Статья: Основа развития одарённости учащихся.


СТАТЬЯ
Из опыта работы учителя географии Цыгвинцевой Валентины Ивановны:
«Основа развития одарённости учащихся - проектно-исследовательская деятельность»
Одна из первостепенных задач современного образования – научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями. А формирование у ребят способности самостоятельно добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей требует введения в образовательный процесс новых форм и способов его организации. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно проектно-исследовательская деятельность в наибольшей степени позволяет учащимся занять активную позицию в учебном процессе, включаться в увлекательный поиск неизвестного, развивает творческие способности. В Большой современной энциклопедии «Педагогика» «способность» трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Именно «способность» любого ребёнка включает в себя готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Возможность максимальной реализации способностей детей заложена в самой концепции проектно-исследовательской деятельности. Её решение связано с развитием как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся.
Исследовательская деятельность – решение учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность – самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение нового материального или идеального продукта практической значимости.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит исследовательское поведение, которое построено на базе поисковой активности и направлено на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации.
Проектно-исследовательская деятельность – основа развития одарённости учащихся
Учитель, решивший привлечь к исследовательской деятельности с детей, должен понимать, что ему нужны ученики не со средними способностями, а одарённые. Поэтому первостепенная задача педагога состоит в том, чтобы отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
Затем необходимо разработать личностно ориентированную программу по работе с таким ребёнком. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к любой деятельности. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения обычных детей. Но даже самому одарённому ребёнку необходимы конкретные знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.
На следующих этапах (это уже во время работы над исследованием и 1, и 2, и 3….) надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, но делать это осторожно. Так, чтобы действия учителя не привели к появлению детской «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, отличающиеся нестандартностью и оригинальностью. Всё это очень важно, при защите работы на любом конкурсе, чтобы ситуация ожидания разрешилась ситуацией успеха для ученика. Приобретённые навыки ребёнок «заберёт» с собой, переходя из класса в класс. Они пригодятся ему и в дальнейшем обучении. А подкреплённые успехом такие навыки поистине бесценны для формирования личности ученика.
Но не надо забывать и о том, что не всегда возможно быть победителем в конкурсах. Реакция на неуспешное выступление у всех детей разная. Вот здесь решающее слово учителя, именно от него зависеть, будет ученик работать дальше, или нет. А также, а стоит ли ему это делать дальше в этом направлении, может быть он больше склонен к другому направлению (математическое например).
Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования и в серьёзной научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Организуя работу над проектом, учителю необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, работа, которую будет выполнять ученик, должна быть ему по силам, он должен обладать соответствующими знаниями и умениями для её выполнения. И, конечно, не может стать проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и, соответственно, не дающая возможности приобрести новые знания и умения . Работа над проектом состоит из шести стадий:
1. Подготовка. Определение темы. Постановка проблемы. На этом этапе формируется первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление её преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение её личностным смыслом. Так появляется необходимость определения целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:
а) определение источников информации
б) определение способов сбора и анализа информации
в) форма отчёта
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение обязанностей между членами команды.
3. Реализация. Включает в себя процесс исследования. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.) А также процесс практического применения готового проектного продукта
4. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
6. Самооценка и рефлексия. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.
Общие задачи, которые я ставлю перед собой, организуя проектно - исследовательскую работу с детьми:
• активизация познавательной и творчески продуктивной деятельности детей;
формирование навыков проектной и исследовательской деятельности;
формирование устойчивых мотивов детей к проектной и исследовательской деятельности;
участие детей во всевозможных конкурсах проектно-исследовательских работ, а также в научно-практических конференциях.
При выполнении и проектов и исследовательских работ учащиеся широко используют разнообразные современные источники информации, в том числе Интернет – ресурсы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, освоить работу с компьютером.
Итак, в осуществлении проектно - исследовательской деятельности всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Это соответствует требованиям современной дидактики. Помочь овладеть конкретными знаниями, уметь применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот моя ключевая цель, как педагога, в работе с учениками.
Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей.
Выстраивая систему работы со своими (одаренными) детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Такая система работы не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед вместе с учениками.
Специфика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста

Любой ребенок младшего возраста вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за черепашками в аквариуме, изучать поведение воробья за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать любимые игрушки, изучая их устройство. Задача, которую я поставила перед собой: помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Но как сделать процесс исследования успешным? Как выбрать тему исследования? Как составить и реализовать план исследовательской работы? Как правильно оформить разработки? И как увлечь ученика 1,2,3 класса такого рода деятельностью, когда он ещё и слов - то таких не знает?
