Текст библиотечного урока для 2 класса Книжка про книжку

Книжка про книжку
Библиотечный урок для 2-3 классов
Автор: Ковалик Ирина Викторовна, педагог-библиотекарь

Форма проведения: путешествие в прошлое.
Цели урока:
Ознакомление с историей развития книги и письменности;
Развитие у детей мыслительной активности, умения рассуждать;
Способствовать развитию у детей творческого воображения, внимания, логического мышления, смекалки;
Формировать бережное отношение к книгам.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход занятия.
Ребята, я хочу рассказать вам историю. Это история о том, как человек научился писать, делать бумагу и книги.

Отгадайте загадку:
Не сеялки, а добро сеют, Не хлеб, а досыта кормят, Без рук, а всё умеют, Без ног, а по дорогам водят.

Что это? (Варианты ответов ребят.)

Действительно - это книга. Объясните, как вы понимаете смысл этой загадки.

Что же такое – книга? Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. Но книга в таком её понимании возникла не сразу. Как только не выглядела она в древности. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено книгам, но не таким, которые вы читаете сегодня, а старинным, редким книгам, что появились на свет давным-давно, много тысяч лет назад.
А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. (Варианты ответов ребят.)
Раньше не было ни чернил, ни бумаги, ни, тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – «предание».
Но это ведь так трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. К тому же такие картинки помогали людям вести хозяйство. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений.
Как много должен был помнить и уметь первобытный человек, чтобы выжить. Надо было поддерживать огонь, иметь запас сучьев для костра, разделить на всех припасы, не забыть на каком дереве и когда созревают плоды, где водятся хищники. Это так сложно! Надо было бы завязать узелок на память
Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идет речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни толще, другие тоньше, одни длиннее, другие короче. До появления письменности было ещё далеко, но человек научился другими способами передавать информацию. Один из них узелковое письмо.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленные на дичь.
Вы знаете, ребята, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. Как вы думаете, где? (Варианты ответов ребят.)
На улице часто можно увидеть картинку-знак. Водитель увидит знак и сразу поймёт в чем. Рисунчатое письмо - это знаки дорожного движения.
Другое письмо-картинка – предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит: “Груз боится сырости”, «Не бросать – стекло», красный крест на машине скорой.
Как вы думаете, в чём недостаток такого письма? (Ответы ребят)
Так что же выходит, ребята, письмами-картинками нельзя рассказывать про всё на свете? Конечно, нет. Вот попробуйте, изобразить рисунками: (кончил дело - гуляй смело). А кто из вас пытался отправить другу по почте картину?
И узелки, и наскальные рисунки на камне и рисунчатое письмо не решали проблему передачи информации. Нужны были более легкие материалы для письма, более простые и понятные знаки. Люди искали более простой способ хранения и передачи информации и нашли его.
Так на чем же придумали писать? В разных странах для письма стали использовать разный материал, тот, что был самым доступным и дешевым. Писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на медных листах.
Давайте перенёсёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”. При раскопках дворца властителя древнего государства - Ассирии, в одной из комнат в больших глиняных чашах обнаружили необычные кирпичики. Тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья кирпичики. Писать на мягкой глине очень удобно. А потом эту табличку, совсем как кирпич, обжигали в печи. Это были глиняные книги.
Шумеры один из месопотамских народов – первыми создали школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? Ученик берёт комок глины, разминает, кладёт в деревянную рамочку и аккуратно мокрой ладонью разглаживает. Тетрадь готова, можно писать. На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки,- обозначающие клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки. Давайте и мы с вами попробуем на табличках написать свои имена.
