Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Упражнение «Часть - Целое» Задачи:
осознание участниками своего места в коллективе школы;
формирование интереса к теме занятия. Необходимое время: 10 минут.
Вспомогательные материалы: мяч небольших размеров. Процедура проведения. Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников группы должен по очереди закончить фразу, предложенную ведущим.
Ведущий начинает упражнение первым. Он берёт мяч в руки и говорит: «Если бы моя школа была городом, то я бы в нём был ... (воротами, центральной улицей, автобусом и т.д., то есть он называет какую-либо часть города, с которой он себя ассоциирует)». Затем он бросает мяч следующему участнику, который также должен продолжить ту же фразу, подобрав свою ассоциацию. Упражнение продолжается до тех пор, пока вся группа в нём не поучаствует.
В качестве дополнительных фраз можно использовать:
«Если бы моя школа была именинным пирогом, то я бы в нём
был ...».
«Если бы моя школа была кораблём, то я бы был на нём ...».
Упражнение «Круг настроения»
Задачи:
мобилизация участников;
снятие психологического напряжения. Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает им прислушаться к своему состоянию «здесь-и-сейчас». Затем участники должны подумать о том, при помощи какого движения и звука можно наиболее точно выразить это состояние. Каждый по очереди делает шаг вперед и обозначает свое настроение при помощи звука и жеста, вся группа повторяет за ним.
Упражнение «Я профессионал»
Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.
Время: 7–10 минут.
Участникам предлагается подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.
Цель: способствовать установлению контакта между участниками.
Время:10 минут.
Попросите участников встать в круг и рассчитаться на один–четыре.
Затем надо сделать следующее:
каждый первый складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
каждый второй упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
каждый третий кладет левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти разведены в стороны;
каждый четвертый держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти в стороны).
На выполнение задания дается 5 минут. За это время участники должны поздороваться с как можно большим числом коллег, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Упражнение «Совершенный человек»
Участникам предлагается воздушный шарик и фломастеры. Каждый из участников пишет на шарике одно из основных качеств совершенного человека (на свой взгляд). Качества предлагается не повторять.
Затем следует совместное обсуждение «качественного состава личностных качеств совершенного человека».
Упражнение «Остров счастья»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисточки, столы на всех участников группы.
Время: 1,5–2 часа.
Тренер предлагает участникам выразить себя без слов. Умение рисовать не имеет значения.
Ведущий. Вы хорошо поработали, теперь можно немного отдохнуть и помечтать.
Вам подвластны линия и цвет. Дайте своей руке делать то, к чему ее подталкивает звучание музыки. Единственное, к чему вы стремитесь, быть собой. Выразить себя можете только вы, никто больше этого не сделает.
Рефлексия
Удалось ли вам передать задуманный образ? Легко ли было выполнять задание? Какие чувства испытываете? Сразу ли вы приступили к выполнению задания, или потребовалось дополнительное время для «вхождения» в работу?
Упражнения:
Метод «Дыхательной релаксации»
«сядьте поудобнее, так, чтобы вы чувствовали себя расслабленно сделайте глубокий короткий вдох и длинныйдлинный выдох..» Так несколько раз, до достижения состояния расслабленности.

Метод «Нервно-мышечной релаксации»
Для достижения состояния расслабленности необходимо несколько раз напрячь до предела мышцы тела и потом расслабить. Есть варианты этого метода: а) напрягать все тело сразу (не слишком эффективно, но быстро), б) напрягать только кулаки (опять, же не слишком эффективно, но не привлекает внимания, поэтому его легко использовать в общественном месте), в) напрягать, расслаблять все мышцы тела по очереди, начиная с плеч, опускаясь до мышц ступней и заканчивая мышцами головы.
15