Производственная практика на предприятии как фактор, стимулирующий мотивацию роста квалификации выпускника


Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
Тема работы: Производственная практика на предприятии как фактор, стимулирующий мотивацию роста квалификации выпускника.
Выполнила:
Т.В. Зинковская
мастер производственного обучения
Таштагол, 2014
Содержание
Введение
Педагогические приемы формирования конкурентоспособной личности на рынке труда.
Производственная практика, как фактор воздействия на личность обучающихся.
Производственная практика как цель.
Эффективная практика студентов на предприятии – первый этап карьерного роста специалиста
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…»
Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.
        Мотив  в переводе с латинского обозначает  проводить движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  Мотивы - авангардная функция «деятельности».  
        Мотивация – это  побуждение, вызывающее активность организма и определяющее  его направленность.
        Мотивация - совокупность побуждений к деятельности. 
        Мотивация описывает характеристики элементов,   располагающихся в самом начале последовательности элементов учебного процесса,  т.е. мотивацией задается образ, схема стимулированного целеполагания процесса обучения. Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Мотивация определяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной деятельности. Её влияние присутствует и отслеживается на всех этапах обучения. Мотивация рассматривается   как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.
Мотивы учебно-производственной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их старательность, ответственность, заинтересованность в учении, в проектировании, планировании положительных результатов обучения.
Мотивы учения формируются в процессе обучения и воспитания и основная роль принадлежит мастеру производственного обучения.
Педагогические приемы формирования конкурентоспособной личности на рынке труда
Изменения политической и экономической ситуации в период с 1984 по 1996 годы привело к резкому спаду производства и банкротству большинства предприятий. Поэтому все учреждения НПО попали в конкурентную среду и вынуждены были искать пути не только стабильного функционирования, но и перевод училища в режим развития в соответствие с требованием действительности. Традиционная образовательная политика в области начального профессионального образования в значительной степени утратила свою актуальность и не отвечает требованиям изменяющегося общества. Задача системы НПО- развитие всесторонне развитой личности обучающихся, выявление и развитие их сущностных сил, на осознание собственной неповторимости и уникальности, значимости полученной специальности и реализации ее в дальнейшей жизни.
Существует множество педагогических приемов и условий формирования конкурентоспособной личности на рынке труда и улучшения качества образования, в частности на это направлена новая инициатива Президента России «Наша новая школа» (материальное обеспечение, кадровые решения, поддержка талантливых детей, здоровьесберегающие технологии и т.д.), но самой главной составляющей учебного процесса все-таки является человеческий фактор-педагог и обучаемый. Как сложатся их взаимоотношения, каким образом будет построено общение, что сможет педагог отдать, а учащийся получить и какими путями - в этом главный вопрос.
Управляя процессом обучения, педагог должен четко представлять, каким процессом он управляет, что хочет получить, каковы возможные результаты, как управлять, контролировать и корректировать вверенный ему процесс.
Старая традиционная схема учебного процесса начального и среднего профессионального образования «Знания-деятельность-контроль» изжила себя. В современной социально-экономической системе, где существует жесткая конкуренция на рынке труда, требуется иное понимание подготовки специалиста, перестройки всего учебного процесса, освоение новых технологий.
Разработка и использование инновационных технологий управления качеством профессионального образования обеспечивает преобразование традиционного учебного процесса в учебный процесс развивающего типа, основанную на современных методах и средствах обучения, которые способны обеспечить подготовку специалистов нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальной затрате сил и средств.
Таким образом, применение педагогической технологии дает возможность преобразовать в процессе учебного занятия традиционное обучение в инновационное, развивающее, необходимое для подготовки творческой личности, конкурентоспособного специалиста.В традиционном обучении взгляд учащихся обращен в прошлое, поскольку они отрабатывают ранее усвоенные методы решения практических задач. При развивающем обучении особое внимание уделяется созиданию, при этом развиваются способности воображения, способности создания результата. Разрабатывая новые коллекции моделей, обучаемые учатся ставить новые цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий. Их взгляд и образ мышления направлены в будущее.
В рамках традиционного образования педагог выполняет роль «знатока», обучаемые в основном пассивно включены в учебный процесс. При развивающем образовании преподаватели-организаторы и помощники, а обучаемые-творцы процесса обучения.
В традиционном образовании происходит обучение «правильным» знаниям, умениям и навыкам по жесткому расписанию временных рамок учебных программ. Для развивающего обучения характерен гибкий подход, который соответствует запросам рынка труда и предполагает новые формы работы с обучаемыми, позволяющие трансформировать их поведение в поведение, направленное на творческую самореализацию в любой профессии.Кризис заставил молодых людей дружить не только с головой, но и с руками. Квалифицированные электрики, сварщики, слесари по ремонту строительных машин, маляры строительные, повара, технологи пищевой промышленности продавцы, секретари будут в первую очередь востребованы на рынке труда. Как правило, наше СПО в основном удовлетворяет потребность градообразующего предприятия.