Но не думайте, ребята, что древние книги были только в виде глиняных табличек. Писались книги и на папирусах. Придумали такие книги древние египтяне. Делалась эта книга из бумаги, только очень странной, похожей на плетеную циновку. Бумагу делали из растения, которое называлось папирусом. Папирус, ребята, травянистое растение, тростник. Сердцевину папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в длинный свиток. Так и появились книги-свитки. Их тоже называли папирусом.
Писец всегда имел при себе тонкую тростинку и пенал с черной и красной краской. Красным цветом выделяли начало нового раздела, отсюда появилось название «Красная строка».
Папирус очень хрупкий. Это неудобно, а как вы думаете почему? (Варианты ответов ребят.) (Мялся, рассыпался.)
Можно ли было на нём писать с двух сторон? (Варианты ответов ребят.) Конечно же, нет.
Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа. Изготовляли его в Пергаме, вот откуда это название. Отправимся туда. Это небольшое государство в Малой Азии, где совсем не папируса, но огромное количество домашних животных: коров, ослов, лошадей.
В государстве Пергам сначала писали на папирусе, который покупали в Египте. Но цена на папирус была высока, а хитрые египтяне иногда совсем не продавали папирус, чтобы в других странах было мало книг. Потом придумали использовать новый материал для письма. Это была кожа. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны и даже счищать старый текст, используя один пергамент несколько раз. Это особенность способствовала появлению новой формы книги – её назвали кодекс. Это прочти современная книга с листами и в переплете. Более двух тысячелетий пергамент продолжал оставаться главным материалом для книг. Во многих музеях и библиотеках мира бережно хранятся пергаментные книги.
Восковые книги были изобретены ещё во времена древних римлян. Выглядела восковая книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском. Писали острым концом «стиля», а ошибки заравнивали, его тупой частью.
А ещё люди писали на бересте.
Что такое береста? (Варианты ответов ребят.) Правильно, это верхний слой коры берёзы. Чтобы узнать о берестяных книгах нам придется попасть в Древний Новгород.
Берестяные книги возникли на Руси в 11 веке и использовались для письма вплоть до 15 века. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей. Чтобы писать, не нужно было покупать за большие деньги дорогой пергамент. Стоило аккуратно снять слой коры с берёзы, разгладить его и на мягкой бересте писать каким-нибудь острым предметом. Чтобы лучше видеть текст в буквы иногда втирали сажу. Учёные, производя раскопки в Новгороде, нашли множество берестяных писем – купеческих записей, писем, записок, даже ученических тетрадок. Их писали друг другу древние новгородцы, а новгородская земля сберегла их до наших дней.
Шли годы и столетия. И забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась БУМАГА. Белая, гладкая, удобная. Главное – дешевая. Теперь во всём мире книги печатают на бумаге.
Бумага была изобретена китайцами во II веке н.э. Говорят, они научились делать бумагу у ос. Изобретателем бумаги считается китайский мудрец Цай – Лунь.
Как вы думаете, из чего сначала сделали бумагу? Её делали из тряпок, веток, стеблей бамбука. Много столетий люди делали бумагу вручную. Сырье сортировали, мыли, размалывали на мельнице и варили с клеем. Эту бумагу можно было переваривать несколько раз. Затем сваренную массу откидывали на лист с дырочками и заливали в отполированные формы, где бумага «дозревала». Полученные листы прессовали, сушили и разглаживали.
Для письма Китайцы использовали особую смесь золы. Её разводили водой в специальной ёмкости – тушечнице и затем наносили на бамбук, бумагу или шелк кисточками.
Секрет изготовления бумаги был величайшей тайной китайцев. Прошли столетия, прежде чем уже в средние века он стал известен арабам, а от них и европейцам. В наши дни бумагу делают по тому же старинному рецепту, только не вручную, а на фабрике.
Давайте посмотрим, как это происходит.

