Календарно-тематическое планирование уроков ЛИТЕРАТУРЫ для 6 класса по программе В.Я.Коровиной (ФГОС)


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
(102 часа, из них развитие речи - 12 часов, литература Кубани - 5 часов, внеклассное чтение - 11 часов).

п/п Содержание
Колич. часов Дата проведения Оборудование Основные виды учебной деятельности
план. факт. Введение (1 час)
1 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. 1 Учебник Чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период.
Устное народное творчество (4 часа)
2 Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. 1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
3 Пословицы и поговорки. Их народная мудрость.
1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; ответы на вопросы; мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
4 Загадки - малые жанры устного народного творчества. Афористичность загадок.
Т.п. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. 1 Иллюстрации
Презентация к уроку
Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по загадкам и пословицам; установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись, музыка).
5 Р.р. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Устное сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
Кубан. Детские колядки и щедровки на Кубани.
Практические работы. Толкование смысла пословиц, поговорок, загадок. Сочинение и отгадывание загадок. Устное и письменное сочинение. 1 Иллюстрации
Презентация к уроку
Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по загадкам и пословицам; устное сочинение.
Из древнерусской литературы ( 1 час)
6 «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
Т.л. Летопись (развитие представлений).
Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы. Образы и приемы изображения человека..1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание текста сказания по фонохрестоматии; связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
Из литературы XVIII (1час)
7 И. И. Д м и т р и е в. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Особенности языка XVIII столетия.
Т.л. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие представлений).
Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «аллегория» и «мораль». 1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.
Из литературы XIX века (51 час)
8 И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. 1
Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
9 «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
P.p. Письменный ответ «Что осуждается в русских баснях?»Т.л. Басня. Аллегория (развитие представления). 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Связный рассказ, ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
10 Вн.чт. Басни И.А Крылова. Конкурс инсценированной басни.
Практическая работа. Истолкование аллегории и морали басен .Конкурс на лучшее инсценирование басни .Викторина на знание басен.
Проект.Составление под руководством учителя сценария литературной композиции по басням И. А. Крылова и ее постановка на школьной сцене. Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Связный рассказ, ответы на вопросы,
инсценрование11 А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. 1 Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
12 «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.
1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание и восприятие стихотворения; осмысление сюжета, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией
13 Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути.
Т.л. Жанр стихотворного послания 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
14 Р.р. Обучение анализу стихотворения. Устный анализ стихотворения А.С.Пушкина.
Т.л. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина.
1 Фонохрестоматия
Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова;: ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
15 Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести.
Т.л. Роль антитезы, случая в композиции произведения. 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; инсценировка эпизодов
16 Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». 1 Иллюстрации Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; инсценировка эпизодов.
17 Вн.чт. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Р.р. Устный отзыв об одной из повестей. 1 Иллюстрации
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; инсценировка эпизодов.
18 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский –старший и Троекуров. 1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, событий, характеров главных героев;: выразительное чтение эпизодов; комментирование художественного произведения; анализ текста
19 Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Бунт крестьян в повести.
Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести. 1 Учебник
Фонохрестоматия
Выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, художественный пересказ эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
20 Осуждение пороков общества в повести. Защита чести, независимости личности 1 Учебник Выборочное чтение эпизодов романа; осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; обсуждение плана основных событий; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста.
21 Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Р.р Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»
Т.л. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
1 Учебник
Фонохрестоматия
Выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, художественный пересказ эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ 12-19 глав романа
22 Авторское отношение к героям повести «Дубровский». Образ повествователя и автора. 1 Учебник
Выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, ответы на вопросы; художественный пересказ эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста.
23 P.p. Подготовка к классному сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». 1 Учебник
Составление плана, подбор цитатного материала, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста..24
P.p. Написание классного сочинения «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Практическая работа.
Определение художественной функции фольклорных образов в стихотворении «Узник». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворении «Зимнее утро». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих особенности жанра в стихотворении «Пущину». Подбор цитатных примеров по теме «Пейзаж и его роль» в стихотворении «Зимнее утро». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в повести «Барышня и крестьянка». Обучение анализу эпизода «Пожар в Кистенёвке», «Последняя встреча Маши и Дубровского» из повести «Дубровский».
Проект. Составление под руководством учителя сценария инсценировки повести «Дубровский» и ее постановка на школьной сцене.
1
Написание классного сочинения «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
25 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски в стихотворении. Основное настроение и композиция стихотворения.
Т.л. Особенности поэтических интонаций. 1 Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки
26 Тема красоты и гармонии человека с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
Т.л. Антитеза как основной композиционный приём 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворений в исполнении актера; осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева)
27 «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Утёс», «Три пальмы».. Обучение анализу одного стихотворения.
