«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
основная общеобразовательная школа № 13
д. Мухино
«Рассмотрено»
На педагогическом
совете
Протокол №____от
«___» ______20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ Жукова. С.В
«___» _______20__г.
«Утверждено»
Директор МОКУ ООШ №13 д. Мухино __________А.В.Евсюнин
Приказ №______ от
«___» _________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Педагог дополнительного образования
Ахметова Евгения Артуровна
Педагогический стаж 1 год
2013 год
Пояснительная записка.
«Я — пешеход и пассажир»
Рабочая программа к факультативу «Я — пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я — пешеход и пассажир» Виноградова Н.Ф. с использованием пособия Виноградовой Н.В. « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.
Общая характеристика факультатива.
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Главные цели факультатива:
Главной целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место факультатива в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–3 классов.
— в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;
Достижения цели предполагает решения ряда задач:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. В результате освоения про-
граммы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1-3 классов. Программа рассчитана на 4 года. В первом классе – 32 часа в год, во втором и третьем классе 33 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 1 класса: Количество часов в год -33Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Ориентировка в окружающем мире 19
2 Ты — пешеход. 12
3 Ты — пассажир 2
Итого: 33

Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 2 класса: Количество часов в год -34Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Ориентировка в окружающем мире 25
2 Ты — пешеход. 8
3 Ты – пассажир. 1
Итого: 34
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -34Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Ориентировка в окружающем мире 8
2 Ты — пешеход. 25
3 Ты – пассажир. 1
Итого: 34
Содержание тем курса:
1 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Форма предметов окружающего мира. 2 — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2 Цвет (цветовые оттенки) предметов. 2 3 Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира. 2 4 Форма и цвет знаков дорожного движения. 2 5 Цвет и форма запрещающих знаков. 2 6 Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. 1 7 Дорога от дома до школы. 2 8 Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. 3 9 Транспортное средство. 1 10 Участники дорожного
движения. 2 11 Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. 1 12 Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; 1 13 Движение по обочине при отсутствии тротуара; 1 14 Движение в темное время суток. 1 15 Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги. 3 16 Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД. 2 17 Светофор пешеходный и транспортный. 2 18 Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. 1 19 Правила поездки в транспортном средстве: 2 Содержание тем курса:
2 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Предметы и их положение в пространстве. 2 — сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около).
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный
транспорт.
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного
средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
2 Скорость движения объекта. 2 3 Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения 2 4 Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. 2 5 Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). 2 6 Механические транспортные средства. 1 7 Маршрутное транспортное средство. 1 8 Маршрут 2 9 Гужевой транспорт. 1 10 Населенный пункт как территория, застроенная домами 2 11 Знание своего района как условие безопасного передвижения. 1 12 Дорога. Состояние дороги. 1 13 Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. 1 14 Опасность и безопасность на дорогах. 1 15 Опасность и безопасность на дорогах. 2 16 Безопасные маршруты движения 2 17 Знаки дорожного движения 2 18 Знаки дорожного движения 2 19 Значение конкретного знака 2 20 Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков. 1 21 Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. 1 22 Правила поведения в легковом автомобиле 1 Содержание тем курса:
3 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа. 2 — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
2 Оценивание дорожных ситуаций. 2 3 Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит. 2 4 Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения. 2 5 Дорога используется для движения транспортных средств. 2 6 Особенности дорог в городе и в сельской местности. 1 7 Части (элементы) дороги. 1 8 Правостороннее движение. 2 9 Разные виды перекрестков. 1 10 Регулируемый перекресток. 2 11 Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. 1 12 Регулировщик, особенности его внешнего вида 1 13 Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика 1 14 Дорожные опасности. 1 15 Правила движения в темное время суток..2 16 Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. 2 17 Предупреждающие знаки. 2 18 Запрещающие знаки. 2 19 Предписывающие знаки. 2 20 Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы. 2 21 Правила выхода из транспорта. 1 ТРЕБОВАНИИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Должны знать:
— форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
—пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
—свой путь от дома до школы;
—свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
—многообразия объектов транспортного средства;
—знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
—цвет и форму запрещающих знаков;
—сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
—сигналы светофора и объяснять их значение;
Должны уметь:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. – М.,2001 год.
2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. – М.: Наука, 1985.
3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – (Мастерская учителя).
4.Правила дорожного движения.
5.Знаки дорожного движения.
6.Карта местности.
7.Демонстративный материал: карточки с направлением движения, плакат светофор.
Список литературы.
1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. – М.,2001 год.
2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. – М.: Наука, 1985.
3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – (Мастерская учителя).