Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 5 класса по программе В.Я Коровиной


Календарно-тематическое планирование уроков литературы
( 102 часа, из них развитие речи- 16 часов, региональный компонент-7 часов, внеклассное чтение-11 часов, классных сочинений-3, домашних сочинений-1)

п№
пп/п
п
Содержание
Кол-во
часов Даты проведения
План факт Оборудование Основные виды учебной деятельности
1
1 Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. 1 Учебник Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов.
Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.
Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Различение видов сказок.
Сопоставление вариантов сказок.
Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.
2
2 Фольклор – коллективное устное народное творчество Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Т.л.Фольклор.
Устное народное творчество(развитие представлений) 1 Презентация к уроку
33 Сказка как вид народной прозы.Виды сказок. «Царевна – лягушка» встреча с волшебной сказкой. 1 Презентация к уроку
Иллюстрации
к сказке 44 «Царевна –лягущка».Народная мораль в характере и поступках героев.Образ невесты-волшебницы.
1 55 Ивана-царевич-победитель житейских невзгод ,его помощники и противники.
Поэтика сказки .Фантастика. 1 Учебник 66 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. 1 Учебник 7 Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя .герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. 1 Учебник 88 Сказки о животных.
«Журавль и цапля».
Народное представление о справедливости 1 Презентация к уроку 99 Бытовые сказки «Солдатская шинель»
Народное представление о добре и зле.
Т.л.Сказка.Виды сказок(закрепление представлений)Постоянные эпитеты.Гипербола.Сравнение(начальное представление)
Сказочные формулы.Вариативность сказок(начальные представления)
1 Презентация к уроку
110 Вн.чт.Мои любимые народные сказки.
Р.р.Домашнее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло народных сказок».
Практические работы.Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения).Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет.Создание собственных иллюстраций к сказке.
Проект:Составление под руководством учителя электронного альбома. 1 Презентация к уроку
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета).
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.
Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Сочинение собственных сказок и малых
111 Кубан.Народные игры и забавы на Кубани. 1 Презентации Осознание значения игр и забав в жизни людей.
112 Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
1 Презентация к уроку Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Пересказ сюжетов древнерусских летописей.
Участие в коллективном диалоге.
Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.
Характеристика героев древнерусской литературы. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
113 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»Ге рои сказания.Отзвуки фольклора.
Т.л.Летопись
(начальные представления) Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Проект:
Составление электронного альбома «Сюжеты и русских летописей» 1 Учебник 114 М.В. Ломоносов-ученый, поэт, художник, гражданин Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» -научные истины в поэтической форме.Юмор стихотворения.
Т.л.Литературные роды и жанры(начальные представления)
Практические работы.
Анализ стихотворения по плану.
Составление таблицы «Роды и жанры литературы».
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин» 1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Пересказ фрагментов публицистического и научно- популярного текстов.
Выразительное чтение стихотворения.
Поиск незнакомых слов к определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Поиск в стихотворении юмористических элементов.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
115 Русские басни. Жанр басни .Истоки басенного жанра. 1 Презентация к уроку
Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление вопросов к басням.
Составление характеристик героев басен.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Создание собственных иллюстраций и их защита.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности.
116 И.А. Крылов.
Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий 1 Презентация к уроку
117 Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»,
«Свинья под дубом». «Ворона и Лисица».Осмеяние человеческих пороков в баснях.
Т.л.Басня(развитие представления),аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. 1 Иллюстрации
к басням 118 Р.р. Басни Крылова. Анализ и исполнение.
Конкурс инсценированной басни. 1 Видеофильм 119 Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе
Практические работы.
Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях.
Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Составление таблицы «Жанровые особенности басен».
Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова.
Конкурс инсценированной басни.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома. 1 Рисунки и иллюстрации 220 В.А.Жуковский Краткий рассказ о поэте.
Жуковский– сказочник. Сказка «Спящая царевна».Знакомство с героями. 1 Презентация к уроку
Портрет Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана произведения (в том числе цитатного). Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Работа со словарём.
221 «Спящая царевна».Черты литературной и народной сказки.Герои,особенности сюжета. 1 Учебник 222 Баллада В.А. Жуковского «Кубок».Жанр баллады. Благоролство и жестокость героев баллады.
Т.л.Баллада(начальные представления).
Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки. 1 Презентация к уроку
223 А.С. Пушкин.
Детство.Годы учения. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины
Родионовны.
1 Презентация к уроку
Портрет
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
224 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» как собирательная картина русских сказок. 1 Иллюстрации
к сказкам 225 Кубан.И.Зубенко «Мальчик и лошадь». Отношение людей к животным. 1 Овладение умением понимать нравственную проблематику произведения.
