Урок кубановедения на тему: Водоёмы моей местности (2 класс)

Конспект урока по кубановедению во 2 «в» классе по теме «Водоемы моей местности», проведенного учителем начальных классов МБОУ СОШ № 44 ст.Северской Бабенцовой Еленой Вячеславовной

Тема урока: Водоёмы моей местности.
Цели: создать условия для формирования:
ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера;
компетенций личностного саморазвития:
1) развитие творческих способностей через инсценировку «Сказки про реку»;
2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию;
3) поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ;
социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в парах, фронтально;
коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения;
компетенции сохранения собственного здоровья через осознание необходимости проветривать класс, физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки, символы для рефлексии, рисунки для инсценировки.




















Ход урока
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика

Организация начала урока.

Настрой на работу.







Проверка д/з
(Слайд)
- Ребята. Сегодня на урок кубановедения к нам пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.
- А теперь – возьмемся за руки и настроимся на урок. Наш девиз:
(Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).


- Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание.
- Что вам было задано на дом?
- Верно. Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте правильные ответы, которые видите на карточках (на доске – карточки с терминами). Итак, начнем:




Приветствуют гостей.

(Все ученики стоят, держась за руки.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!





Повторить тему «Формы земной поверхности».
































III. Выход на тему урока.
Фронтальный опрос
- Ровные или почти ровные участки земной поверхности.
- Равнины, которые имеют ровную поверхность, это.
- Возвышенности на равнинах называются
- Назовите части холма
- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы).
- Эти чудо – великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках,
До облаков достают верхушкой.
- У горы, у холма он бывает крутой или пологий.
- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или
- Горы, расположенные рядами, называют
- Самая высокая часть холма или горы.
- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.
-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались?
-Какая поверхность земли в Ростовской области?
- Спасибо вам, ребята. - Проверили д/р.
А теперь начинаем изучение новой темы. Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.
(Слайд)
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться “Вода”?”
-Почему поэт предложил переименовать планету?
-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
1.(Слайд) Не проедешь, не пройдешь –
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Слайд)
2. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Слайд)
(Слайд)
3. Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается
Как это зеркало называется? (Слайд)
4. (Слайд) Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Слайд)
5. К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом?
- Правильно, тема сегодняшнего урока - «Водоёмы моей местности» (повесить табличку).


Равнины

Плоские равнины

Холмами
Вершина, склон, подошва

Холмистые равнины



Горы

Склон

Подножие

Горные хребты.
Вершина

Овраг

Сажают на склонах деревья, кустарники

В основном - равнина, но встречаются холмы и овраги.













Потому что на карте мы видим много воды.





Болото





Море






Озеро



Река



Ручей

Водоёмы


IV.Целеполагание.
-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?
- Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.
- какие водоёмы бывают?
- На какие группы можно разделить водоёмы?
- из каких частей состоит река?
- Хочу научиться сравнивать водоёмы.

V. Изучение новой темы.






Работа с учебником


























VI. Физкультминутка


















































































Работа с учебником






















































VII.Закрепление изученного материала
(Самостоятельная работа (тест) с взаимопроверкой по эталону)

- Как вы думаете, что такое водоемы?
Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.
-Вы знаете, как они появились?
-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. (Слайд)
-Ребята, посмотрите в учебник
«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)
1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? Теперь в нем разводят рыбу. - Кто из животных строит плотины на реках и озерах.
2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось? Сейчас из него берут воду для города.
-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ? . Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.
- Как появились пруд, канал, водохранилище?
- Какие это водоемы по способу образования?
- (Слайд) Повторим, какие водоемы относятся к естественным?
- К искусственным? (Слайд)
(Проводит ученица)








- Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов России. Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы. (Слайд)
Россия - это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитому, Тихому и Атлантическому. (Слайд)
- Какие моря находятся в нашем крае?
- Поднимите руки, кто отдыхал на побережье этих морей?

Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря 2210 м, средняя  1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.
(Слайд) Азовское море - является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом - катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.
На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.

· Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки – Дон, Кубань и многочисленные небольшие реки.
- На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Главная река нашего края какая?
- (Слайд) Правильно, ребята, это Кубань, А кто знает, где берет начало наша река?
Она берет начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Из маленького горного ручейка Кубань постепенно превращается в широкую и могучую реку. Кубань- трудолюбивый работник: перевозит на себе грузы и пассажиров. Длина Кубани 906 км, глубина в некоторых местах достигает 10 метров.
В Кубани большое количество рыбы: сом, карп, сазан, осетровые, щука, судак, окунь и др.
На берегах Кубани селятся водоплавающие птицы: чайки, чибисы, кулики, гуси, утки. Растут желтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех, камыш.По вечерам берега оглашаются многочисленным хором лягушек.
- Да, правильно. А что такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике. (Слайд)
- Молодцы, ребята. Вывешиваю табличку со словами: исток, устье, русло, приток.
- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки.



- А в чем сходство озера и реки?



- А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире?
- (Слайд) Правильно, ребята. Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.
- Мы совершили небольшое путешествие, познакомились с главными водоёмами Краснодарского края и России. Увидели их богатства и разнообразие.

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.
1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы.
2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы.
3.Подчеркни правильный ответ.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло)
4. Начало реки это _____.
5. Подчеркни правильный ответ.
На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами).
- Поменяйтесь работами с соседом, проверьте ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выставьте оценки. (Слайд)
- Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3»? Кроме того, самые активные дети тоже получат «5»..Молодцы, ребята. Остальные - в следующий раз работайте лучше.
Хранилища воды, местообитание живых организмов


Их создала природа







(Запруда- сооружение, преграждающее течение воды, плотина)
Пруд
Бобры




Водохранилище




Канал


Их создал человек

Искусственные водоемы










К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.









Черное и Азовское моря











































































Кубань

Исток


Дети читают текст учебника и рассматривают схему реки.
























-Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.
-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.
- Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.
На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.

озеро Байкал


























Естественные

Искусственные



Устье
Исток




Притоками









VIII. Инсценировка







































IX. Физминутка











X. Работа в парах
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказку, которая называется «Жила – была Река».
Внимательно смотрите и слушайте, затем ответите на несколько вопросов.
Чтение сказки из приложения.


- Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.
- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?
- (Слайд) Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.
(Слайд) К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?
- Как в быту беречь и экономить чистую воду?
- Правильно, молодцы.
- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду. (Слайд)
(Проводит ученица)



-Мы провели физкультминутку. - О какой роли водоема она была? Что мы делали? Значит водоем - это и место отдыха людей. (Слайд)
- Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.


















- Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.
- Несоблюдение правил поведения на воде может привести к трагическому исходу, получению телесных повреждений и даже к гибели. Безопасность каждого зависит от вас самих.















































Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.

Дети рисуют, а затем объясняют, что они изобразили, какое правило.
1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).
2.Не ходить на реку без взрослых.
3.Не заплывать за буйки.
4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.
5.Не подплывать близко к катерам и судам.
6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.
7.Не выходить на лед рек.
8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.
9.Не приводить с собой собак и других животных.
10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.
11.Если тонет человек:
Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»
Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».
Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.

С готовыми работами дети выходят к доске, объясняют, что на них изображено, почему.
Остальные группы слушают, исправляют, помогают, добавляют.

XI. Итоги урока Рефлексия.
- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?



-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.
(Слайд)
- Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:
Я узнал
Я задумался
Я удивился
-Выставление оценок
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Все вы очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.
- Что больше всего понравилось?
- А что не понравилось?

-Они дают воду, без них Земля высохла бы.
-Это дом для живых организмов (растений и животных).
-Это дорога для водного транспорта.
- Место отдыха.

Человек, запомни навсегда! Символ жизни на Земле - вода! Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!




Ответы детей

XII. Домашнее задание.
- Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).
- - Урок окончен. Спасибо всем за урок.



Дети записывают задание в дневники.



15