В техникуме есть перспектива получения последовательного образования от начального, через среднее к высшему. Впервые отмечен факт, что в учебные заведения СПО стремятся поступить не только вчерашние школьники, но и вполне взрослые люди, и даже с высшим образованием, желающие приобрести рабочие специальности.
Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни.
Тесные контакты с потенциальными работодателями определяют актуальность содержания образовательных программ, а значит и востребованность выпускников на рынке труда.
Большинство трудоустроившихся выпускников закрепляются на рабочих местах во время прохождения производственной практики.
Огромный опыт непрерывной производственной практики ГОУ СПО «ТМТ» свидетельствует о ее благоприятных результатах. Она способствовала комплексному совершенствованию деятельности самого учреждения. Повысился его профессионально-формирующий потенциал и улучшилась система использования возможностей для совершенствования профессионального самоопределения обучающихся, их профессиональной социализации и профессионально-личностного становления, которое стало протекать быстрее, полнее и более качественно.
Производственная практика, как фактор воздействия на личность обучающихся Непрерывная производственная практика проявила себя как фактор комплексного воздействия на личность обучающихся, и прежде всего воспитывающего, обучающего и развивающего. У студентов сложились реальные представления о своей профессии, повысилось уважение к ней и гордость за свою причастность к решению ответственных задач, нужных всем. Сформировались многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повысилась ответственность, и вырос интерес студентов к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости.
Обнаружились и другие позитивные результаты. Совершенствуется под влиянием непрерывной производственной практики образовательный процесс в самом учреждении. Возросла связь теории с практикой при проведении занятий. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной практики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях.
В настоящее время работодатели, функционирующие, в условиях
мирового экономического кризиса и жесточайшей эксплуатации выдвигают
повышенные требования к выпускникам, требуя от них результата смомента трудоустройства.
Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую
может дать учебное заведение, специалисты без практическихнавыков, без знания особенностей работы в реальном производственном
коллективе не смогут принимать быстрых и правильных технологических и
управленческих решений. Недальновидность многих владельцев бизнеса,
предпринимателей в России привела к тому, что даже те студенты, которые
получили возможность пройти практику на реальном производстве,
получают от нее гораздо меньшую отдачу, чем это требует программа
подготовки квалифицированного специалиста.
Отсутствие практических навыков значительно затрудняет поиск
работы выпускников учебных заведений, а также их закрепление на рабочих местах при трудоустройстве.
Наблюдается парадокс, когда при нехватке специалистов многие
выпускники не могут найти работу или работают не по специальности,
поскольку у них отсутствуют профессиональные навыки.
Государство, понимая огромную важность данной проблемы, особенно
в условиях кризиса, пошло на такие меры, как выделение значительных
финансовых средств, для стажировки молодых специалистов через службу
занятости. Однако эти меры направлены, главным образом, не столько напрактическое закрепление полученных при обучении навыков, а наполучении стажа работы, облегчающее дальнейшее трудоустройство.
Несомненно, такая стажировка дает определенные профессиональные
навыки. Однако хочется подчеркнуть, что является уже послесузовскойпрофессиональной подготовкой. То есть фактически удлиняется
учебный процесс. А это, в свою очередь, продлевает срок начала
самостоятельной работы выпускников, а в масштабах страны приводит кзначительным потерям трудового ресурса. Тем самым снижается
эффективность освоения бюджетных средств, которые гораздо эффективнее
могли бы быть использованы в случае их направления на приобретение
практических навыков в период обучения.
Чтобы на рынке труда постоянно появлялся «качественный товар» -
высококвалифицированная рабочая сила, над ее воспроизводством должнысовместно трудиться и государство и бизнес. В этом и должно проявляться
социальное партнерство государства и бизнеса. И это не просто пожелание
или только необходимость. В конституции РФ провозглашен социальный
характер российского государства. А это не в последнюю очередь означает,
что этой направленности должны следовать не только власть в центре и наместах, но и, в том числе, все субъекты предпринимательской деятельности,
функционирующие на территории России.Тем более, бизнес экономически заинтересован в подготовке
квалифицированных специалистов, которые могут после окончания учебного заведения быстро войти в производственный процесс.
Отметим некоторые значимые на наш взгляд аспекты кроме просто
закрепления полученных технологических знаний на практике.