Своего рода методической находкой при этом для меня оказались занятия, проводимые с учащимися начальной школы во время отдыха в летнем лагере в школе. Именно здесь при наблюдении за ними можно было увидеть детей, способных к проведению самостоятельных исследований. Любознательные ребята, с бесконечными вопросами есть всегда. Надо только выявить, насколько они и терпеливы и работоспособены. Какие вопросы задают.
Вдохновить учеников на исследовательскую деятельность, стимулировать исследовательское поведение помогают также такие методические приёмы: создание предметно - развивающей среды: оформить стенд « Лесная аптека», где подобран список или гербарий лекарственных трав своей территории или оформить выставку : «Витрина находок», «Детская лаборатория» (в которой собраны веточки разных деревьев, и за ними ведётся наблюдение, камешки и многое другое, что учащиеся захотят исследовать).
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения МПГУ А.И. Савенков предлагает начинать обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности, используя методику занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые позволяют детям овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Данные занятия обеспечивают:
– развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) через использование заданий: «Напиши рассказ от имени растения», «Жалоба растения».
– развитие умений выдвигать гипотезы с использованием речевых оборотов (можно предположить, что …; если …, то…; предполагается, что…; так как…; может быть; возможно; допустим, что …), через выполнение заданий «Подумаем вместе»:1. Для чего нужны растения? Возможные варианты гипотез, предложенные детьми: (может быть, чтобы доставить радость; наверное, для того, чтобы люди изготавливали из растений продукты питания; предположим, что для животных растения – это и дом, и пища).
– развитие умений задавать вопросы различного характера –
уточняющие (например: Верно ли, что…? Надо ли..? Должен ли…?); восполняющие (например: Кто…? Что..? Где..? Когда…? Зачем...? Почему…?) через игры: «Найди загадочное слово»; «Вопросы и ответы»: один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в школе?», «Этот предмет красного цвета?», «Используется ли этот предмет для игры?», «Это не растение?». Ученик, загадавший слово, отвечает «да», «нет».
– формирование умения работать с источниками информации
через выполнение упражнений: «Подбор литературы по заданной теме». Рассмотри выставку книг. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: о лекарственных растениях, о героях былин, об исследователях и учёных. «Ориентировка в словаре, справочной литературе» Возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о том, почему происходит смена времён года? Можно выполнить компетентностно - ориентированные задания.
– формирование умений вести наблюдение помогают задания: «Кто пропал», «Рассматривание», «Найди самое красивое растение». При этом современные учащиеся пользуются фотоаппаратом, что необычайно привлекает их к деятельности и способствует повышению познавательного интереса к объекту. И, конечно же, развивает творческое начало ребёнка, побуждает его к самостоятельной деятельности.
– формирование умений классифицировать помогают задания: «Четвёртый лишний», «Выдели главное».
– формирование умений выстраивать суждения и делать выводы учащиеся обучаются через задания: «Проверьте правильность утверждений». Учитель произносит высказывание: «Все мои одноклассники любят купаться. Паша – мой одноклассник. Следовательно, он любит купаться тоже». «Что на что похоже». Учитель предлагает назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (Например: стекло, лёд, янтарь, кристалл…)
А.И. Савенков пишет: «Педагог в этой системе полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность и творческую инициативу».
Таким образом, опираясь на собственную наблюдательность, интересы ребёнка, рекомендации учёных и собственную интуицию, я выбрала ученика 1 класса Мерзлякова Виктора для «погружения» в процесс исследования. Было определено направление работы – экологическое. Именно в этой области ребёнок проявлял наибольший интерес. И, кроме этого, это одно из основных направлений в системе образования, способное воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Школьники I ступени обучения постоянно испытывают потребность в общении с природой.
На территории нашего села в естественных условиях произрастает много лекарственных растений. Во время работы летних школьных лагерей все отдыхающие ходили на экскурсию в долину реки Поши, на родники. Где узнали о многих полезных растениях, которые растут у нас в селе, рядом с нами. Оказывается, далеко не все знают о лекарственных растениях, их свойствах и способах применения.
