Работа школьного научного общества учащихся по формированию социально-значимых жизненных ценностей.


Работа школьного научного общества учащихся по формированию социально-значимых жизненных ценностей.
Артамонова Лариса Владимировна
учитель математики, заместитель
директора по УВР МКОУ СОШ №1 г.Лиски.
Все мы хотим, чтобы в наших школах детям было интересно учиться, педагогам – интересно учить, чтобы все участники образовательного процесса были удовлетворены результатами своего труда. К достижению указанных желаний можно придти разными путями. Среди них есть один основной – это формирование жизненно-важных ценностей, здорового образа жизни. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья.
Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Можно сказать, что школа является важнейшим этапом, на котором можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.
В общеобразовательных школах основное –это учебная деятельность, которая в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, но это трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. В современной педагогике существуют различные формы организации учебно-познавательной деятельности, одной из таких педагогических новаций является организация школьного научного общества. Во многих школах существуют такие объединения учеников. Создано оно и у нас.
Это добровольное объединение школьников, которые стремятся, к более глубокому познанию достижений в различных областях жизнедеятельности человека , развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, совершенствованию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.Цель деятельности НОУ - воспитание интереса к познанию мира. Задачи НОУ:
Расширение кругозора учащихся ;
Развитие их творческих способностей;
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
Повышение уровня знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях ;
Организация научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и воспитания;
Формирование сициально - значимых жизненных ценностей.
Работа нашего НОУ строится по четырем направлениям: естественно-научное, филологическое, историко-краеведческое, художественно-эстетическое. В конце учебного года в школе проводится научно-практическая конференция учащихся — одно из самых значимых и интересных событий в школьной жизни. Конференция — это шанс открыть для себя новые возможности в учебе, новые пути в познании мира. Ученики начинают готовиться к конференции за год, выбирают темы проектных работ, которые их интересуют или пригодятся в дальнейшей учебе как в школе, так и в вузе. Секций на конференции предостаточно: по математике и информатике, русскому языку и литературе, истории и обществознанию, физике, химии, географии, биологии и иностранным языкам. На конференции представляются проекты предметного, межпредметного, общепредметного характера, исследовательские, образовательные, творческие, коллективные и индивидуальные, краткосрочные и долгосрочные. Темы самые разнообразные — от философских изысканий до исследования какого-либо явления в математике, физике, биологии, химии, более глубокого познания родного края, изучение причин социально-значимых болезней и т. д. Каждый выбирает то, что ему интересно. Многие занимаются своим исследованием не один год.
Формы работы НОУ:
собрания,
конференции,
конкурсы,
олимпиады,
фестивали,
смотры,
встречи с учеными,
тематические вечера,
лектории,
выставки, экскурсии ,
предметные декады.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем краткий обзор проектных работ учащихся темы которых соотносятся с темой сегодняшнего семинар: «Курение : история, влияние на здоровье, борьба с ним», «Медико-демографическая ситуация Лискинского района в статистике», «Наркотики и уголовная ответственность». Для представления долгосрочного коллективного проекта «Курение : история, влияние на здоровье, борьба с ним» слово предоставляется ученицы 8 класса Колмаковой Алене. (Выступление ученицы). В рамках этого проекта учащимися 8-х классов к конференции готовится фотовыставка «Я не курю, потому что…». Не соблюдение здорового образа жизни, вредные привычки являются причинами демографической ситуации в нашем районе и в целом в стране. Свой проект «Медико-демографическая ситуация Лискинского района в статистике» представит ученица 9 класса Гайдай Светлана. Ученица 10 класса Подвигина Юлия расскажет о работе над проектом «Наркотики и уголовная ответственность». В ходе работы нашего семинара вам, уважаемые участники семинара, на панораме интегрированного урока по химии и обществознанию « Отклоняющиеся поведение и вещества вызывающие его» будет представлен еще один коллективный проект «Алкоголизм. Наркотики. Курение. Преступление.»
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки;
формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить  свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают  дополнительную   информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшей жизни в целом .
Одним из главных результатов работы НОУ я считаю создание атмосферы поиска, формирование у учащихся нравственных, социально-значимых ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Лучшими пропагандистами системы ценностей являются сами члены НОУ. Учащиеся, уже имеющие проектно- исследовательский опыт, активно выступают на уроках, классных часах, конференциями с сообщениями о своей работе, с результатами экспериментов, анкетирования. Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа учеников к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований, активного использования медико-психологической службы . В наши творческие планы входит активное сотрудничество с другими учебными заведениями города, различными службами, участие в конференциях всех уровней.