Технологическая карта урока по литературе 5 класс Природа как герой сказки-были Кладовая солнца. Смысл названия произведения.


Технологическая карта урока
Выполнила: Ходусова С.В., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №44 г.Твери»
Учебный предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: Природа как герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Смысл названия произведения.
Тип урока. Урок развития умений.
Ресурсы: учебник «Литература» 5класс Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Цель: продолжить осмысление содержания прочитанного произведения, рассмотреть особенности изображения мира природы в произведении,научить характеризовать заглавный образ.
Задачи:
- формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;
- проводить внутритекстовые сопоставления;
- выявлять авторскую позицию;
- понимать смысл заглавного образа.
Опорные понятия, термины: литературное произведение, пейзаж, тропы: олицетворение, эпитет, сравнение.
Новые понятия: заглавный образ, символ.
Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.
2.
Самоопределение к          деятельности Организационный момент
Работа с текстом.
1.Формулирование темы урока. Включение в деловой ритм. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
 
Какие герои представлены в сказке - были?
Как вы думаете, о чём, о каких явлениях говорится на каждой странице повествования?
Можно ли природу назвать ещё одним героем сазки - были? Докажите.
Как ведёт себя природа по отношению к Насте и Митраше?
Формулируем тему урока: Природа как герой сказки-были «Кладовая солнца» Подготовка класса к работе.     
Отвечают на вопросы, используя в качестве аргументов текст произведения.           
Возможные ответы: Настя, Митраша, собака Травка, Антипыч, Серый помещик и др.
О природе.
Можно. Учащиеся строят рассуждения. Сжато, выборочно излагают содержание прочитанного текста, подтверждающее мнение.
Личностные:
формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
регулятивные: прогнозирование результата
коммуникативные:
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения
познавательные:
анализ объекта
3.
4.
5.
6.
7.
Актуализация знаний , анализ текста.
Работа над заголовочным образом.
Подведение итога.
Домашнее задание.
Рефлексия. Организует работу в парах.
Изображение сосны и ели в повести. Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями и стонами сосны и ели существует связь.

- Какова основная добрая сила в повести? Кто из животных, птиц, растений радуется солнцу, помогает человеку, сопровождает его, оберегает? Кто выражает мнение о человеке, помогает человеку понять самого себя? Какие силы природы радуются злу, ссоре, раздору, пытаются затмить солнце, символизируют гибель?
Организует индивидуальную работу.

Работа с иллюстрацией.( Слайд №5 )
- Рассказчик называет природу «великим храмом». Попробуйте объяснить, что он имеет в виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему?
- Можно ли утверждать, что природа в понимании М.М. Пришвина – это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всём его могуществе и разуме должен поклоняться? Согласны ли вы с автором? Почему?
Организует работу в группах.
- Разбираем фрагменты, связанные с образом солнца как силы жизни и добра.
( повышенный уровень- решение нестандартной задачи)
1 группа
«...Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, подкрылья, и крикнул:
–Чуф! Ши!
По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».
- Как изменяется косач под лучами солнца? Можно ли сказать, что он становится прекраснее?
- Как вы думаете, что может символизировать эта картина?
-Выберите эпитеты к слову «солнце».
2 группа
«Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками».
-Какие чувства, на ваш взгляд, испытывают дети?
Каково основное настроение этого фрагмента?
-Выберите эпитеты к слову «солнце».
3 группа
«А большой чёрный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается. Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве».
- Сколько существ приютил большой чёрный пень?
- Почему все эти существа оказались здесь? Что их привело?
- Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе?
4 группа
«Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал Косач-токовик. И журавли прокричали три раза, не как утром – «победа»», а вроде как бы:
– Спите, но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!
День кончился не порывом ветра, а последним лёгким дыханием. Тогда наступила полная тишина, и везде стало всё слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.
В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку».
- О чём говорится в текстовом фрагменте? (О заходе солнца).
- Что заканчивается с заходом солнца?
- Можно ли сказать, что природа живёт в гармонии? Докажите.
- Что нарушает эту гармонию?--Выберите эпитеты к слову «солнце».
Переход от старого знания к новому:
- Что, на ваш взгляд, самое главное в заголовочном образе? Почему?
- Рассказчик замечает, что кладовой солнца является болото с запасами торфа. Можно ли считать, что точка зрения автора и точка зрения рассказчика абсолютно одинаковы? (Работа в парах, доказываем противоположные точки зрения).
- Прочитайте следующий фрагмент в режиме диалога с автором.
«Мы это так понимаем, что всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца.В (Почему?) О Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. П Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передавать всё своё добро детям. В (И что происходит с ним дальше?) О Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство». П- Проанализируем название сказки-были. Только ли торф имеется в виду? Докажите.
- Как ведёт себя природа по отношению к детям?
- Какие черты выявляет солнце в природе, в детях?
- К чему относится название «Кладовая солнца»?
Организует работу над словами М.М.Пришвина (слайд№8) « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
Очевидно, для писателя весь мир природы и человека –это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является жизнь, любовь и добро.
В природе все в равновесии: здесь есть и добрые и злые силы. А какую дорогу выберет человек – зависит от него. В начале сказки дети дружные, все их любят, но потом они ссорятся и попадают в беду. Своей сказочной силою любви их спасает Травка. Теперь мы можем сказать словами М. Пришвина и Антипыча: «Правда жизни в вековечной борьбе за любовь». Писатель учит нас проникнуться любовью ко всему живому.
Вариантное домашнее задание.
Закончить предложение. Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..
Написать сочинение-миниатюру на тему: « Какие мысли навеяло мне произведение Кладовая солнца»?
Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?
 
Работают в парах ( один доказывает, что существует, другой – не существует)
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов
Составляют двухчастную таблицу. В одну колонку выписывают друзей человека, в другую – врагов. Здесь важно проследить взаимосвязь природы и человека. Сверяют с эталоном.( слайд№4)
Находят соответствующий фрагмент, зачитывают,обсуждают.
«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы.
Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвящённое восходу солнца».
Обсуждают предложенные фрагменты текста, высказывают и обосновывают свою точку зрения, корректируют свою точку зрения, аргументируют свою позицию.
Выбирают наиболее эффективный путь достижения цели.
Предоставляют результаты работы. Принимают участие в коллективном обсуждении.
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов .Характеризуют заглавный образ.
Отвечают на вопросы.
Своеобразие сказки-были М.М.Пришвина –раскрытие человека через природу. Через отношение человека к природе.
Делают вывод, обобщение.
Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания.
Выбирают вариант домашнего задания: базового уровня, повышенного уровня.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.  
Личностные:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений;
Регулятивные:
Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
решение проблемы поискового характера
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства