Проблемы требований к реализации Федерального государственного образовательного стандарта как направления деятельности проектных команд


Проблемы требований к реализации Федерального государственного образовательного стандарта как направления деятельности проектных команд
Сегодня государственная политика в сфере образования кардинально меняет российскую школу. До 2020 года ей предстоит переход от старой школы к новой. Этот нелегкий период можно назвать революционным. «Он очень труден, ибо образовательные институты в силу своей природы невосприимчивы к реформаторским воздействиям «извне», поскольку они существуют для субъектов в качестве особой – устойчивой, автономной, объективированной – образовательной реальности, имеющей свою специфическую структуру, способы существования, воспроизводства и развития».
В ракурсе глобальных перемен в российском образовании школьные педагогические работники сталкиваются с некоторыми принципиальными трудностями, прежде всего – как достичь того понимания, которое способно привести к изменениям в образовательной действительности, как найти и удерживать нужную высоту. Кожевникова М.Н. выражает мнение, что навязывание извне школам стратегии инновационного развития может привести к потоку имитаций или к быстрому нарастанию кризисных и конфликтных ситуаций при отсутствии позитивных изменений. Поэтому формировать и развивать среду эффективного инновационного образования, последовательно поддерживая участников инновационных педагогических практик и педагогических инициатив и организуя им поддержку и сопровождение путем организации деятельности проектных команд, видится нам важным делом. Постепенное, пошаговое расширение влияния новой инновационной среды на педагогический коллектив по различным направлениям в соответствии с возникающими у них запросами и их интересами будет решением проблемы требований к реализации ФГОС.
Возникновение проектных команд является также новым этапом в управлении школой. И если учителя сравнивают с дирижером оркестра, где в роли оркестра выступает класс, то это сравнение применимо и к современному руководителю образовательной организации в отношении его подчиненных. Выявление проблем школы, совместный поиск пути их решения, постановка целей, миссии и прогноз результатов стало общей задачей для решения всем коллективом.
Как известно, актуальные проблемы выявляются в ходе анализа деятельности школы. К аналитической деятельности привлекаются все участники образовательного процесса: коллектив школы, обучающиеся и их родители, а так же заинтересованные специалисты.
Полученные данные обсуждаются коллегиально на Совете школы, педагогических и методических советах, заседаниях школьных методических объединений, родительского комитета, где обсуждаются вопросы, имеющие первостепенное значение для требований к реализации стандарта.
В ходе аналитической деятельности выявлены следующие группы актуальных проблем:
Проблемы кадровой обеспеченности:
возрастной состав кадров;
профессиональное выгорание (усталость, конфликтность);
низкая мотивация на саморазвитие;
неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию.
Проблемы методического обеспечения:
несоблюдение принципов, подходов, технологий, заложенных авторами систем, ориентация только на учебник;
отсутствие преемственности между начальной и основной школой в работе по выбранным системам;
ориентация только на предметные результаты.
Основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС
традиционная методика проведения урока становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
отсутствие достаточного опыта разработки разделов основной образовательной программы основной школы (учебного плана, части, формируемой участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов) и др.
ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) Т1-к структуре основной образовательной программы;
2) Т2- к условиям реализации основной образовательной программы;
3) Т3-к результатам освоения основной образовательной программы.
Проведение в школе проблемно-ориентированного анализа с целью диагностики хода, достижений и проблем, выявленных при реализации Федерального государственного образовательного стандарта к структуре ООП (Т1) позволило выделить области изменений при реализации ФГОС общего образования нового поколения:
учебный план;
индивидуальные образовательные маршруты;
метапредметные результаты;
технологии организации образовательного процесса;
система оценивания;
публичная презентация результатов.
Эти изменения определяют первостепенные задачи деятельности школы и возможные направления работы проектных команд:
разработка основной образовательной программы;
разработка рабочих программ по предметам;
освоение новых образовательных результатов;
совершенствование условий осуществления образовательного процесса.
Результаты, полученные в ходе анализа, реализации Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП (Т2), показали необходимость качественных изменений в кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении.
Соблюдение этих требований обеспечивает создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
В этой связи первостепенными действиями в кадровой политике школы являются:
установление соответствия педагогических работников квалификационным характеристикам по соответствующим должностям;
повышение уровня квалификации (аттестация);
организация непрерывности профессионального развития педагогических кадров (очные и дистанционные формы обучения);
оказание постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации ООП (усовершенствование методической службы);
взаимообмен внутренним и внешним инновационным опытом;
проведение комплексного мониторинга результатов образовательного процесса и эффективности реализации ФГОС.
в финансово-экономической части:
выполнение расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта;
установление соответствия показателей объемов и качества предоставляемых образовательных услуг размерам направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня;
подушевое финансирование, стимулирование педагогических работников.
