Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка


Выступление на МО учителей начальных классов



Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка (4 класс)



Учитель начальных классов МБОУ-лицей Дагуева Л. М.



Владикавказ

Использование информационных технологий в обучении становится велением времени. На раз-
На различных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуа-
лизация необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала для
выявления в ходе его анализа порядка действий с целью решения поставленной задачи, тренинг уме
ний и навыков, их текущий и отсроченный контроль.
Для учащихся 4-х классов Е. В. Гадустова совместно с программистом А. Э. Сарибекяном раз-
работала пакет компьютерных программ для уроков русского языка по теме «Правописание безу-
дарных гласных в окончаниях имён существительных».
Учитывая возрастные особенности младших школьников , а именно преобладание наглядно-об-
разного мышления , в программу включены занимательный дидактический материал , обучаюшие
упражнения, а также сюжетные игровые задания.
Приведу фрагмент урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён
существительных в дательном падеже» с компьютерной поддержкой.
Для повышения познавательной активности учащихся на уроке учитель создаёт проблемную
ситуацию.
На доске приведена таблица:



к морковке
к кроватке
к моркови
к кровати


Учитель:
- Можно ли сразу ответить, почему в словах к морковке - к моркови, к кроватке - к кровати
разные окончания?
Этот проблемный вопрос мотивирует дальнейшую работу учащихся по поиску правильного от-
вета под руководством учителя.
- Что общего в этих словахъ?(Падеж.)
-Что общего в парах слов к морковке- к моркови; к кроватке – к кровати? (У них одинаковый корень.)
-Чем различаются пары слов к морковке – к моркови, к кроватке – к кровати?
(Окончанием, склонением, а также наличием суффикса -к- с уменьшительно-ласка-
тельным значением в словах «к морковке» и «к кроватке».

-Можем ли мы сразу определить , е или и писать в окончании? (Нет.) Почему?
На этот проблемный вопрос дети смогут ответить , если догадаются, что звуки
стоят в слабых позициях(окончания безударные).
После проведённой аналитической и сравнительной работы таблица приобретает
следующий вид:
Д. п., 1 - е скл.
Д. п., 3-е скл.

к морковке
к кроватке
к моркови
к кровати


Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний имён сущест-
вительных в дательном падеже ?
-Над какой же темой мы будем работать на уроке?
-Чему мы должны научиться?
Этот проблемный вопрос определяет, насколько внимательно дети следили за хо-
дом размышлений и насколько поняли логику работы с языковым материалом.
Созданная в начале беседы проблемная ситуация побуждает детей рассуждать,
анализировать, обобщать, делать выводы. Учитель не даёт готовых знаний, а направ-
ляет мыслительную деятельность учащихся в нужное русло.
При запуске программы сначала детям предлагаются задания для подготовки к
восприятию орфографического правила.
-Определите , какие из данных существительных относятся к 1-му склонению, а
какие к 3-му: к роще, к пристани, по тропе.
Поочерёдно на экране появляются слова и типы склонений(1, 2, 3). Учащиеся с
помощью мыши выбирают нужный тип склонения.
- В каком падеже стоят эти имена существительные? Выберите нужное: Р. п., Д. п.,В. п., П. п.
-Поставьте ударения в существительных.


После выполнения этих заданий перед учениками появляется новый слайд: «Рабо-
та над орфографическим правилом».
-Рассмотрите таблицу:
покатился по дорожке
подбежал к избушке
подошёл к кровати
идти по площади

-Прочитайте словосочетания в первом столбце.
-К какому склонению относятся имена существительные? Выберите нужное: 1-е
скл., 2-е скл., 3-е скл.
-Определите их падеж. Выберите нужное: Р. п., Д. п., В. п., П. п.
-Какие окончания пишутся у существительных 1-го склонения в дательном паде-
же? Выберите нужное: -е, -и.
-Ознакомьтесь с правилом:
У существительных 1-го склонения на – а (-я) в дательном падеже пишется окон-
чание –е: к больнице.
Аналогичная работа проводится со словами второго столбца. На экране появляет-
ся правило:
У существительных 3-го склонения в дательном падеже пишется окончание –и: к
проруби.
Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в окончаниях имён сущест-
вительных, наджо помнить;
-окончание –е пишется у существительных 1-го склонения на –а (-я) в дательном
падеже: провести по линейке;
-окончание –и пишется у существительных 3-склонения в дательном падеже: по-
дойти к сирени.
Таким образом, компьютер не сразу выдаёт готовое правило. Его формулировка
появляется только после последовательного самостоятельного выполнения манипуля-
ций с дидактическим грамматико-орфографическим материалом, что позволяет акти-

визировать мыслительную деятельность и способствует запоминанию маршрута , ве-
дущего к правильным выводам.
Далее по образцу, предложенному компьютером, дети учатся обозначать в словах
изученную орфограмму с опорой на формулировку правила.
Затем учащимся предлагается выполнить ряд заданий из тренировочной програм-
мы.
Задание 1.
-Выберите номер столбца, в котором даны верные ответы.
Именительный падеж
1
2


Дательный падеж
Дательный падеж

Москва
капель
весть
поляна
правда
комната
гордость
















Это проблемное задание может быть выполнено только после выполнения таких
умственных операций, как анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.
Задание 2.
-Найдите в предложениях однокоренные существительные , употребите их в дательном падеже.
1. Верхнюю ветвь ель особенно высоко вынесла к свету.
2. Ветка берёзы , которая заглядывала ко мне в окно, покрылась свежим пушистым снежком.
3. Пересаженная ёлка переболела зиму, а к весне ожила.
Выполнение тестирующей программы целесообразно проводить на другом уроке,
поскольку ученики только что познакомились с новой темой.
Таким образом , работа с компьютерной программой позволяет увеличить объём
выполненных на уроке заданий , при этом остаётся время и для выполнения письмен-

ных упражнений по учебнику.
Сочетание проблемного обучения с информационными технологиями позволяет
не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие
развитию основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, вообра-
жения и речи, но и учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также повы-
сить мотивацию учения.


15