Рабочая программа социально-значимых проектов



Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения). Программа разработана и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному и гражданско-патриотическому направлениям и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Основной идеей программы является общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.
Программа «Я – гражданин» направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.
Цель:
Организация проектной деятельности патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников.
Задачи:
формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование социальной и коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
формирование патриотизма, активной гражданской позиции;
формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся.
Место в учебном плане
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Я – гражданин» по направлению «проектная деятельность» предназначена для учащихся 3 и 4 класса и рассчитана на 68 часов в год, по 1 часу в неделю.
Принципы программы:
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы. Программа “Я – гражданин” включает  пять  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
К концу четвёртого класса обучающиеся должны знать:
основные понятия курса: «учебный проект», «цель», «задачи», «актуальность проекта», «проблема», «гипотеза», «исследование»;типологию проектов;
виды продуктов проектной деятельности;
виды исследований;
этапы проектирования
содержание работы над проектом на каждом этапе;
формы защиты презентаций;
требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации;
К концу четвёртого класса обучающиеся должны уметь:
формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы определять гипотезу: доказывать или опровергать ее
изготовлять продукт проектной деятельности;
составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе;
составлять структуру своего проекта;
проводить исследование и делать выводы по его результатам;
работать с различными источниками информации;
составлять библиографию и список литературы;
структурировать материал, выделять главное для презентации;
грамотно презентовать свою работу;
проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников.
Основными результатами реализации программы «Я – гражданин» для детей станут:
развитие творческих способностей;
овладение навыками социальной активности;
организация интересного, разнообразного, активного и познавательного досуга в рамках гражданско-патриотической деятельности;
формирование нравственно-патриотических качеств личности;
формирование навыков социальной адаптации и приобретение нового социального опыта в гражданско-общественной деятельности;
формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного, толерантного общения.
В ходе освоения программы «Я - гражданин» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
Проектировочные: Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные: Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные: Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Содержание программы
Раздел «Широка страна моя родная» - 16ч.
Подготовка к проектной деятельности. (5ч)
Знакомство с понятиями «учебный проект», «цель», «сбор информации», «наблюдение», «публичное выступление». Первичное представление о проектной деятельности.
Знакомство с понятиями «гипотеза», «план действий», «обработка собранного материала», «проблема», «сравнение», «актуальность проекта», «защита проекта».Практическая работа: коллективный мини-проект «Деревня – деревянный мир»
«Родная страна» (5ч)
Люди живущие вокруг нас. Народы нашей страны.
Исследовательская работа «Русский народный костюм». Творческий проект «Кокошник».
Практическая работа (изготовление национального костюма) Выставка «Я горжусь своей национальностью».
«Осень. Небеса. Красные леса» Творческая работа (3ч)
Экскурсия в осенний парк. Наблюдение над изменениями в природе. Сбор информации, природного материала.
Практическая работа – выставка «Дары осени». Осенний бал.
«Здравствуй, Зимушка-Зима» Творческая работа (3ч)
Образ зимы в литературных произведениях. Стихи о зиме. Наблюдения над изменениями в природе. Практическая работа в группах (новогодние сувениры). Зимние книжки-малышки.
Раздел «Я – гражданин России» - 13 ч.
Государственная символика. (1ч.)
Россия – многонациональное государство. Москва – столица нашей Родины. Проект «Виртуальное путешествие по Москве»
(создание презентаций).(2ч.)
Длительный социальный проект «Сотвори добро».
Социальный проект «Памяти павших». (длительный)
Посадка и уход за цветами у памятника павшим воинам в сельском парке.
Операция «Дарить радость людям». (длительный)
Концертно-поздравительные программы ко Дню учителя, поздравления с Новым годом, 8 Марта, 23 февраля , Днём Победы.
Российской армии сыны.(5ч)
Армия России. «Памятник советскому солдату». Встречи с ветеранами. Сбор информации, устный журнал, конкурс чтецов «Российской Армии сыны»». Практическая работа (изготовление поздравительно открытки)
Проект «Есть ли место героизму в наши дни?» Работа над проектом, использование ИКТ. Защита проекта.
Русские народные праздники. (5ч.)
Русский народный праздник «Кочеты». Праздник русской матрёшки.
Раздел «Смоленский край – мой край» - 11ч.
«Без тебя мой край родной, немыслима Россия» (8ч)
Край, в котором я живу. Символика Смоленской области.
Исследовательская работа «Смоленские традиции и обычаи».
Индивидуальные проекты «Лекарственные растения нашего края».
Праздник «Край родной, сторонушка родная».
Родной уголок –г. Вязьма. (создание презентаций «Родной уголок»). Выставка рисунков «Моя малая родина».