в материально-техническом обеспечении:
соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса  (САНиПиН) (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;
соблюдение требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
соблюдение требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях, рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений);
соблюдение требований пожарной и электробезопасности;
соблюдение требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения школы;
соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в школе;
соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
предоставление возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения («Доступная среда»).
Должное внимание следует уделять психолого-педагогическим условиям реализации ООП (Т3) в рамках реализации ФГОС в областях:
преемственность содержания и форм обучения и воспитания;
возрастная психология и физиология;
психолого-педагогическая компетентность обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в вариативных формах.
И, в первую очередь, решаются следующие задачи:
сопровождение классов в адаптационный период;
учет возрастных особенностей в образовательном процессе, выработка рекомендаций;
проведение ликбезов, всеобучей и других форм психолого-педагогического просвещения;
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, их психолого-педагогическая поддержка;
проведение профориентационных мероприятий;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка общественных организаций: детских, родительских общественных объединений, органов самоуправления (совет школы, совет отцов, родительского комитета, комиссий, работающих в различных направлениях),
профилактика, диагностика, мониторинг, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза деятельности школы во всех направлениях.Информационно-методические условия реализации ООП требуют:
разработки комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательные ресурсы;
использования технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
В первую очередь следует охватить следующие направления:
информационно-методическая поддержка образовательного процесса;
тьюторство электронного образования и внедрение электронного документооборота;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы включают в себя следующие области:
оснащение информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети; обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы. Ответственность за проектирование оценочных процедур мониторинга учебных и внеучебных результатов обучающихся школы также может быть возложена на проектную команду.
Первоочередными задачами в данном направлении являются:
Осуществление преемственности осваиваемых умений (действий).
Урегулирование системы измерения метапредметных результатов, выходящих за рамки конкретного предмета (образовательной области).
Разработка системы оценивания внеучебных достижений с помощью портфолио.
Коллективная разработка и оценка школьных проектов.
В целом, следует сказать, что соответствие образовательной среды требованиям ФГОС, рассматриваемым нами в данной статье, диктует необходимость изменений, как в деятельности педагогов, так и в управлении данной деятельностью, поиска новых способов работы с учителями и обучающимися. Конкретизировав вышеуказанные изменения и нововведения, мы выделили первоочередные задачи - возможные направления деятельности будущих проектных команд.
Конкурентоспособность школы, качество образовательных услуг во многом определяются способностью коллектива организовать свою школьную жизнь как проект: наметить перспективы (ближние и дальние), найти и привлечь необходимые ресурсы, запланировать деятельность по достижению целей, реализовать свои планы и оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проекты по требованиям реализации ФГОС могут реализоваться либо поочередно, либо синхронно. Они могут быть как комплексными, так и единичными (по направлениям), исходя из кадровых возможностей школы. Руководитель образовательной организации решает, какие именно направления делегировать проектным командам, а решение каких задач оставить за собой.
Подготовленные кадры – решение части проблем в условиях реализации новых стандартов. Мы считаем, что начинать масштабные преобразования необходимо с решения кадровых проблем: со смены идеологии учителя, переосмысления традиционных подходов в образовании, подготовки и сопровождения в период внедрения инноваций в рамках требований к реализации ФГОС.
Используемая и рекомендованная к использованию литература
1.Адизес И. Управляя изменениями /Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. –224с.
2. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 312с.
3. Аугустинавичюте Ф. Соционика. Психотипы. Тесты / Составитель Л.И. Филиппов. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 448с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. – М.: ИПК госслужбы, 1996. – 152с.
5. Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова T.С. Формирование команд: (team-building) //Управление персоналом. - 1998. - №8.
6. Базаров Т.Ю.–Управление персоналом — 2-е изд., перераб. и доп. / Т.Ю.Базаров , Б.Л.Еремин. — М: ЮНИТИ, 2002. —560с.
7. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 249 с.
8. Белбин Р. М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых Вами ролей // Взгляды и иллюстрации / под ред. Дж. Биллсберри. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
9. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М. : Новости; Модино-пресс, 1990. – 240 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - М.: Гардарики, 1999.
11. Гапоненко А.Л. Теория управления / А.Л.Гапоненко. – М.: РАГС, 2004.
12. Грей К.Ф. Управление проектами / К.Ф.Грей , Э.У.Ларсон. - М.: Дело и сервис, 2003.
13. Дафт, Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. / Р. Л. Дафт. - СПб: Питер, 2007. С.128.
14. Дерзкова Н. П., Ушаков К. М. Эффективность предполагает адекватность. О стилях профессионального поведения руководителя // Директор школы. - 1995. - № 2.