Во-первых, это социализация молодого человека в реальнойсозидательной сфере жизни. Как бы хорошо не был организован учебный
процесс, это всегда является некой моделью реальной жизни. Вхождение впроизводственный коллектив, умение себя в нем правильно
позиционировать, подчиняться, выполнять приказы и их отдавать, умение
подчинять, собственные желания и потребности необходимости выполнения
поставленной задаче не менее важны для профессионального становления,чем теоретические знания. Помогая это понять и осознать
студенту в процессе прохождения производственных практик, бизнес
получает для себя более адаптированную рабочую силу. Государство же -
более зрелого гражданина и эффективного налогоплательщика, который сосвоей стороны быстрее и в больших размерах начнет возвращать
затраченные на образование средства.
Во-вторых, работа на предприятии в период производственных практик
дает студенту, будущему специалисту, такие практические
навыки, обучение которым порой и не предусмотрено учебнымипрограммами, или которые даются достаточно поверхностно. Это умение
работать с документами, связанными с движением сырья, материалов,
готовой продукции, с управлением персоналом. Это приобретение навыков
делопроизводства, проведения совещаний, планерок, аттестаций, понимание
роли и необходимости знаний таких дисциплин как охрана труда, пожарная и
промышленная безопасность и тому подобное.
И в этом однозначно просматривается равноценный интерес, как состороны государства, так и со стороны бизнеса. Поскольку именно при
малолюдном производстве, о котором говорилось выше (к чему относится ималый бизнес, являющийся основой роста экономики), активное владение
вышеуказанными навыками объективно необходимы каждому специалисту.
В-третьих, только практическое участие в производстве по выбранномупрофессиональному направлению позволит студенту не только реально
увидеть все положительные и отрицательные стороны техническогосостояния производства, но окончательно определиться в правильности
выбора профессии. И будет лучше, если это определение состоится впроцессе обучения. В этом случае бизнес получит специалиста, нацеленного
на работу в конкретной сфере общественного производства, а государство сбольшей вероятностью получит эффективного налогоплательщика,
работающего гражданина, а не потребителя социальных фондов.
Все вышесказанное требует самого пристального внимания со стороны
не только структуры Министерства образования и науки, но и комплексного
подхода со стороны других государственных структур, а также активного
участия бизнеса. Естественно, что в условиях рыночной экономики не все
вопросы можно решить в приказном порядке или принятии какого-то закона.
Однако государство может воздействовать на эти процессы как привзаимодействии с объединениями предпринимателей, так и, в частности, врамках трехсторонних соглашений между государством, работодателями и
профсоюзами. В данном случае под термином «государство» необходимо
понимать не только федеральные органы власти, но и региональные и
местные структуры.
Только объединив все усилия, мы сможем выполнить сверхзадачу
максимально быстрой и качественной подготовки специалистов,
объединяющих в себе профессионализм, гражданскую зрелость,самостоятельность и ответственность.
В связи с развитием технологических процессов, автоматизации и компьютеризации производства появляются новые современные требования к специалистам, которые могли бы качественно овладеть этими производственными процессами. В этой связи возникает потребность в перестройке всей системы образования и обучения специалистов высокого современного уровня.
Все это вызывает настоятельную потребность учебных заведений
обеспечивать должное количество учебных, производственных, практик и
стажировок. Возникают следующие вопросы: сколько раз должен пройти
студент практику, стажировку до окончания обучения? Права и
обязанности сторон при заключении договора между учебным заведением и
предприятием о прохождении всех видов практик? Какую роль играет предприятие по отношению к стажеру? Какие пути повышения эффективности учебного процесса и прохождения всех видов практик можно порекомендовать? Какие положительные моменты Вы видите в использовании практикантов в производственных процессах? Является ли стимулирующим началом выплата материального вознаграждения практиканту за выполняемую работу (выполнение наряд-задания, например)?
Безусловен тот факт, что важнейшим условием является успешное
прохождением им профессиональной практики! Работа в качестве стажера ворганизации или на производстве - это почти гарантированный способ получить практический опыт в профессии, это возможность для молодого человека побывать в той коммуникационной среде, в которой ему предстоит в будущем работать, это возможность получить уникальный опыт наставничества, это возможность показать свои сильные стороны и проявить свои таланты при работе над уникальными проектами.Однако все эти процессы проходят в условиях финансового кризиса,
нестабильности правовой базы, разобщенности между академичной
подготовкой и практическими требованиями, что естественно делает
проблему качественной организации прохождения производственныхпрактик злободневной.
Производственная практика как цель
Что такое производственная практика как цель, и почему необходимо заострить внимание на психологической стороне организации практик?
Производственную практику как цель можно рассматривать в виде части
образовательного процесса, как процесс, дающий возможность получения
практических навыков работы, как возможность проявления личностных
качеств, как процесс, облегчающий переход от среднего образования к работе на предприятии.
В реализацию данных целей включены три субъекта: образовательное учреждение, работодатель и студент.
Каждая из сторон имеет свою мотивационную базу.