Эта книжная страница
Раньше, знаешь, чем была?
Ёлки малою частицей,
Ну, а ель в лесу росла.
Здесь в ушанках и спецовках
Лесорубы до темна
Лес могучий валят ловко.
Видишь падает сосна

Трудно поверить, что белый глянцевый лист бумаги сделан из осины, ели или березы. Бревна рубят в щепки, щепки варят в котлах величиной с трехэтажный дом. Получается деревянная каша. Называется она - целлюлоза.
В бумагоделательную машину льют деревянную кашу. Валики прокатываются по каше, и в конце из машины выбегает быстрее самого скорого поезда бесконечный и широкий, плотный и сухой лист бумаги.

Вот этот огромный бумажный рулон.
Сейчас в путь дорогу отправится он.
Бумага и взрослым, и детям нужна:
Газетой, тетрадкою станет она,
Альбомом для марок богатым,
Сверкающим пёстрым плакатом.
В нарядную книгу она превратится.
Картинками ярко заблещут страницы.

Но и с изобретением бумаги делать книги было очень трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это были обычные церковные служители, приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями.
Как вы думаете, что было основным инструментом писца?
Отгадайте загадку: Я грамоты не знаю, а весь век пишу? (Отгадка). Правильно, перо. Для письма использовались гусиные, лебединые и павлиньи перья. Перо нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным. А писалась рукопись чернилами. Рукописи писались очень медленно около года при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд.
Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги. Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. Напечатал её Иван Фёдоров вместе со своими помощниками. Он отлил из олова отдельные буквы – литеры. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев. По велению Ивана Грозного делали они свою работу. Букву за буквой складывали в слова и в строки. Сверху на них наносили краску. На буквы, смазанные краской, клали лист бумаги, её крепко прижимали к буквам тяжело плитой. Такой была первая ПЕЧАТНАЯ машина.
Но зачем такие сложности? Чем печатная книга лучше, чем рукописная? Как вы думаете? (Ответы ребят)
Действительно, книг можно отпечатать много, быстрее, дешевле, а значит, больше людей смогут прочесть их.
В Москве, в Историческом музее хранится модель первого печатного станка с древней печатной доской.
Мастерских, где печатали книги, становились всё больше, они превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – «типография». От греческих слов «типос»- отпечаток и «графо» - пишу. Но так как наборщик брал вручную букву за буквой, хорошо бы руки наборщика заменить машиной. И машина-наборщик появилась! Называлась она - «линотип». Только и он нетороплив.
То ли дело ФОТОНАБОРНЫЙ АВТОМАТ! У этой машины нет ни клавиш, ни матриц, ни котла с расплавленным металлом. Все буквы, цифры и знаки нарисованы на прозрачном диске, который вращается с большой скоростью.
Из фотонаборного автомата выходит фотоплёнка с текстом книги. Как диафильм. Только плёнка здесь шириной в страницу будущей книги и длиной в несколько метров. Командует фотонаборным автоматом бумажная лента с дырочками. Называется она ПЕРФОЛЕНТА.
А как же рисунки? Как они появляются на книжных страницах? Для того чтобы напечатать цветную картинку, надо её отдельными кусочками нарисовать. А печатают только красками трёх цветов: красный, жёлтый и синий.
Наконец пришло время, когда текст и рисунки встретились на монтажном столе и соединились вместе. Потом из них изготовят ПЕЧАТНУЮ ФОРМУ. На одной форме сразу несколько книжных страниц, или полос, как их называют в типографии.
На каждом листе, как и на печатной форме, по нескольку книжных страниц. Лист ещё надо СФАЛЬЦЕВАТЬ согнуть несколько раз, чтобы получилась тетрадка. Тогда все страницы разместятся правильно.
По длинной ленте конвейера одна за другой движутся тетрадки. Секунда и поверх первой тетрадки ложится вторая, потом третья... Сколько листов, столько и тетрадок. Другая машина сшивает тетрадки нитками. И вот уже готов КНИЖНЫЙ БЛОК.
А зачем в типографии мастер-переплетчик? Для чего книге твердая, крепкая рубашка? (Ответы детей)
Действительно Переплет, обложка украшают книгу, но в первую очередь они защищает хрупкие страницы от пыли и грязи, чем больше труда вложено в книгу, тем дороже и прочней переплет. Недаром старинные, рукописные книги одеты в деревянные, а иногда золотые и серебряные переплеты.

Работа над созданием книги завершилась. В таком виде не стыдно выйти в свет. Так говорят о людях. И о книгах тоже. Книга вступает в жизнь.

Круговорот книг в природе: Типография – место, где производят книги. Магазин – место, где мы покупаем книги для дома, для друзей, для библиотеки. Библиотека – где мы берем книги почитать на время, дом – где читаем книги. Из библиотеки и дома у испорченных книг и исписанных тетрадок две дороги: одна в мусор, другая, обратно на бумажную фабрику, где из них сделают новую бумагу.

Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня уже их много
На книжной полке бережно храню –
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь пройти она должна,
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знания,
Люби её! Читать давай другим!
Куддае Мухаммади.
Дорогие ребята!
К вам обращаются все, кто создавал детские книги, ваши учебники: лесники, лесорубы, рабочие бумажных комбинатов и типографий, писатели, художники.
Берегите книги!
Так вы спасёте леса и сохраните нашу зелёную Планету!
Ребята, сегодня мы с вами узнали, что каждая книга – это кусочек истории. О том, что было раньше, мы можем узнать не только из старинных вещей, но и из книг. Есть книги большие, есть маленькие. Самая большая в мире книга увидела свет в прошлом веке, в 1832 году в Лондоне. Называется она “Пантеон английских героев”. Её высота – 5,7 м, ширина – 3,7 м, размер букв – 15 см. а самая маленькая книга – “Муравейчики” - отпечатана в 1980 году в Японии. Её размер – 1,4 см на 1,4 см. И большая и маленькая книги одинаково важны – они источник знаний.
Наше путешествие в прошлое книг подошло к концу. Я прошу вас бережно относиться ко всем вашим книгам. Если вы сохраните их, то через 100 или 200 лет ваши книги тоже будут старинными.