Фестиваль общественных проектов Общественный проект «ПРОФЕССИИ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ» МАОУ Лицей №9 г. Новосибирск,10л класс


Фестиваль общественных проектов
Общественный проект «ПРОФЕССИИ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»МАОУ Лицей №9 г. Новосибирск,10л класс

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,для него ни один ветер не будет попутным...» Луций Анней Сенека (4 год до н.э. - 65 год  н.э. )В России более 7000 профессий и должностей служащих, из них более 700 - наиболее распространенных и, как правило, пользующихся спросом. Кроме этого, насчитывается более 300 специальностей и 200 направлений обучения в высших учебных заведениях. Будущее начинается сегодня…где учиться, кем работать, сколько зарабатывать. Иногда, кажется, что от тебя ничего не зависит, что всю твою жизнь строишь не ты, а внешние обстоятельства. Иногда на это сложно решиться, иногда сложно поверить, что у тебя все получится
Цель проекта: информирование учащихся о многообразие мира профессий и сформирование представлений о профессиях г. Новосибирска.
Задачи проекта:
Изучение ситуации востребованности профессий в г. Новосибирске
Анкетирование и анализ профвыбора родительской общественности МАОУ Лицея №9
Профанкетирование выпускников 11 классов 2015г(октябрь)
Профанкетирование учащихся 10 классов (апрель)
Познакомить учащихся с востребованными профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий
Новосибирск – город больших возможностей на рынке труда. Хорошо развитая промышленность и инфраструктура предлагает множество вакансий и способна обеспечить рабочими местами огромное количество людей. И высокообразованные соискатели со свеженькими дипломами, переполняемые уверенностью в успехе, устремляются обивать пороги предприятий и обрывают телефоны известных компаний. Но через несколько дней уверенность пропадает и пыл угасает, поскольку выясняется, что юристы, управленцы и экономисты современным работодателям не нужны. При этом центр занятости населения сообщает, что ситуация на бирже труда Банк вакансий центра трудоустройств достаточно богат и предлагает 17 тысяч рабочих мест с различной специализацией.
Работодатели предоставляют вакансии на трудоустройство обладателям разнообразнейших профессий. Наибольшую потребность в сотрудниках демонстрируют организации, занимающиеся:
строительством – 27% от общего числа поданных вакансий;
обрабатывающим производством – 23%;
недвижимостью и предоставлением услуг – 11%;
оптовой и розничной торговлей – 11%;
транспортом и связью – 3%.
Учреждения здравоохранения, образования и социальных услуг также готовы предоставить место работы большому количеству профессионалов своего дела. Большое количество вакансий открывают организации строительной отрасли. С огромным отрывом по количеству поданных вакансий лидируют следующие профессии: каменщик, штукатур, бетонщик, маляр, арматурщик, облицовщик-плиточник.
С развитием торговли растет потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы эффективно развивать бизнес. Торговые предприятия увеличивают количество продаж и нанимают работников разных уровней – от продавцов до руководителей. Поэтому одна из наиболее востребованных профессий в Новосибирске – продавец продовольственных и непродовольственных товаров.
Интенсивное развитие инфраструктуры повышает потребность в таких специалистах, как менеджер, водитель, бухгалтер, медицинский представитель. Эти профессии остаются востребованными уже довольно длительный период и спрос на них только возрастает. По количеству поступающих заявок от работодателей с огромным отрывом лидируют профессии сферы обслуживания и предоставления услуг.
В перспективе, по исследованиям экспертов, по популярным профессиям наблюдается перепроизводство, поэтому только 30% выпускников имеют возможность работать по специальности. Занять место на должность юриста, программиста, инженера и экономиста очень непросто, так как ведется жесткий отбор. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы станут популярны профессии проектировщиков, специалистов по охране труда и экологии.
Какие профессии будут популярны в 2016 году? Этот выбор определяется по трем принципам. Во-первых, в него следует включать не один год, а более длительный период. Во-вторых, он должен учитывать глобальные тенденции, а в-третьих - ориентироваться на процессы, происходящие во внутренней экономике страны или региона, где потенциальный работник собирается строить карьеру.
Инженеры. Возведение крупных предприятий требует высококлассных экспертов. Однако они нужны и для сотрудничества на международном уровне, если речь идет о бизнесе, связанном с промышленностью. «Мода» на экономические и юридические специальности привела к дефициту специалистов технических направлений, причем такие сотрудники требуются не только на инженерные и технические должности – менеджеров среднего звена также ищут среди людей с профильным образованием.
Специалисты в сфере IT. Потребность в таком продукте постоянно растет – все больше отраслей нашей жизни становятся компьютеризированными. В IT идут не только за востребованностью, но и за высокими зарплатами. Труд айтишников практически не требует финансовых вложений – грубо говоря, нужны, только компьютер и интеллект специалиста. А это, в свою очередь, открывает широкие возможности для сотрудничества с иностранными компаниями. Специалист на outsource может получать высокую зарплату, живя в небольшом городке и тратя гораздо меньше, чем в столице.
Специалисты по нанотехнологиям. Как и любая наукоемкая отрасль, она очень перспективна. Сверхмалые частицы используются в самых разных областях промышленности, машиностроении, медицине и т.п. Проводники и полупроводники, новейшие материалы для имплантации и протезирования, перевязочные и лекарственные препараты – в их производстве используются наночастицы. Кроме того, нанотехнологи работают в аграрном секторе над селекцией новых видов растений.
Маркетологи. Торговля – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Продавать больше, лучше, завоевывать новые рынки и их сегменты – конкуренция требует профессиональных решений, и в современном бизнесе по продажам без маркетолога обойтись уже нельзя. Значит, их нужно будет все больше.
Работники сферы обслуживания. Индустрия услуг развивается так же стремительно, как и торговля, а потому - постоянно нуждается в притоке новых кадров. Самыми востребованными являются сотрудники индустрии красоты и развлечений, в числе последних – ресторанный и туристический сегменты.
Логисты. Большой объем товара, который надлежит продать, нуждается в складировании и эффективном распределении. Грамотно управлять этими процессами могут только люди со специальными знаниями и умениями. Поэтому учиться логистике – хорошее вложение для времени и денег. Образование быстро окупится и будет актуальным еще не одно десятилетие.
Специалисты по экологии. Утилизация отходов, загрязнение почвы и водоемов, защита зеленых насаждений и т.п. – все эти вопросы стоят очень остро не только в постсоветских странах, но и во всем мире. Разница лишь в том, что на Западе многие из них уже удалось или решить, или сдвинуть с мертвой точки. Но у нас «зеленое» движение только разворачивается.
Химики. Им предстоит, прежде всего, заняться разработкой альтернативных источников энергии. И, хотя эта задача междисциплинарная (над ней трудятся и физики, и экологи, и инженеры), больше всего ответственности будет лежать именно на химиках. Факультеты технических вузов, которые долго пустовали, скоро снова заполнятся студентами. Это повод успеть поступить туда, пока конкурс небольшой - спрос на таких специалистов однозначно будет расти.
Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни. Эта - одна из важных общемировых тенденций. К той же отрасли можно отнести и эстетическую медицину - ведь она, в принципе, в значительной мере направлена на то, чтобы продлить и жизнь, и молодость – пусть даже только внешне.
Примерно так будет выглядеть рынок труда на территории СНГ в ближайшие годы, среди которых и наступающий 2016-й. Но эти списки выглядят неполными без еще одного пункта, с которым согласится любой топ-менеджер. Самыми востребованными были, остаются и будут настоящие профессионалы
Для анализа многообразия профессий характерных для родительской общественности МАОУ Лицея №9 инициативной группой разработана анкета.




