать конспект по теме: « Численные характеристики статистических данных».
2.Классифицировать численные характеристики статистических данных.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: «Численные характеристики статистических данных».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И., Чекулина Т.А., Тимофеева С..А. , глава 6,6.1-6.5 страницы 73-90; глава 4, 4,1-4,3, страницы 90 – 98.
Расчёт средней арифметической можно записать в виде следующей формулы:
хар = х1+х2+…+хnn = хnПример: Имеется информация о стаже пяти рабочих , при этом стаж первого рабочего составил 5 лет, второго – 7 лет, третьего – 4 года, четвёртого – 10 лет, пятого – 12 лет.
Определить средний стаж работы. хар = 5+7+4+10+123 = 7,6
Модой (Мо) называется чаще всего встречающийся вариант , или то значение признака, которое соответствует максимальной точке.
В дискретном вариационном ряду мода – это варианта с наибольшей частотой.
Медианой (Ме), или серединным вариантом , в статистике называют значение варьирующего признака, который находится в середине ряда значений, расположенных в порядке возрастания или убывания.
Для дискретного ранжированного ряда с нечётным числом членов медианой является варианта, расположенная в центре ряда.
Процент выполнения товарооборота за месяц 13 торговых предприятий составил (%) :95; 98; 101;104;109;115;119;126;135;144;176;202;223. Определить медиану.
Медианой будет 7 - ая варианта, которая делит упорядоченный ряд пополам и соответствует 119% выполнения товарооборота.
Для дискретного ранжированного ряда с чётным числом членов медианой будет варианта, рассчитанная из двух смежных центральных вариант.
Пусть мы имеем следующие сведения о стаже работы 6 сотрудников правоохранительного отдела:1,3, 4, 5, 7,9. Необходимо определить медиану стажа работы сотрудников отдела.
Данный ряд является дискретным ранжированным рядом с чётным числом сотрудников.
В этом ряду медиана будет рассчитываться как средняя арифметическая из двух смежных центральных вариант, которыми являются стаж работы 4 года и 5 лет? тогда медиана для данного ряда будет равна (4+5): 2 = 4,5 года, т, е,
Ме = ХМе+ ХМе+12Размах вариации представляет собой разность между наибольшим и наименьшим значениями признака: R = хmax-хminДисперсией называется средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины. Дисперсия равна σ2 = (х-х)2n
2.Найти ответы на вопросы.
Контрольные вопросы:
1.Какие численные характеристики статистических данных вы знаете?
2.Что подразумевается под средней величиной?
3.Что представляет собой средний показатель?
4.Какие виды средних величин существуют?
5.Что такое средняя арифметическая?
6.Назовите виды средней арифметической?
7.Какие основные свойства средней арифметической вам известны?
8.Что представляет собой медиана?
9.Какие свойства медианы вам известны?
10.Что представляет понятие «мода»?
11.Что представляет собой вариация?
12.Чем характеризуется понятие « размах вариации»?
13.Что такое среднее линейное отклонение?
14.Что называется средним квадратическим отклонением?
15.Что представляет собой дисперсия и как она вычисляется?
16.Что называется коэффициентом вариации?
3.Определить по таблице числовые характеристики: среднее арифметическое роста, веса, размах по росту и весу, моду роста и веса, медиану роста и веса , дисперсию роста и веса.
Практическая работа № 4 (2 часа)
Тема: « Изображение статистических данных в виде графиков, диаграмм».
Цели:
Знать способы представления статистических данных;
уметь классифицировать статистические данные и строить графики, диаграммы;
иметь представление о построении графиков, диаграмм.
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: «Изображение статистических данных в виде графиков, диаграмм».
2.Классифицировать по видам.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: «Изображение статистических данных в виде графиков, диаграмм».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И., Чекулина Т. А., Тимофеева С.А. , глава 3,3,5 страницы 78-80; глава 4, 4.1-4.3, страницы 90 – 98.
2.Найти ответы на вопросы.
Контрольные вопросы:
1. В чём заключается назначение статистических графиков?
2.Каковы основные элементы графика?
3.Перечислите основные виды статистических графиков.
4.Каково назначение и правила построения столбиковых диаграмм?
5.Для каких целей строятся секторные диаграммы?
6. Каково назначение и правила построения линейных графиков
3. Построение таблиц распределения частот.
Пример. Построить график распределения частот для следующих результатов письменного экзамена по математике:
6,7,7,6,9,2,10,6,5,6,7,3,7,9,9,2,3,2,6,6,6,7,8,8,2,6,7,9,7,5,9,8,2,6,6,3,7,7,6,6.
Варианта 2 3 5 6 7 8 9 10 Всего 8 вариант
Кратность 5 3 2 11 9 4 5 1 Сумма -=40
Частота 0,125 0,075 0,05 0,275 0,225 0,1 0,125 0,025 Сумма = 1
Частота(%) 12,5 7,5 5 27,5 22,5 10 12,5 2,5 Сумма = 100%
4.Построить график (полигон) и диаграммы секторные (круговые) по данным из таблицы.
Полигон строится в прямоугольной системе координат. На оси абсцисс отображаются ранжированные значения варьирующего признака , которые откладываются ,как правило, через равные интервалы ( единичный отрезок). На оси ординат наносится шкала для выражения численности каждого варианта, т, е. величины частот.
Пример: Изучая расход времени обучающегося, составили таблицу:
Время на занятиях Сон Выполнение домашней работы Отдых Дорога в колледж и обратно
8 ч 7 ч 4,5 ч 3 ч 1,5 ч
Для построения круговой диаграммы , нужно найти центральные углы, соответствующие данным таблицы. Полный оборот радиуса вокруг центра круга составляет 360°, что соответствует 24 часам. Тогда 8 часам будет соответствовать угол 36924 ∙8 = 120°. Аналогично найдём остальные углы:105°; 67, 5°;45°; 22,5°.
Практическая работа № 5
Тема: « Виды и способы отбора в выборочное наблюдение»
Цели:
иметь представление о выборочном наблюдении;
знать сущность и назначение выборочного наблюдения, его теоретические основы и преимущества в сравнении с другими видами статистических наблюдений; способы отбора единиц генеральной совокупности; виды выборочных наблюдений, особенности малой выборки;
уметь рассчитывать необходимую численность выборки.
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: «Виды и способы отбора в выборочное наблюдение» .
2.Классифицировать виды и способы отбора в выборочное наблюдение.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: « Выборочный метод наблюдения».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. , глава 9,9.1 -9.2 страницы 218-225.
2.Найти ответы на вопросы.
Контрольные вопросы
1.Охарактеризуйте сферы применения и особенности различных способов формирования выборочной совокупности.
2.Какие факторы влияют на определение объёма выборки при различных способах отбора?
3.От чего зависит репрезентативность выборки?
4.Что такое средняя ошибка выборки и от чего она зависит?
5.Как определить объём выборки, если неизвестна генеральная совокупность.
6.Как распространяются данные выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
Практическая работа № 6.
Тема « Выборочные показатели».
Цели:
иметь представление о выборочных показателях;
знать понятия ошибки репрезентативности, факторы , определяющие величину ошибки репрезентативности; механизм интервального оценивания параметров генеральной совокупности по выборочным данным;
уметь рассчитывать среднюю и предельную ошибку выборки для различных видов выборочного наблюдения и способов отбора; получать интервальную оценку неизвестных параметров генеральной совокупности по выборочным данным.
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: «Выборочные показатели».
2.Классифицировать выборочные показатели статистических данных.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: « Выборочные показатели».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева Т.А. , глава 9,9.1 – 9.4страницы 218- 238.
2.Найти ответы на вопросы и записать их.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды выборочных показателей существуют?