«А мне любопытно узнать…» - очень часто с такой фразой обращался к экскурсоводам и к учителю первоклассник Виктор Мерзляков. Вот поэтому мы приняли с Витей совместное решение узнать больше о растениях, которые приносят пользу человеку и приступили к выполнению учебно-исследовательской работы «Чудесные растения».
Цель исследования: Ознакомиться с лекарственными растениями своего села, изучить лечебные свойства трав.
Задачи:
1. Ознакомиться с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории села Уральского, уметь их различать и называть.
2. Отрабатывать умение наблюдать за объектами в природе.
3. Учиться работать с первичными источниками исследования.
4. Учиться работать в сотворчестве.
5. Учиться делать сообщение о своей работе.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории села Уральского.
После представления работы в виде презентации, ребята задавали много вопросов о том, как можно использовать растения. Так появилась идея продолжить работу и создать проект «Зелёные помощники людей». Аннотация к проекту:
Подготовка проекта «Зелёные помощники людей» и его осуществление проходила на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения: Средняя общеобразовательная школа села Уральского.
У ребёнка ярко выражен интерес к растениям. Его бесконечные вопросы: «Как растёт, где растёт, зачем растёт, почему цветёт?» стали поводом для организации целенаправленной деятельности первоклассника по изучению лекарственных растений своего села. В ходе работы ребёнок попутно учится любить природу, наблюдать, сопереживать, приходит к сознанию того, что наша Земля не сможет существовать без растений, ведь они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. И человек должен беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Цель проекта - изучить лечебные свойства лекарственных трав на территории своего села, научиться ими пользоваться, и поделиться знаниями с другими ребятами.
Были использованы следующие методы работы:
- исследовательские: работа с познавательной литературой, словарями, решение вопросов проблемно-поискового характера, наблюдения;
- словесные: беседы, работа с инструкцией по составлению гербария;
- практические: составить гербарий изученных лекарственных трав.
Во время работы над проектом и во время его освоения дёт целенаправленная совместная деятельность ученика, учителя, представителя семьи. Это работа на природе - подробное ознакомление с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории села Уральского, отработка умения их различать и называть, наблюдать за объектами в природе. Работа с первичными источниками исследования. Практическая деятельность заключается в создании гербария растений, выпуска фотогазеты после проведения экскурсии ребятам из детского сада «Светлячок», а также на занятии кружка «Природа моего села» на базе Дома народного творчества и ремёсел села Уральского.
Проектно-исследовательская деятельность на начальном этапе обучения школьников, на мой взгляд, содержит в себе огромный развивающий потенциал, нацеленный на формирование личности младшего школьника. И не только того, кто занимается этой работой, но и тех, кто вольно или невольно является участником событий. На практике мною установлено, что наибольший эффект достигается при наличии непрерывной связи: исследование ↔ проектный продукт. А также при условии индивидуального подхода в работе с учащимися.
Развитие творческой одарённости старшеклассников черезорганизацию исследовательской деятельности и реализацию социально значимых проектов
Школьники среднего и старшего возраста более подготовлены для успешного осуществления исследовательской деятельности. Кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей владеют такими способами и приёмами необходимыми в этой области, как:
умение видеть проблемы;
умение вырабатывать гипотезы;
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты;
умение давать определения понятиям и другие.
Такие знания обучающиеся частично получают во время уроков или на внеклассных занятиях. Ученики, которые выразили желание и готовность заниматься проектно-исследовательской деятельностью имели возможность расширить базу знаний на занятиях спецкурса «Исследовательская деятельность учащихся». Данный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Рассчитан на 144 часа.
Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования. Курс является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации. На занятиях рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
• выбор темы;
• составление плана исследовательской деятельности;
• изучение литературы по избранной теме;
• работа с понятийным аппаратом;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• оформление исследовательской работы;
•представление результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
Программа курса предполагает теоретические, экскурсионные и практические занятия.
Цель курса:
1.Оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Задачи:
Познакомить учащихся с основами исследовательской деятельности;
Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности;
Научить оформлять научно-исследовательскую работу;
Развивать умение свободно доказывать и защищать свои мысли.
Ожидаемые результаты
Программа предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:
•Знание основ исследовательской деятельности;
•Умение грамотно оформлять научно-исследовательскую работу;
•Умение свободно доказывать и защищать свои мысли;
•Основные навыки исследовательской деятельности.