226
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки рождения сюжета сказки. 1 Презентация к уроку Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов сказки.
Выделение этапов развития сюжета.
Составление вопросов к сказке.
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки.
Устное иллюстрирование событий и героев сказок.
Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок. Сопоставление сказки и анимационного фильма.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Создание письменных высказываний различных жанров:
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.
227 Стихотворная и прозаическая речь. Рифма и ритм. Противостояние добрых и злых сил. Система образов. 1 Учебник 228 Р.р.Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность
Т.л. Лирическое послание (начальные представления)Пролог (начальные представления. 1 Учебник 229 Вн.чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина Художественный мир пушкинских сказок.
Практические работы.
Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Инсценирование фрагментов сказок.
Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, решение тестов.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки».
Составление викторин к сказкам.
Написание отзыва на анимационный фильм.
Создание иллюстраций к сказкам.
Проекты:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (тексты народных и литературных сказок и их герои в иллюстрациях). Создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике». 1 Презентация к уроку
330 Кубан. «Чертова мельница».Казачья сказка в пересказе В.Кагитина 1 Презентация к уроку
Овладение умением понимать нравственную проблематику произведения
331 Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. 1 Презентация к уроку
Портрет Выразительное чтение сказок (в том числе наизусть и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики к сказкам. Презентация и защита собственных иллюстраций.
332
33 Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Т.л. Литературнаясказка (начальные представления) Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Практические работы
Инсценирование фрагментов сказок.
Составление отзыва о литературной сказке.
Поиск примеров художественной условности в сказках. 1
1 Учебник
Презентация к уроку 334 Кубан.У литературной карты Краснодарского края 1 Выставка книг Овладение сведениями из жизни и творчества кубанских поэтов и писателей.
Определение нравственной проблематики произведений
335 М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино».
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. 1 Учебник Презентация к уроку Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.

336 Р.р.Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Т.л. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений) метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление.
Практические работы.
Обучение выразительному чтению стихотворения.
Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись». Инсценирование фрагментов сказки.
Создание иллюстраций к стихотворению и сказке. 1 Презентация к уроку 337 Н.В. Гоголь.
Краткий рассказ о пистеле.«Заколдованное место»- повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.
1 Презентация к уроку
Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публици-стической литературы, ресурсов Интернета.
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев.
Составление плана и анализ эпизода по плану.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление повестей с народными сказками.
Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
338 Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести
Т.л. Фантастика (развитие представлений) Юмор (развитие представлений.
1 Презентация к уроку
339 Вн.чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.
Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя).
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность». Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Создание собственных иллюстраций к повестям Н. В. Гоголя.
Проект:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в иллюстрациях». 1 Иллюстрации
к сказкам 440 Н.А. Некрасов.
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.
Т.л.Эпитет (развитие представлений). 1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
441 Вн.чт.
Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Поэтический образ русской женщины.
1 Презентация к уроку 442 Вн.чт.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей. Речевая характеристика персонажей
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»),
Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова.. 1 Учебник
Презентация к уроку 443 И.С. Тургенев.
Краткий рассказ о писателе. «Муму»-повествование о жизни в эпоху крепостного права. Знакомство с героями
1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана (в том числе цитатного).
Составление плана характеристики героя и сравнительной Характеристики героев.
Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика (в том числе сравнительная). Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита своих иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
444 Герасим и его окружение.Нравственное превосходство Герасима. 1 Презентация к уроку
445 Герасим и Муму. Счастливый год. 1 Презентация к уроку
446 Духовные и нравственные качества Герасима.
Немота главного героя-символ немого протеста крепостных крестьян.
Т.л. Портрет, пейзаж (начальное представление)Литературный герой (начальное представление). 1 Иллюстрации
к сказкам 447 Р.р. Подготовка к классному сочинению по рассказу
И.С. Тургенева «Муму» 1 448 Р.р.
Написание классного сочинения по рассказу «Муму».
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».
Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести. Создание собственных иллюстраций к повести.
Подбор цитат по заданной теме высказывания.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в, повести „Муму“ глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства). 1 449 А.А.Фет.
Краткий рассказ о поэте.
«Чудные картины» А.АФета.Воплощение красоты человека.
Р.р.Обучение выразительному чтению стихотворения.
Практические работы.
Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно¬выразительных средств, использованных в стихотворении. 1 Учебник
Презентация к уроку
Портрет Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана анализа лирического произведения
550 Л.Н. Толстой.
Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. 1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя.
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Нравственная оценка героев рассказа.
Составление плана (цитатного плана).
Выявление этапов развития сюжета.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
551 Жилин и Костылин. Жилин и Дина.
Утверждение гуманистических идеалов.
Р.р.Обучение сравнительной характеристике героев. Жилин и Дина. Подготовка к сочинению.
Т.л. Сравнение (развитие представлений) Сюжет (начальное представление).1 1 Учебник 552 Р.р.Классное сочинение по рассказу «Кавказский пленник».
Какие мысли JI. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Практические работы. Инсценирование фрагментов рассказа.
Подбор цитат по заданной теме.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».
Определение роли сравнений в рассказе.
Обучение анализу эпизода рассказа.
Создание собственных иллюстраций к рассказу.
Проект:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы». 1 Презентация к уроку
553 А.П. Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Хирургия»- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики
Т.л.Юмор (развитие представлени,
речевая характеристика персонажей (начальные представления) речь героев как средство создания комической ситуации. 1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Составление плана (цитатного плана).
Выделение этапов развития сюжета.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
554 Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.
Практические работы.
Инсценирование рассказов А. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).
Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».
Обучение составлению киносценария. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».
Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях» 1 Презентация к уроку 555 Поэты ХIХ века о Родине и родной природе. 1 Презентация к уроку Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Аргументация своего мнения с помощью цитат.
Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
556 Р.р.Обучение анализу лирического текста.
Т.л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Практические работы.
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения.
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в 1 Учебник 557 И.А. Бунин.
Краткий рассказ о писателе.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
558 Вн.чт. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. ).
Практические работы.
Обучение анализу эпизода рассказа.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».
Создание собственных иллюстраций к рассказам 1 Презентация к уроку
559 В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.
Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец
1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.
660 Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. 1 Учебник Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). . Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев повести.
Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики.
Письменная сравнительная характеристика героев повести Выявление элементов композиции повести.
Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
661 Р.р.Характеристика героя.
Т.л. Портрет (развитие представлений)Композиция литературного произведения (начальное представление) 1 Учебник 662 Жизнь среди «серых камней». Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Практические работы.
Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».
Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др:).
Создание иллюстраций к повести.
Проект:
Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». 1 Учебник 663 Кубан. «Край ты наш кубанский».
Стихотворения кубанских поэтов.
С.Хохлов,И.Варава,В.Бакалдин. 1 Выставка книг
Иллюстрации Овладение сведениями из жизни поэтов
Осознание лирического пафоса стихотворений .
Выразительное чтение стихотворения; использование теоретико-литературных понятий в речи; нахождение в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определение их роли; оценивание актерского чтения.
664 С.А. Есенин.
Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»-поэтическое изображение родной природы .Образ малой родины.
Своеобразие языка есенинской лирики.
Практические работы.
Обучение анализу стихотворения.
Создание иллюстраций к стихотворениям. 1 Презентация к уроку
Портрет Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Анализ стихотворения по плану анализа лирики.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций
665 П.П. Бажов.
Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. 1 Презентация к уроку
Портрет Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Рассказ о героях и их нравственная оценка.
Анализ эпизода произведения.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов.
666 Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т.л. Сказ как жанр литературы (начальное представление) Сказ и сказка (общее и различное)
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».
Обучение анализу эпизода сказ.
Создание собственных иллюстраций к сказу.
1 Иллюстрации
667 К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
Сказка «Теплый хлеб».
Герои и их поступки. 1 Презентация к уроку
Портрет Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Выявление черт фольклорной традиции в сказке.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его творчестве.
668 Реальное и фантастич еское в сказке.
Доброта и сострадание, победа добра над злом. 1 Учебник 669 Вн.чт.
К.Г. Паустовский. Природа и человек в рассказе
«Заячьи лапы» .
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказок.
Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» 'и «фантастика».
Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж». Создание собственных иллюстраций к сказке 1 Презентация к уроку 770 С.Я. Маршак.
Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»-пьеса-сказка. 1 Презентация к уроку
Портрет Выразительное чтение сказки писателя (в том числе по ролям и наизусть) и пьесы-сказки.
Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов.' Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.
Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.
Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
771 Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок 1 Учебник 772 Художественные особенности пьесы-сказки.
Т.л. Драма как род литературы (начальное представление) Пьеса-сказка. 1 Презентация к уроку
773 Р.р.Устное сочинение по пьесе-сказке.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказок писателя.
Сопоставление литературной пьесы-сказки и её фольклорных источников.
Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки. Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Создание иллюстраций к сказкам.