Т.л. Двусложные размеры стиха. Поэтическая интонация. 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста
28 P.p. Письменный ответ «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация», «антитеза», «символ», «баллада» .Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Определение видов рифм и способов рифмовки. Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные размеры стиха.
1 Письменный ответ «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».
29 Кубан. Казачьи сказки (в обработке Б. Алмазова). 1 Выставка книг
Иллюстрации Выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, ответы на вопросы; художественный пересказ эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста.
30 И. С. Т у р г е н е в. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. 1 Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы; устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
31 Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». 1 Учебник
Фонохрестоматия
Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы; устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
32 Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. 1 Учебник
Фонохрестоматия
Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; художественный рассказ о мальчиках, ответы на вопросы; устное словесное рисование; комментирование отдельных фрагментов рассказа; анализ текста.
33
Роль картин природы в рассказе. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа.
Т.л. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений). 1
Учебник
Фонохрестоматия
Иллюстрации Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы; устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов рассказа.
34 Р.р. Характеристика одного из рассказчиков.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», « портретная характеристика», различные формы выражения авторской позиции.
Проект. «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).
1 Учебник
Устный ответ. Характеристика одного из рассказчиков.
35 Ф. И. Т ю т ч е в. Слово о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы.
Р.р. Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения.
1 Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворений; осмысление содержания стихотворений; заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; установление ассоциативных связей с произведениям музыки; анализ текста лирического произведения.
36 Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека и свободный полёт коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся...».
Т.л. Роль антитезы в стихотворении.
1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Комментированное чтение стихотворения.
37 Р.р. Письменный анализ стихотворения.
1 Учебник Письменный анализ стихотворения
38 А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. 1 Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
39 «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у берёзы...».Природа как мир истинной красоты, как мерило человеческой нравственности. 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
40 P.p. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Т.л. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
41 Н. А. Н е к р а с о в. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.
1
Портрет
Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; сообщение о поэте, выразительное чтение, устное
словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
42 Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. 1 Фонохрестоматия
Прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; сообщение о поэте, выразительное чтение, устное
словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста
43 Р.р. Устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?; «Правда о строительстве первой железной дороги». 1 Учебник Прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; сообщение о поэте, выразительное чтение, устное
словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста.
44 Вн.чт. Н. А. Н е к р а с о в. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта. 1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста.
45 Р.р. Развернутый ответ на проблемный вопрос. (По творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова).
Т.л.Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа (начальные представления).
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Составление плана сообщения «Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Определение видов рифм и способов рифмовки. Подбор примеров, иллюстрирующих трехсложные размеры стиха.
1 Учебник Развернутый ответ на проблемный вопрос
46 Н. С. Л е с к о в. Литературный портер писателя .Понятие о сказе.
Т.л. Сказ как форма повествования.
1 Портрет
Презентация к уроку
Чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом;установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста.
47
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант.
Т.л. Ирония (начальные представления).
1
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Ответы на вопросы; выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа: «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу», «Платов у туляков», «Левша у англичан»;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ художественного текста
48 Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Презентация групповых заданий «Приемы сказочного повествования»;
комментирование художественного произведения; анализ языка произведения
49 P.p. Особенности языка повести. Лексическая работа с текстом. Составление толкового словаря. 1 Учебник Комментирование художественного произведения; анализ языка произведения, лексическая работа с текстом. Составление толкового словаря.
50 Р.р. Подготовка к классному сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении НА. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша». 1 Учебник Составление плана, подбор цитатного материала, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста
51 Р.р. Написание классного сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении НА. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша». 1 Написание классного сочинения
52 Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах». Проблема человеческого долга. Композиция. Художественные приемы.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», « сказ», различные формы выражения авторской позиции.Создание собственных иллюстраций к сказу. Инсценирование фрагментов сказа.
Проект. Составление под руководством учителя сценария инсценировки «Как Левша гостил у англичан» и ее постановка на школьной сцене.
1 Презентация к уроку
Чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста.
53 А.П. Чехов. Литературный портер писателя .Воспоминания современников о Чехове. 1 Портрет
Презентация к уроку
Рассказ о писателе, ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;.54 А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Т.л. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Комментирование художественного произведения; анализ текста.
55 Вн.чт. А. П. Ч е х о в. Рассказы Антоши Чехонте.
Практическая работа.
Подбор цитат к теме « Речь героев и художественная деталь как источник юмора в рассказах А.П.Чехова. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», « юмор». Создание собственных иллюстраций . Инсценирование рассказов. 1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Комментирование художественного произведения; анализ текста.
56
P.p. Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой.
Т.л. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений.1
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
57 Р.р. Письменный сопоставительный анализ стихотворений.
Практическая работа.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений.