•Участие в творческих конкурсах, НПК муниципального, регионального, всероссийского уровня
В работе курса принимают участие только заинтересованные ученики, с мотивацией на исследовательскую деятельность. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями. Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шел от ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий.
В последние годы мы с учащимися занимались исследованиями эколого – краеведческой деятельностью, в ходе которой происходит непосредственное общение учащихся с природой. Кроме этого, занимаясь изучением своего родного края, ребята чувствуют большую ответственность за результат. У них быстрее развиваются наблюдательность и интеллектуальные способности, т. е. умения мыслить, формулировать свои идеи, ставить цели, работать с различными информационными источниками. Меняется самооценка учащихся и растет их познавательная активность. В процессе исследования поставленной проблемы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить свои знания и опыт. Учитывается индивидуальность ученика, его интересы, темп работы, уровень обучения, самостоятельность в выборе товарищей для совместной работы, источников и способов получения информации, методов исследования, форм представления итогов. Они самостоятельно выбирают тему, составляют план исследования, ведут наблюдение, формулируют гипотезы, проводят эксперименты. Яркий пример тому работа ученицы 7 класса Стафеевой Марии «Экологический паспорт пруда». Аннотация к работе:
На территории моего села идет активное использование вод пруда. И, возможно, не в очень далеком будущем, встанет вопрос: «А можно ли купаться в этой воде?» Заинтересовавшись этой проблемой, мы решили начать наше исследование вод самого крупного водного источника села. После проведённого опроса среди населения с целью выяснения степени загрязнения пруда, была определена цель: составить экологический паспорт пруда, выявить уровень загрязнения водной среды и наметить возможные пути их решения. Была дана физико-географическая характеристика пруда. Проведены опыты по определению органолептических характеристик воды.
После проведённой работы определены проблемы загрязнения водного источника и выработаны перспективные пути их решения.
Инициаторы работы не собираются останавливаться на достигнутом и планируют продолжить работу.
Развитие творческой одарённости учащихся происходит намного активнее, когда результаты их научного исследования приносят реальную пользу. Это происходит при реализации социально значимых проектов. Именно проекты данного типа предусматривают принципы, позволяющие формировать нравственную, социально активную, образованную, личность. Работа по реализации социально значимых проектов предусматривает социальное партнерство, позволяя объединить детей и взрослых в единую инициативную группу. В основе реализации социально значимых проектов лежит идея направленности познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Существуют различные варианты создания и внедрения в жизнь социально значимых проектов и пути их реализации. Я остановлюсь на проектах: «Заветная тропа» и «География родного села».
Идея проектов возникла в рамках изучения природы и культуры своей малой родины. Мы создали экскурсионный маршрут «Заветная тропа» общей протяженностью около 1км, который проходил по интересным родным местам, где можно было увидеть достопримечательности природы.
Работа выполнялась следующим образом:
 - на первом этапе Цыгвинцева Валентина , готовила материал по комплексной характеристике реки Поши на основе учебно- исследовательской работы «река Поша», выполненная ученицей и, представленная на II муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся “Камская волна» в 2010 году, а также принявшая заочное участие в XVI краевом конкурсе «Чистая вода» в номинации «Первые шаги» в 2011году и, принявшая участие, во Всероссийской интернет - выставке творческих достижений учащихся в 2012. Совместно с руководителем ученица создала план территории села и, произведя отбор объектов для проведения экскурсии, замерила его протяжённость и рассчитала время на экскурсию. Ею были подготовлены все фотоматериалы по первому и второму этапу работы над проектом и создана презентация «Заветная тропа», использованная при защите проекта на муниципальном конкурсе проектов среди учащихся 8 – 11 классов в номинации «Экологические проекты», где проект был отмечен дипломом I степени.
- на втором этапе работы над проектом группа в полном составе (Стафеева Мария, Цыгвинцева Валентина, Гайнетдинова Мария), готовила материалы для проведения экскурсий под руководством консультанта и занималась составлением памятки поведения на природе [приложение № 6].
При выборе маршрута учитывались следующие основные условия: доступность, эстетическая привлекательность, многообразие природных объектов, условия для практический реализации проекта.
С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп:
1 группа - дошкольники для первичного ознакомления с природой родного края, существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок;
2 группа – младшие школьники (1-4 классы) – для уроков природоведения, экологического воспитания;
3 группа - школьники среднего звена (5-8 классы) – для уроков биологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла, экологического воспитания.