15. Деркач A.A. Алгоритм -подбора и формирования управленческой команды / A.A. Деркач, И.В. Калинин, Ю.В. Синягин. - М.:РАГС, 1999.-315с.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.
17. Иванов Г. В. Технология применения метода интервью при отборе персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - № 6.
18. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики/ А.М. Карякин - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. –2003.-136с.
19. Катценбах Й.Р. Мудрость команд / Й.Р. Катценбах , Д.К.Смит. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2004. – 132с.
20. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 638с.
21. Коваленко А.В. Создание эффективной команды. Учебное пособие. /Автор-составитель А.В.Коваленко/ − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 81с.
22. Кожевникова М. Н. О подходах к моделированию педагогического образования // Человек и образование. – 2013. – № 4.
23.Крегер Отто. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим / Отто Крегер, Дженет Тьюсон.  10е изд. М. : АСТ, 2010. - 348с.
24. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000. - 407с.
25. Максвелл Дж. Шеф и его команда. Как создать команду своей мечты /Дж. Максвелл. - М.: КоЛибри, 2001. -154с.
26. Маслов Д.В. Диагностическая самооценка системы управления по критериям функциональной модели // Качество. Инновации. Образование, 2005. № 3.
27. Мэддакс Р. Успешная команда: Как ее создать, мотивировать и развивать / Пер. с англ. Н. Лисовой. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
28. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций / Е.Г. Непомнящий. - Таганрог: ТРТУ, 1997.- 374 с.
29. Ньюстрем Дж.В. Организационное поведение / Дж.В. Ньюстрем, К.Дэвис. – СПб: Питер, 2000. – 448с.
30. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.
31. Организация внутрикомандного взаимодействия как координационная юридическая технологии / Максуров А.А.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 9. - том 10.
32. Проектирование организационной структуры ситуационного центра как одного из инструментов управления интеграционными процессами в университетском комплексе / О. М. Куликова, Н. Н. Масюк, Л. В. Межонова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5 - С.10-11.
33. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубенштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713с.
34. Создание эффективной команды. Учебное пособие. / А.В.Коваленко.− Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 81 с.
35. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004. - 304с.
36. Томпсон Л. Создание команды. – М.: Вершина, 2006.
37.Федеральный  компонент  государственного  стандарта  общего образования. Ч. 1. Начальное общее образование. Основное  общее образование. –  М., 2004. – 266 с. 
38. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. —664 с.
39. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — M.: «ИНФРА-М», 1999.
40. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
41. Beer. Organization and Development: A System View / Beer, Change M. - Scott, Foresman & Co, Glenview, 1980. - 234 с.
42. Parker G.M. Team players and teamwork / G.M. Parker. – San Francisko: Jossey-Bass Publishers, 1996.
43. Tannenbaum S. Team Building and its Influence on Team Effectivness: an Examination of Conceptual and Empirical Developments/Issues, Theory, and Research in Industrial Organizational Psychology / S.Tannenbaum. R.Heard, E.Salas. - Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1992.
Электронные ресурсы
44. Ключевые вопросы построения системы премирования проектных команд [HR-аналитика] / К. Федоров,  Н.Глот // Кадровый аспект. - 2013. Режим доступа: http://www.hrpacc.ru
45. Методология выявления социальных эффектов модернизации системы образования [Человек и образование] / О.Г.Прикот //Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых. - 2014. - № 4 (41). Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2014_4_020-024.pdf
46. Педагогическая деятельность учителя в условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты [Человек и образование] / О.Б.Даутова. // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых. - 2013. - № 4. Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/ 
47. Практика формирования команды проекта [Электронный журнал «CIO»] / Е.Хвалев . - М.: Компьютерра, 2009. - №9. Режим доступа: http://proitclub.ru/2009/10/01
48. Проблемы мотивации проектных команд /Д.С.Иванов. - Лелекова С. Ю. - Челябинск.: сборник рефератов.-Южно-Уральский Государственный Университет, 2010. Режим доступа: http://refy.ru/62/233525-2-problemy-motivacii-proektnyh-komand.html реферат.
49. Социальная психология /Андреева Г.М. - М.: Наука, 1994. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
50. Управление персоналом с учетом группового поведения. Режим доступа: http://dead-line.net/psihologiia/67197-upravlenie-personalom-s-uch%B8tom-gruppovogo-povede.html
51. Апенько С.Н. Взаимосвязь управления персоналом проекта и менеджментом качества.Материалы дистанционного семинара тренинга по франчендайзингу Международного института развития Эко-про. / Апенько С.Н., О.В. Попова. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. - рубрика 5. Режим доступа: http://trud.isea.ru/BKF/VI-Bajkalqskij-KADROVYJ-FORUM/Interenet-konferencija/Rubrika-6/R5-Apenqko-SN-Popova-OV