Конкурс чтецов «Цвети мой край».
Охранять природу – значит охранять Родину.(2ч.)
Исследовательская работа «Красная книга Смоленской области».
Проект – макет книги «Животные Красной книги Смоленской области».
«Защитники Отечества» (1ч.)
День освобождения родного города.
Раздел «Моя семья» - 21ч.
«Моя семья». Проектная деятельность (1ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме. Устное выступление.
Мини-проект «У нас живет…» (2ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление работы (по выбору: фото , фото + устный рассказ, фото +рисунок + рассказ)
«История семьи в истории страны». Творческая работа (2ч)
Семья – ячейка общества. Сохранение традиций и реликвий своей семьи.
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички альбома. Устное выступление.
«Моя родословная» Творческая работа (2ч)
Знакомство с понятиями «родословная», «генеалогическое древо». Беседа «Моя родословная». Составление генеалогического древа своей семьи. Оформление странички альбома. Устное выступление.
«Все профессии важны, все профессии нужны». Круглый стол.(2ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Составление мини альбома о профессиях родителей.
«Праздники традиционные и семейные». Проектная деятельность. (5ч)
Праздники традиционные. Праздники семейные. Подготовка и защита проекта об одном из праздников.
«Мой дом, моя улица». Путешествие в историю. (2ч)
Знакомство с историей своей улицы. Оформление собранного материала (групповая работа). Защита проекта.
Операция «От всей души». (2ч)
Изготовление поздравительных телеграмм, сувениров. Поздравление с праздником.
«Что находится на моей улице». Исследовательская работа. (2ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации (схема улицы, нанесение на схему различных объектов, уточнение незнакомых объектов). Оформление работ.
Марафон Милосердия (1ч)
Концертная программа, вручение подарков.
Блок «Я и школа» (7ч)
Страницы истории нашей школы. (1ч.)
Исследование «Кто работал в МБОУ СОШ№3», «Мои родители – выпускники нашей школы».
«Эмблема нашей школы» (1ч)
Создание эмблемы школы (групповая работа). Защита работы.
«Календарь знаменательных дат» (2ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации о традиционных праздниках школы. Оформление справочника «Традиции школы».
Акция «Творим добро своими руками» (1ч)
День учителя. Поздравление учителей. Изготовление сувениров.
«Встреча трех поколений» Архивно-поисковая работа (1ч)
Выпускники школы. Поисковая работа. Оформление работы (презентация).
«Сам себе писатель»(1ч). Защита работы.
Работа над проектом в течение года.
Учебно-тематический план
п/п Наименование тем Кол-во
часов Теория Практика
11. Раздел «Широка страна моя родная» 16 6 10
Подготовка к проектной деятельности 5 3 2
«Родная страна» 5 1 4
Творческая работа. «Осень. Небеса. Красные леса» 3 1 2
Творческая работа «Здравствуй, Зимушка-Зима» 3 1 2
2.
2
3
4
5
6
7 Раздел «Я – гражданин России» 13 4 9
Государственная символика 1 1 Проект «Виртуальное путешествие по Москве» 2 1 1
Социальный проект «Сотвори добро» длительный
Операция «Дарить радость людям» длительный
Социальный проект «Памяти павших» длительный
«Российской армии сыны» 5 1 4
Русские народные праздники 5 1 4
3.
2
3 Раздел «Смоленский край – мой край» 11 4 7
«Без тебя, мой край родной немыслима Россия» 8 2 6
«Охранять природу – значит охранять Родину» 2 1 1
«Защитники Отечества» 1 1 4.
6
7
8
9
1 Раздел «Моя семья» 21 6 15
Проект «Моя семья». 1 1
Мини-проект «У нас живёт…» 2 1 1
«История семьи в истории страны» 2 1 1
Творческая работа «Моя родословная» 2 1 1
«Все профессии важны, все профессии нужны» 2 1 1
«Праздники традиционные и семейные» 5 5
«Мой дом, моя улица» 2 1 1
Операция «От всей души» 2 2
«Что находится на моей улице» 2 1 1
Марафон Милосердия. 1 1
5.
1 Раздел «Я и школа» 7 4 3
Страницы истории нашей школы. 1 1 «Эмблема школы» 1 1
«Календарь знаменательных дат» 2 2 длительный
«Творим добро своими руками» 1 1
«Встреча поколений». Выпускники школы. 1 1 длительный
«Сам себе писатель» 1 длительный
Всего 68 42 44
Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, районного, регионального и Российского)
**«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
Список литературы
Гость в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 0 2004. - № 5.
С.В. Копылова «Права человека. Ребенок и его права»
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. - Волгоград: Учитель, 2007.
Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: учебная литература.- 2006.
Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 8.