1 Учебник Письменный сопоставительный анализ стихотворения
58 Кубан. Василий Попов «Чабрец». Лучшие черты национального героя. 1 Иллюстрации Комментирование художественного произведения; анализ текста.
Из литературы XX века (28 часов)
59 А. И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Т. л. Рождественский рассказ (начальные представления).
Практическая работа.
Поиск в тексте черт рождественского рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление устного рассказа о герое.
Презентация к уроку
Рассказ о писателе, ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;. комментирование художественного произведения; анализ текста.
60 А. П. П л а т о н о в. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Т.л.Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». 1
Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Художественный пересказ, ответы на вопросы; сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование;
сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт.
61 Вн.чт. «Цветок на земле» и другие рассказы А.П.Платонова. Сюжеты и герои. 1 Выставка книг
Презентация к уроку
Комментирование художественного произведения; анализ текста.
62 А. С. Г р и н. Рассказ о писателе. «Алые паруса».Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.
1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи учебника об А.С. Грине; прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; сообщение об А. Грине, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
63 Душевная чистота главных героев книги.
Р.р. Обучение анализу эпизода ( по выбору учащихся). 1 Текст повести
Презентация к уроку
Прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; сообщение об А. Грине, устное словесное рисование,: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
64 Авторская позиция в произведении.
Р.р. Сравнительная характеристика Ассоль и Грея.
Т.л. Понятие о жанре феерии.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Поиск цитатных примеров к понятию «феерия», «антитеза». Сравнительная характеристика Ассоль и Грея. Обучение анализу эпизода( по выбору учащихся).Сопоставление повести и ее киноверсии.
1 Текст повести
Иллюстрации Прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; сообщение об А. Грине, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
65 Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Солдатские будни в стихотворении К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» .1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно»; устные сообщения о поэтах фронтового поколения (К.М.Симонове) , прослушивание стихотворений в записи;
выразительное чтение стихотворений;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
66 Д. С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства автора и мысли о Родине и о войне. 1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно»; устные сообщения о поэтах фронтового поколения (Д.С.Самойлове), прослушивание стихотворений в записи;выразительное чтение стихотворений;самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
67 Вн.чт. А. А. Л и х а н о в. «Последние холода». Дети и война.
Практическая работа.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.
Подбор примеров, иллюстрирующих функции звукописных образов. 1 Презентация к уроку
Комментирование художественного произведения; анализ текста.
68 В. П. А с т а ф ь е в. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. 1 Портрет
Презентация к уроку
Пересказ эпизодов рассказа; устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...»
69 Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
P.p. Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Т.л. Речевая характеристика героя). Герой-повествователь (начальные представления).
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров к теме « Картины жизни и быта сибирской деревни».
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика», «юмор». «рассказчик». 1
Учебник
Иллюстрации Пересказ эпизодов рассказа; устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста.
70 В. Г. Р а с п у т и н. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
Т.л. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). 1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Чтение статьи учебника «Уроки доброты». Из истории создания
рассказа»; ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста (сравнить два описания места, в котором дети играют на деньги)
71 Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.
1 Учебник
Ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;
сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств и различий.
72 Нравственные проблемы рассказа.
Р.р. Анализ эпизода «Игра в замеряшки». 1
Учебник
Ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;
сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств и различий.
73 P.p. Подготовка к классному сочинению «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».
1 Учебник
Составление плана, подбор цитатного материала, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; анализ текста
74 P.p. Написание классного сочинения «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет». «герой-повествователь» .Анализ эпизода «Игра в замеряшки».
Проект .Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей». 1 Учебник
Написание классного сочинения
75 Н. М. Р у б ц о в. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние, «В горнице».
Тема Родины в поэзии. Человек и природа в его «тихой» лирике.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров к теме « Образы и картины стихотворения «Звезда полей»».
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворений.
1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением; анализ текста.
76 Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. 1 Портрет
Презентация к уроку
Чтение статьи учебника о писателе;
ответы на вопросы; импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало»; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ художественного текста
77 Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера
Р.р. Характеристика образа рассказчика.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. 1 Иллюстрации Ответы на вопросы; импровизированный рассказ о героях, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, анализ художественного текста.
78 Кубан. Вячеслав Пальмам. «Ущелье Желобного». 1 Иллюстрации Ответы на вопросы; импровизированный рассказ о героях, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, анализ художественного текста.
79 Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Чувство радости и печали, любви к родной природе 1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; устный рассказ об А.Блоке, выразительное чтение стихотворений А.А. Блока, создание иллюстраций к ним; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
80 С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. 1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; устный рассказ о С.А.Есенина, выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина, создание иллюстраций к ним; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
81 А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...» Поэтизация родной природы.
Р.р. Обучение анализу стихотворения.
