Доклад: Система научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов


ДОКЛАД
Система научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов


Подготовила:
Мушенко Р.А.,
Зам. директора по УМР
ОГАОУ СПО «Ютановский
агромеханический техникум»
2015 г.
Отличительной чертой образования рубежа ХХ - ХХI века является динамизм: за последние десятилетия в системе образования произошли серьезные изменения, затронувшие все субъекты этого процесса.
Происходит переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Так в современных быстро меняющихся условиях, в изменяющихся педагогических парадигмах требуется и творческий педагог, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, применяющий на своих занятиях различные педагогические технологии, способный успешно и быстро решать педагогические задачи.
Значительную роль в образовании педагогов традиционно играют научно-методические службы, однако в современной России их функции значительно расширяются 5, с.25; 4,с.3.]: обучение и развитие кадров; повышение уровня педагогического мастерства; выявление, обобщение и распространение профессионального опыта; подготовка к повышению квалификации; обеспечение связи учителей с другими звеньями системы образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование профессиональных устойчивых взглядов и ценностей; создание условий для самообразования и саморазвития; изучение состояния дел с учетом нового социального заказа; планирование содержания, форм, методов, путей и средств достижения цели.
При всей разработанности вопроса работы научно-методических служб образовательного учреждения, при многообразии поставленных задач и выполняемых ими функций, исследователи традиционно выделяют множество нерешенных проблем, в том числе [12, с. 64]: недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность; отсутствие системы в методической деятельности (город - округ - учреждение); неотработанность процессов координации и интеграции методической деятельности в системе образования, приводящая к разобщенности действий руководителей; низкий уровень оперативного информирования, обобщения инновационного педагогического опыта; формальный подход к повышению квалификации специалистов, невнимание к личным запросам и потребностям учителей; отсутствие единой координации методической деятельности в системе среднего образования, создающее значительные трудности в работе, приводящее к сбоям и рассогласованию в действиях специалистов.
Данные проблемы, на наш взгляд, значительно осложняют работу научно-методических служб, тормозят и процесс профессионального развития педагога. В свою очередь, обновление их работы будет способствовать повышению профессионализма отдельных педагогов, образовательных учреждений, соответственно и всей системы современного российского образования.
На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Корректировка реализуемой работы методических служб возможна при разработке стратегии профессионального совершенствования учителя с использованием средств научно-методического сопровождения. Сущность данной технологии состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога.
Таким образом, при появлении новых тенденций в современном мире и образовании, необходимо наряду с деятельностью научно-методических служб, переходить к новым методам поддержки педагогов, таким, как, например, научно-методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования.
Научно-методическое сопровождение деятельности педагога – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер [ 5, 7, 2] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:
более индивидуализировано и гибко;
имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
более многоаспектно;
предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения;
осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;
необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального образования педагогов действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет.
Цель научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов нашего техникума— обеспечение действенности системы внутреннего управления в вопросах научно-методического обеспечения, организации, совершенствования, развития образовательного процесса, реализации инновационных технологий и методик, высокопрофессионального кадрового обеспечения.
Для реализации поставленной цели в техникуме определены следующие задачи:
научно-методическое обеспечение реализации ФГОС СПО в работе техникума;
научно-методическое обеспечение и организация активного участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;
информационное и методическое обеспечение педагогов в соответствии с их профессиональными потребностями;
обеспечение условий повышения профессиональной компетентности, роста педагогического мастерства и развития — творческого потенциала вообще профессионально-педагогических работников с целью их готовности к процессу обучения конкурентоспособных специалистов;
создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и опыта их использования, методических рекомендаций и разработок, способствующих повышению качества образовательного процесса;
повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса, направленной на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного студентами, современной школой и работодателями.
Направления научно-методической работы:
совершенствование содержания образовательного процесса через развитие инновационных профессиональных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий и методов обучения;
развитие методической, научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и обучающихся;
изучение, обобщение передового педагогического опыта и внедрение его в практику работы педагогического коллектива;
внедрение системы педагогического проектирования, отработка программных и нормативно-правовых параметров развития техникума, развитие научно-методического обеспечения ФГОС СПО на основе технологизации образовательного процесса;
реализация компетентностного подхода через:
- развитие мотивации на повышение профессионально-педагогической компетентности и реализацию творческого потенциала преподавателей;
- проведение анализа и самоанализа профессиональной деятельности;
- поддержка научно-исследовательской деятельности педагогов;
- освоение и внедрение инновационных педагогических технологий;
- разработка авторских программ и методик;
- создание информационно-методической среды;
- информационная деятельность:
- создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики, в т. ч. из опыта работы педагогического и студенческого коллектива;
- диагностика и удовлетворение информационных запросов преподавателей техникума;
- диагностика методико-педагогических затруднений в работе педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов и оказание им услуг по преодолению этих затруднений;
- экспертиза учебно-методических, аттестационных, программных, дидактических материалов.
Основные формы научно-методического сопровождения
непрерывного профессионального образования педагогов:
индивидуальная научно-методическая работа с преподавателями;
руководство научно-методической работой педагогов техникума в рамках МК;
распространение и обобщение инновационного педагогического опыта, в том числе и педагогического коллектива техникума;
написание и публикация учебных пособий и методических рекомендаций;
организация постоянных и временных методических семинаров, консультаций, факультета повышения педагогического мастерства, школы молодого педагога, конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.;
тематические выступления на педагогических советах, методическом совете, заседаниях МК;
участие в научно-методических семинарах, конференциях различного уровня;
разработка методической документации по организации и управлению образовательным процессом, планированию научно-методической работы, разработка различных положений о смотрах, конкурсах, выставках.
Функции научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов:
обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;
психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;
выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;
оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
осуществление редакционно-издательской деятельности.
Говоря о научно-методическом сопровождении непрерывного профессионального образования, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено [3, с. 48]:
во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых,
во-вторых, это пространство и время взаимодействия,
в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает вызвано недостатком опыта
Таким образом, научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального образования педагогов необходимо, многоаспектно и способствует их всестороннему развитию, и профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.
Список литературы:
Белотелова, Л.Н., Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. – 2009. - №7.
Винтер, Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов. // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8..
Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс.// Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 2 (22).
Методическая работа в школе. Организация, планирование, анализ. / авт. – сост. Л.В. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156с.
Певзнер, М.Н., Шестернинов Е.Е. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО. // Завуч. – 2004. - №5. - с.
Рыбина, И.Р. Валеологическое сопровождение образовательного процесса в современной школе. // Образование и общество. - 2007. - №3. - с.
Снегурова, В.И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - с. 24-32.
Федорова, Т. Научно-методическая работа в школе: формы организации и способы осуществления. // Директор школы. 2005, №6. с. 26-36.