Рабочая программа внеурочной деятельности Моя малая Родина(патриотическое направление)


ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки.
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.
Программа кружка составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа. (3 класс)
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного села (города), школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
- знакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей своего села (посёлка, города): подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек;
- формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему посёлку; чувство ответственности за свою «малую» Родину.
Ожидаемые результаты
В результате участия в данной программе школьники:
- приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
- научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
- приобретут опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
Подходы к реализации программы
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
- организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.
Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Документы ФГОС нового поколения.
Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
Тематическое планирование
п/пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Моя малая родина 15 3 12
1.1 Вводное занятие 1 1 1.2 Моя «малая» Родина. 1 1 1.3 История посёлка. 4 1 3
1.4 Любить свой посёлок – значит быть ему полезным. 3 3
1.5 Особенности быта родного края. 1 1
1.6 Исторические памятники родного края. 3 3
1.7 Подведение итогов 2 2
2. Природа родного края 10 2 8
2.1 Природа родного края 2 2
2.2 Мой любимый уголок родного края. 2 2
2.3 Проблемы моего посёлка 4 1 3
2.4 Подведение итогов 2 2
3 Ради жизни на Земле 9 1 8
Всего 34 6 28
Содержание программы
Модуль 1. Моя малая Родина (15 часов: 3часа – теоретические занятия, 12 часов – практические)
Вводное занятие (1 час). Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом»: понятие «патриот», «патриотизм».
«Моя малая Родина» (1 час практическое занятие). Игра-путешествие: путешествие по разработанному маршруту по родному селу (поселку).
История моего посёлка (4 часа: 1час –теория, 3 часа – практическое занятие).. Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Оформление стенда.
Любить свой посёлок – значит быть ему полезным (3 часа - практическое занятие). Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
Особенности быта родного края (1 час – практическое занятие). Экскурсия в краеведческий музей по заранее подготовленным вопросам.
Исторические памятники родного края (3 часа – практическое занятие). Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 2. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)
Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.
Проблемы моего посёлка.(4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практическое занятие). Разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 3. Ради жизни на Земле (9 часов: 1 час – теория, 8 часов – практическое занятие).
Ради жизни на Земле (7 часов). Беседа – знакомство с событиями Великой Отечественной войны, происходящими на территории посёлка. Сочинения на тему: «След войны в биографии моей семьи». Изготовление подарков ветеранам войны. Подготовка и проведение игры «Зарница».
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Список литературы
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5
Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.