Т.л. Лирический герой (развитие представлений). 1 Портрет
Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; устный рассказ об А.А.Ахматовой, выразительное чтение стихотворений А.А.Ахматовой, создание иллюстраций к ним; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста.
82 Р.р. Письменный анализ стихотворения.
Практическая работа.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворений. Обучение анализу одного стихотворения. Письменный анализ стихотворения. 1 Учебник
Письменный анализ стихотворения.
83 В. М. Шукшин. Слово о писателе. Странные люди-герои Шукшина. В.М. Шукшин и его фильмы. Портрет
Презентация к уроку
Чтение статьи учебника «Странные люди» - герои Шукшина»; ответы на вопросы; заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование.
84 В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. 1 Презентация к уроку
Фонохрестоматия
Ответы на вопросы; устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
85 Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
Р.р. Выборочный пересказ с творческим заданием.
Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-«чудиков»». Выборочный пересказ с творческим заданием.
1 Учебник
Ответы на вопросы; устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
86 Вн.чт.РассказыВ.М.ШукшинаГерои-«чудики». 1 Презентация к уроку
Ответы на вопросы; устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
Из литературы народов Росси ( 2 часа)
87 Г. Т v к а й. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста.
88 К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Родина как источник сил. Тема бессмертия народа.
Т.л. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Образ Родины в стихотворениях Г.Тукая и К.Кулиева. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов. 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста.
Из зарубежной литературы (12 часов)
89 Мифы народов мира.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия.
1
Презентация к уроку
Иллюстрации Пересказ, ответы на вопросы;
выразительное чтение мифологического текста; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставление произведений художественной литературы (мифологический сюжет о спасении Гесионы Н.А.Куна и Р.Грейвса)
90 Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Пересказ, ответы на вопросы;
выразительное чтение мифологического текста; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставление произведений художественной литературы (мифологический сюжет о спасении Гесионы Н.А.Куна и Р.Грейвса)
91 Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе1 Презентация к уроку
Иллюстрации Чтение легенды; ответы на вопросы; выразительное чтение, художественный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), обсуждение сочинений о подвигах Геракла; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
92 А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
Р.р. Сопоставительный анализ.
Т.л. Миф. Отличие мифа от сказки. Презентация к уроку
Чтение легенды; ответы на вопросы; выразительное чтение, художественный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
сопоставление произведений художественной литературы (легенды об Арионе Геродота и стихотворения А.С.Пушкина «Арион»)
93 Г о м е р. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.
Т.л. Понятие о героическом эпосе. 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Ответы на вопросы; сообщения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Значение поэм Гомера»; рассказ о главных героях поэм - Одиссее и Ахилле; выразительное чтение фрагментов поэм; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
94 На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Р.р. Сопоставление произведений художественной литературы (сюжетных основ двух поэм). 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Ответы на вопросы; выразительное чтение фрагментов поэм; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
95 Вн.чт. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
Т.л. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). 1 Презентация к уроку
Иллюстрации Ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «Приключения на постоялом дворе», «В замке герцога», «Возвращение домой»; сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование фрагментов глав, сравнение двух героев: дон Кихота и Санчо Пансы; сопоставление произведений художественной литературы друг с другом (глав из романа Сервантеса со стихотворением Д.С.Мережковско го «Дон Кихот») и с иллюстрацией художника.
96 Кубан. Анатолий Знаменский. «Курганы». 1 Иллюстрации Ответы на вопросы; импровизированный рассказ о героях, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, анализ художественного текста.
97 Ф. Ш и л л е р. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Т.л. Рыцарская баллада (начальные представления).
1 Фонохрестоматия
Презентация к уроку
Сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; выразительное чтение;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского).98 П. М е р и м е. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. 1 Презентация к уроку
Чтение статьи учебника «Сравним прозаический и стихотворный тексты»; сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного).
99 А. де С е н т-Э кзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1 Фонохрестоматия
Иллюстрации Сообщение о писателе, ответы на вопросы;: рассказ о героях сказки;самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
100 Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.
Т.л.. Понятие о притче.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «миф», «пародия», «вечный образ», «баллада», «новелла», «романтизм», «реализм». Сопоставление переводов произведений разных авторов. Сопоставление произведений разных авторов. 1 Фонохрестоматия
Иллюстрации Ответы на вопросы; рассказ о героях сказки ,самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
Повторение, обобщение, итоговый контроль ( 2 часа).
101 Проект. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» 1 Презентация к уроку Иллюстрации
Ответы на вопросы; ; рассказ о литературных героях героя художественный пересказ, инсценирование, выразительное чтение.
102 Задания для летнего чтения. 1 Итого: 102 Вн.чт.
Р.р.
Лит. Кубани
Кл.соч.
Дом.соч. 9
12
5
3
1