Мотивация образовательного учреждения ясна - выпустить реальногоспециалиста необходимой профессии, ясна мотивация работодателя - найти
для своего дела, предприятия, организации наиболее активных,
целеустремленных и творческих молодых специалистов, которые в будущем
составят костяк предприятия и будут двигать прогресс вперед. Перед нами
встает вопрос мотивации студента.
Как студент мотивирован на трудовую деятельность и сколько вдействительности студентов являются теми желанными практикантами, которых с удовольствием берут на практику и на работу в дальнейшем? И, наконец, как работать, с теми, кто не обладает большим потенциалом позитивных личностных качеств, которые сегодня так востребованы, проявляя определенную степень инфантилизма?
Чего ожидает современный работодатель от своего работника? Уже от
практиканта он ожидает знание динамики профессии! Не только желания
приобрести навыки, сколько уже ждет, что у стажера есть небольшой арсенал
навыков и умений. То есть, работодатель ждет так же, умение брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение творчески подходить к решению проблем.
Именно сейчас назрела необходимость осознания обществом того
факта, что производственная практика - это не просто первая ступень на пути к профессиональной самореализации, а уникальная ступень
профессионального роста, дающая старт к системным профессиональным
знаниям и личностной ответственности.
Эффективная практика студентов на предприятии – первый этап карьерного роста специалиста
Практика работы с ОАО «Евразруда» Таштагольский и Шерегешский филиалы по взаимодействию с учебными заведениями в области подготовки специалистов с новыми компетенциями складывается на основе договоров о социальном партнерстве.
В учебных заведениях ведется подготовка по основным
направлениям/специальностям, профессиям, востребованным современным
производством.
Сложилась система профессионального партнерства, которая включает:
1. создание рабочих мест для студентов, совмещающих учебу и работу;
2. сопровождение руководителями и специалистами предприятия всех
видов практик студентов;
3. освоение 2-3 рабочих профессий, прохождение стажировок
руководителей и специалистов, включение в проектные команды;
4. инвестиции завода в будущих специалистов, включающие оплату во время прохождения производственной практики.
6. разработка курсовых и дипломных работ по актуальнойпроизводственной тематике;
7. участие руководителей и специалистов предприятия в работе
Государственных аттестационных комиссий;
8. участие студентов в научно-практических конференциях;
9. трудоустройство выпускников, успешно проходивших практику и др.
Анализ прохождения практики и закрепление на рабочих местах
Все наши обучающиеся проходят производственную практику на предприятиях города Таштагола. По окончании ПП наши обучающиеся трудоустраиваются на предприятия, как видно из рис.1 (не полный процент трудоустроившихся составляет: отпуск по уходу за ребенком, призыв в ряды РА, поступление в ВУЗЫ).

Рис.1
Выпускник ГОУ СПО «ТМТ» должен обладать высокими профессиональными и личностными качествами.
Профессиональные качества формируются на основании требований Государственных стандартов по профессиям, где указаны требования к знаниям и умениям будущих рабочих.
Подготовка по профессии должна учитывать научно-технический прогресс в отрасли, знать условия труда рабочих, используемые машины и механизмы на сегодняшнем и будущем производстве. В связи с этим оборудование производственных мастерских должно соответствовать последним достижениям в отрасли и на занятиях по теории должны изучаться новейшие специальные технологии. В ходе производственной практики обучающимися выполняются мини проекты по освещению производственных процессов.
Современному квалифицированному рабочему присущи профессионально-функциональные качества: способность рационально организовывать и планировать работу, быстрая адаптация к изменениям техники, технологии и организации труда, творческий подход к делу, владение информационными технологиями, коммуникабельность, умение договариваться с людьми, работать в команде, открыть свое дело.
Выпускник училища, получив среднее (полное) образование на основании Государственных стандартов по предметам общеобразовательного цикла, должен быть конкурентоспособен при поступлении в ВУЗ-ы и техникумы.
2. Личностные качества выпускника: профессиональная этика, вежливость, дисциплинированность, добросовестность, личная ответственность.
Будущий рабочий должен быть социально зрелым, иметь свои нравственные убеждения, морально устойчивым, способным самореализовать себя.
Основная цель профессионального образования- «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Заключение
Ключевые критерии работодателей по отношению к молодым
специалистам не претерпели значительных изменений. Важным критерием отбора служит оценка личностных характеристик и потенциала молодого сотрудника. Поэтому в ходе обучения необходимо не только грамотно организовать учебный и производственный процессы, главной целью которых является предоставление необходимого объема знаний, умений, но и сформировать у выпускников базу более полного и глубокого представления о будущей профессии, а так же базу актуальных личностных компетенций, востребованных на рынке труда.
Список литературы
Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. –М., 2000
Бершадский М.Е.. О значении понятия «технология» в современной литературе.- М.: Завуч,2002.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1986.
Приложения

lefttop





lefttop