Произведено анкетирование выпускников 2016года
(11 класс октябрь 2015г)
Анкета
1.Выбрали ли Вы свою будущую профессию? (Если да, то кем вы хотите стать, если нет, то почему).
2.В какое учебное заведение Вы собираетесь поступить после школы?3.Что стало решающим фактором при выборе Вашей профессией?
4.Как давно Вы определились со своей будущей профессией?
5.Что-нибудь изменилось с момента выбора профессии? Готовите ли Вы себя к своей будущей профессии? (Если да, то каким образом, если нет, то почему).1.Выбрали ли Вы свою будущую профессию? Если да, то кем вы хотите стать: юрист (4), судья, педагог, бухгалтер, экономист, прокурор, лингвист, инженер, дизайнер компьютерных игр, веб-дизайнер, программист (6), специалист по информационной безопасности, копирайтер, геолог, химик-технолог, врач (4), генетик, биолог (2), режиссёр, 3D-аниматор, журналист, стюардесса, модельер, архитектор (2), предприниматель (2), офицер МВД, агент разведки, пилот (2), фермер.


2.В какое учебное заведение Вы собираетесь поступить после школы?

3.Что стало решающим фактором при выборе Вашей профессией?

1.Достойная заработная плата
2.Льготы, предоставляемые государством
3.Личный интерес к выбранному роду деятельности
4.Мнение родителей/родственников/друзей
5.Связи
6. Престиж данной профессии на рынке труда
4.Что-нибудь изменилось с момента выбора профессии? Готовите ли Вы себя к своей будущей профессии : подготовка к поступлению в ВУЗ, изучение специальной литературы, саморазвитие, подготовка к ЕГЭ и вступительным испытаниям, интенсивное обучение, изучение нужных предметов, курсы.