В зависимости от возраста ребят можно менять время проведения экскурсии, методику проведения, форму изложения материала.
Дошкольникам и младшим школьникам доставит удовольствие и окажется полезным рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на маршруте экологической тропы «Лекарства под ногами», рассчитан на 15-20 минут, стоянка №4 «Долина реки Поши» или №6 «Родник трёх святых». На обеих стоянках есть возможность познакомить ребят с растениями, время ходьбы до той или другой в пределах 10 минут от здания школы, детского сада. Рассказ должен строиться на основе первоначальных сведений по природоведению.
Дошкольники особенно любознательны. Им все в новинку, поэтому они обычно с интересом слушают рассказ, тем более если он содержит элементы игры, викторины. Во время такого общения дети с удовольствием демонстрируют свои знания.
Также можно устроить небольшое исследование в форме игры: например, соревнование, кто больше насчитает насекомых.
В рамках социально-культурного проекта «География родного села» широко рассматривается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на экологическое состояние окружающей среды. Необходимо показать детям красоту родной природы, и тот вред, который может нанести ей человек своими необдуманными действиями, разъяснить, как нужно вести себя на природе. Практическая деятельность – это проведение экскурсий по маршруту «Заветная тропа» и акции «Высадка трудового десанта» по очистке берегов на реке и тропинки к роднику в зоне экскурсионного маршрута.
Работа производилась на базе МБОУ СОШ села Уральского, во время организованного отдыха детей в летнем лагере. О значимости проекта для экологического воспитания учащихся сказано в экспертном заключении школы. О том, как проходила работа по освоению проекта есть газетная публикация. На муниципальном конкурсе проектов среди учащихся 8 – 11 классов в номинации «Социально-культурные проекты», работа была отмечена дипломом I степени.
Учащиеся с большой активностью включаются в исследовательскую работу, если их правильно сориентировать. Выполняя различные задания, опыты, проводя наблюдения, занимаясь общественно полезным трудом, школьники входят в тесный контакт с природой, которая оказывает на них большое воспитательное значение. А, если они видят результативность и нужность своей работы, это ещё больше стимулирует их.
Результатом такой работы является формирование следующих значимых аспектов для развития личности учащихся:
• личностный аспект предполагает пробуждение нравственных качеств, проявление чувства гордости за свою Родину, овладение навыками здорового образа жизни;
• социальный аспект – вызывает стремление к изучению природы, к осуществлению мониторинга состояния природных объектов, к выявлению экологических нарушений и возможных путей их устранения, популяризации итогов работы;
• творческий аспект – формирование внутренней мотивации деятельности и
потребности получения качественно новых знаний, а также умение использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, целенаправленная проектно - исследовательская деятельность с учащимися разного возраста позволяют сделать следующие выводы и обобщения по теме.
Проектно - исследовательская деятельность не что иное, как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся. По своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Деятельность школьников, представленная в данной статье, всецело направлена на самостоятельное открытие нового, будь то получение знаний или освоение алгоритма их приобретения. Исследования ребят не приостанавливается даже тогда, когда выполнена сама задача, реализована первоначальная цель. Они постоянно совершенствуются, реализуя всё новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт их деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». А развитие деятельности по инициативе самого ребёнка и есть творчество, поскольку творческий аспект личности выявляется лишь при увлеченности самим предметом, поглощенностью деятельностью.
Об эффективности работы педагога в данном направлении можно судить по результативности участия учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня. По выбору предметов для прохождения государственной итоговой аттестации и, соответственно, уровню, который они при этом показывают. А также по выбору учащимся дальнейшей образовательной траектории: смог ли учитель разглядеть, не погасить, а развить творческую одарённость воспитанника, и грамотно сопроводить его на протяжении всего периода обучения.


Список литературы
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001.
Березикова В.Н. Словарь педагогических терминов. М.: Учебный проект, 1996.
Богоявленская Д.Б. К вопросу о творческой одаренности. // В сб.Психология и практика./ Под ред.В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН, Российское Психологическое Общество,1998.
Головизнина, Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность какперспективное средство воспитания творческой личности Дополнительное образование. – № 8. – 2002.
Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь: Издательский центр «Академия» М.:2000.
Леонтович А.В.Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся.Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт.- М., 2005
Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия – Минск: Современное слово. – 2005.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников–– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.
Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? Москва, Первое сентября, 2010.