Проект:
Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С. Я. Маршака (выбор фрагмента пьесы- сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля). 1 Презентация к уроку
774 А.П. Платонов.
Краткий рассказ о писателе. «Никита».Быль и фантастика в рассказе.
Кубан. Использование фольклорных художественных средств в сказках Платонова.
Т.л.Фантастика в литературном произведении (развитие представлений) 1 Презентация к уроку
Портрет Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.
Письменная характеристика героя (с использованием цитирования).
Подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения. Работа со словарём литературоведческих терминов.
775 Главный герой рассказа, его единство с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Практические работы.
Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Подбор цитат для характеристики героя.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика». 1 Учебник 776 В.П. Астафьев.
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». 1 Презентация к уроку
Портрет
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его
фрагментов.
рования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования).
Нравственная оценка героя рассказа.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Презентация и защита своих иллюстраций.
Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Подбор цитат из текста по заданной теме.
Составление письменного ответа на проблемный вопрос
777 Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. 1 Учебник 778 «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т.л.Автобиографичность литературного произведения (начальное представление 1 Учебник 779 Р.р Подготовка к классному сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1 Учебник 880 Р.р.Написание классного сочинения по рассказу В.П.Астафьева.
Практические работы.
Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.стафьева «Васюткино озеро».
Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 1 881 «Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» 1 Презентация к уроку
Портрет Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворениям.
882 К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети.
Практические работы.
Обучение анализу стихотворений.
Сопоставительный анализ стихотворений.
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям 1 Презентация к уроку
Портрет 883 Произведения о Родине, родной природе. И.Бунин, А.Прокофьев,
Д.Кедрин,Н.Рубцов,Дон Аминадо Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. 1 Учебник Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
884 Р.р.Обучение анализу лирического стихотворения(на материале стихотворений русских поэтов 20 века).
Практические работы.
Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.
Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»).
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся. 1 Учебник 885 Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Т.л.Юмор(развитие понятия)
1 Презентация к уроку Устные рассказы о писателях.
Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций
886 Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» Способы создания юмористического. Практические работы.
Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного.
Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор»:
Создание иллюстраций к рассказам
1 Презентация к уроку
887 Кубан.Беседа о творчестве новороссийских поэтов. 1 Презентация к уроку
Овладение сведениями из жизни поэтов
Осознать лирический пафос стихотворений .
Овладение умением выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
888
889
Роберт Льюис Стивенсон.
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед».Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Т.л.Баллада(развитие представлений)
Даниель Дефо
Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа.
1
1 Презентация к уроку
Презентация к уроку Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устные рассказы о писателях.
Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Составление плана письменной характеристики героев (в том числе сравнительной) и их характеристика по плану (с использованием цитирования).
Составление речевой характеристики персонажей.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос.
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом .
990 Необычайные приключения Робинзона Крузо.» Характер героя .Гимн неисчерпаемым возможностям человека. 1 Учебник 991 Х.К. Андерсен
Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. 1 Презентация к уроку 992 Поиски Кая. Помощники Герды.Снежная королева и Герда.Победа добра, любви и дружбы.
Т.л.Художественная деталь (начальные представления). 1 Учебник 993 Вн.чтЛюбимые сказки Х.К.Андерсена 1 994 Р.р.Устное сочинение по сказам. 1 Презентация к уроку
995 Жорж Санд
Краткий рассказ о писательнице. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. 1 Презентация к уроку
996 Речевая характеристика персонажей.
Р.р..Сочинение-миниатюра
«О чем рассказал мне цветок (бабочка,камень,дерево…)
Т.л. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
1 Учебник 997 Марк Твен.
Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера».
Том и его друзья. Том и Гек. Том и Бекки. Черты характера Тома.Внутренний мир героев М. Твена. 1 Презентация к уроку 998 Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. 1 Учебник 999 Дж. Лондон
Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише».Тема взросления подростка. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. 1 Презентация к уроку 1100 Вн.чт.Любимые произведения зарубежных авторов.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов произведений.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».
Создание собственных иллюстраций к произведениям.
Составление викторин по произведениям.
Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе («Иду домой» В. Белова; «Васюткино озеро» В. Астафьева).
Проекты:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».
Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях». 1 Выставка книг 1101 Итоговый урок.
Выявление литературного развития. 1 Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устный монологический ответ.
Различные виды пересказов.
Устные и письменные рассказы о произведениях и героях. Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов.
Решение тестов.
Отчёт о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов
1102 Итоговый урок.
Задание для летнего чтения.
Проект:
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».
1 Итого 102 часа Сочинений-4
Классных-3
Домашних-1