Произведено анкетирование выпускников 2017года
(10 класс апрель 2016г)
1.Выбрали ли Вы свою будущую профессию?
Если да, то кем вы хотите стать: Веб-дизайнер,3D моделирование, Специалист по защите информации, Архитектор, Био-инженер, Химик-технолог

2.В какое учебное заведение Вы собираетесь поступить после школы?


3.Что стало решающим фактором при выборе Вашей профессией?

4.Как давно Вы определились со своей будущей профессией?

5.Готовите ли Вы себя к своей будущей профессии?
Читаю больше литературы ,интернет, читаю статьи о профессии, записалась на курсы в ВУЗ ,появились новые предметы для экзаменов, подготовка к экзаменам, посещаю Дни открытых дверей в ВУЗах, экскурсии на предприятия, участвую в подготовке классных часов по профориентации.
Выводы
По результатам опроса видно, что большинство выпускников определились со своей будущей профессией, что не может не радовать. Однако число одиннадцатиклассников ещё не выбравших свой жизненный путь отстаёт ненамного от десятиклассников – этот факт весьма настораживает, ведь если человек выберет работу «не по душе», он будет неуспешным .Сейчас нужно задать вопрос «Кем я буду?», «Что я могу дать этому миру?», «Буду ли я счастлив, занимаясь этим делом?», если вообще ими задавались. Максимум, в чём заинтересован такой обыватель, так это в карьерном росте и деньгах, но не в росте научном, духовном. Когда человек любит своё дело, он заинтересован в том, чтобы развиваться в нём, как специалист, привносить что-то новое, участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, писать диссертации, словом, занимать активную жизненную позицию, что особенно актуально для нашей страны.
У выпускников нашего Лицея пользуются спросом такие профессии, как программист, врач, юрист, в целом, отвечая потребностям современного рынка труда. Превалируют профессии, связанные с информатикой и программированием, однако творческие профессии (архитектор, журналист, режиссёр и т.д.) тоже имеют место быть.
Наиболее востребованными ВУЗами для лицеистов оказались НГУ, НГТУ, СГУПС, НГУЭУ, НГМУ и ТГУ, встречаются даже названия московских и санкт-петербургских учебных заведений. Анализируя анкеты, мы убедились в том, что многие обучающиеся имеют представления о том, в каком направлении они хотели бы работать, выбирая, соответственно, ВУЗы технической, гуманитарной или биологической направленности. Но общие представления ребят об обучении в выбранном ВУЗе могут оказаться ошибочными, неточными. Поэтому крайне важно, чтобы ученики были грамотными в сфере выбора профессии, разбирались в структуре нужного им ВУЗа, а самое главное – знали программу обучения на интересующей их кафедре, чтобы быть готовыми, например, к длинным и сложным парам по высшей математике шесть раз в неделю.
По мнению респондентов, решающим фактором при выборе профессии является личный интерес к выбранному роду деятельности. Отрадно видеть мотивацию и стремление обучающихся стать тем, кем действительно они хотят быть, а не быть равнодушными, перекладывая на врослых ответственность за своё будущее, следуя за навязанными извне идеями. Однако зачастую ожидание не совпадает с реальностью: в силу инфантильности подрастающего поколения у молодёжи наблюдается тенденция к поверхностному, неосмысленному взгляду на «взрослые вещи». Например, оказывается, что быть космонавтом не только увлекательно, но очень сложно, даже тяжело: в открытом космосе кости становятся хрупкими, мышцы пропадают, биохимия человеческого организма нарушается настолько, что в полностью нормальное состояние человек возвращается только через полгода по возвращении домой. Поэтому крайне важно для старшеклассников знакомиться с представителями профессий: приглашать их на урок, общаться по скайпу, посещать лекции, читать автобиографические книги, да хоть блоги в интернете! Школьникам необходимо знать, с чем они будут сталкиваться каждый день своей взрослой жизни.
Удивительно, что число ребят, которые готовятся и не готовятся к своей предстоящей трудовой деятельности, к обучению, по выбранной специальности, практически совпадает, хотя изначально, одинадцатиклассников, определившихся со своим предназначением было больше, чем тех, кто ещё не выбрал профессию. Получается, что подрастающие «взрослые» ещё не являются зрелыми личностями, способными принимать решения, воплощать их и нести ответственность за свои слова и поступки, либо они чересчур уверенные в себе, либо, действительно, вундеркинды.

Инициативная группа класса
Даркова Яна
Пихурова Анна
Поротникова Ярослава
Дяденко Елена
10л класс
Выражаем благодарность нашим выпускникам 2016года .