2.Охарактеризуйте сферы применения и особенности различных способов формирования выборочной совокупности.
3. Какие факторы влияют на определение объёма выборки при различных способах отбора?
4.От чего зависит репрезентативность выборки?
5.Что такое средняя ошибка выборки и от чего она зависит?
6.Как определить объём выборки, если неизвестна генеральная совокупность?
7.Как распространяются данные выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
8. В чём преимущества механической выборки и как определяется величина её стандартной ошибки?
9. Что такое доверительный интервал и в чём его преимущества? Что такое уровень доверия?
10.Как выглядит доверительный интервал для оценки среднего значения?
11.Чем отличается величина средней квадратической ошибки простой случайной выборки при повторном и бесповторном отборе? Какая из этих ошибок больше?
Практическая работа № 7.
Тема: « Методы исследования взаимозависимостей».
Цели:
иметь представление о методах исследования взаимозависимостей статистических связей;
знать сущность корреляционной связи и основные проблемы её статистического изучения; методы выявления наличия или отсутствия связи; показатели степени тесноты связи ; принцип оценки существенности связи; значение уравнения регрессии и понятие о средней квадратической ошибки уравнения; показатели измерения тесноты связи между качественными признаками;
уметь выявлять наличие связи между признаками с помощью построения таблиц и графиков; обоснованно выбирать и рассчитывать показатели степени тесноты связи, грамотно интерпретировать параметры уравнения связи и оценивать его пригодность для прогноза; отбирать признаки – факторы для расчёта множественного уравнения регрессии.
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: «Методы исследования взаимозависимостей».
2.Классифицировать методы.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: «Методы исследования взаимозависимостей».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И, Чекулина Т.А, Тимофеева С..А. , глава 10,10.1-10.5 страницы 246-277.
2.Найти ответы на вопросы и записать.
Контрольные вопросы:
1.Какие виды зависимостей существуют между явлениями и показателями?
2.Что называется корреляцией?
3.Какова сущность парной, множественной и частной корреляцией?
4.Каковы задачи корреляционного и регрессионного анализа?
5.Какие показатели являются мерой тесноты связи между двумя признаками?
6.В каком случае достаточно использовать уравнение парной регрессии?
7.В чём смысл коэффициента парной корреляции, каковы границы его значений?
8.Для чего рассчитываются частные коэффициенты корреляции?
9.Что показывает коэффициент детерминации?
10.В чём смысл многошагового регрессионного анализа?
11.Как проводится многофакторный корреляционный анализ?
Практическая работа №8
Тема: « Современная структура органов Государственной статистики».
Цели:
иметь представление о Государственной статистике;
знать современную структуру органов Государственной статистики ,основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации;
уметь строить таблицу структуры органов государственной статистики.
Практическая часть
1.Содержание работы:
1.Проработать конспект по теме: « Современная структура органов Государственной статистики ».
2.Построить таблицу.
2.Исходные данные
Перечень вопросов по темам: « Современная структура органов Государственной статистики».
3.Указания к выполнению
1.Прочитать соответствующий заданию раздел по учебному пособию «Статистика» Сергеева И.И., Чекулина Т. А., Тимофеева С.А. , глава 1,1.5 страницы 17-21.
2.Найти ответы на вопросы.
3.Построить таблицу.
Контрольные вопросы:
1.Что такое ЕССО? Её назначение?
2.Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?
3.Кто является главным государственным статистическим органом России?
4.Опишите организационную структуру Росстата.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Статистика Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева, А. Москва ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М 2013
2.Статистика Харченко Н.М. Издательско-торговая корпорация « Дашков и К» М, 2013.
Дополнительные источники:
1. Практикум по общей теории статистики Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Ганченко О.И. Издательство Юрайт 2012.
Интернет-ресурсы:
www.uchportal.ru – Учительский портал
http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»;
http://ndce.edu.ru/- каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования;
http://fcior.edu.ru/- «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов».
http://www, gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики