Программа краткосрочных курсов по астрономии для 5-6 классов Звездное небо


Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МАОУ «СОШ № 153» г.Перми МАОУ «СОШ № 153» г.Перми __________________Н.Р.Исаева
_____________/_______
«____»__________2016 г. «_____»_______________2016г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми





Программа краткосрочных курсов по выбору для учащихся 5-6 классов
Звездное небо









Составитель:
учитель физики
МАОУ «СОШ №153» г.Перми
Кабанова Н. С.




Пермь
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современное образование результатом своей деятельности представляет не столько объем усвоенных знаний и умений, сколько гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовку ребёнка к жизни, его психологическую и социальную адаптация.
Данная программа предназначена для реализации в 5 – 6 классах общеобразовательной школы.
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с некоторыми вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознательных  школьников возникает потребность в  астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
          Данная программа  становится тем более актуальна, поскольку  предмет «Астрономия»   исключён из перечня обязательных предметов  в средней школе,        кроме того,  в связи с переходом на ФГОС второго поколения,  астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса,  полностью исключён из школьной программы, что  не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно  вопросы астрономии играют важную  роль в формировании мировоззрения, раскрывает  современную естественно-научную картину мира.
 Цель данного курса – удовлетворить интерес учащихся к науке о звёздном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нём удивительных явлений.
Задачи курса:
Образовательные: 
познакомить учащихся с научными сведениями о звёздах,  созвездиях;
обогатить учащихся знаниями о способах исследования небесных тел и достижениях науки в освоении космического пространства.
 Воспитательные:
сформировать у учащихся основы научного мировоззрения и научных убеждений;
развивать навыки самостоятельности;
воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.
Развивающие:
развивать стремление к исследовательской деятельности;
развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними;
развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.        
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
    заданий проблемного и эвристического характера;
формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со
    сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
      образовательной деятельности.
Метапредметные: 
умение работать с разными источниками информации;
составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
умеют находить основные созвездия и звезды Северного полушария.
Содержание программы  курса Звездное небо в представлениях древних цивилизаций (индейцев, древних вавилонян, египтян). Развитие представлений о звездном небе.
Звёзды. Расстояния до звёзд. Строение звезд. Размеры звёзд. Гиганты звёздного мира. Температура и цвет звёзд. Яркость звёзд. Самые яркие звезды Вселенной.
     Двойные звёзды. Переменные звёзды. Физически переменные: пульсирующие (цефеиды и мириды), взрывные, затменно-переменные. Новые и сверхновые звёзды. Коричневые карлики и чёрные дыры. Эволюция звёзд. Планеты у других звёзд.
    Система ближайших звёзд. Солнце – ближайшая звезда.
Изменение вида звездного неба в течении суток. Координаты небесных тел.
Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Легенды о созвездиях. Эклиптика.
Созвездия Северного и Южного полушария. Изменение вида звездного неба в течении года. Вид звездного неба зимой, весной, летом и осенью.
Показная карта звездного неба. Изготовление и работа с ПКЗН.


Учебно-тематический план

Темы Количество часов
всего теория практика
Развитие представлений о звездном небе. Созвездия. 1 1
Расстояние до звезд. Строение звезд. Классификация звезд. 1 1
Изменение вида звездного неба в течении суток. 1 1 Изменение вида звездного неба в течении года.
Показная карта звездного неба 4 4
Итоговое занятие 1 1
Итого: 8 часов 8 5 3

Результатом освоения данной программы краткосрочных курсов «Звездное небо» является создание учащимися карты звездного неба в день своего рождения и описание вида звездного неба в этот день на итоговом занятии.
Материально – техническое обеспечение
Для проведения занятий имеется всё необходимое:
наличие учебного класса;
наличие компьютера с возможностью выхода в интернет;
техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
 библиотека  методической, учебно-популярной и энциклопедической литературы;
Шаблоны для изготовления ПКЗН (приложение 1)
Список  литературы для учителя
    1. Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание 5-6 класс. – М.., Аквариум. 1997
    2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1989.                                                                                                                    
    3. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», серия «Я познаю мир». Изд. Белый  город, 2004.
4. Зигель Э. С. Что и как наблюдать на звездном небе?, 1979.
 5. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Гостехиздат, 1946.
6. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., Аванта +, 2004.  


Приложение 1