Статья на тему: Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профинтересов: из опыта работы классного руководителя.


Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профинтересов: из опыта работы классного руководителя.
Выполнила:
Учитель МБОУ Княгининской
средней общеобразовательной
школы № 2
Гладцына Н.А.
г. Княгинино
2012г.
Профессия – это тягость,
переходящая в радость.Выбор профессии – это важное и ответственное дело!
Цель моего выступления: показать роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий.
Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.
Как утверждают психологи, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение.
Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул или стол – «прилавок», бумага – «деньги», куклы – это дети). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. По мнению Е.А. Климова, существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
Позиция старших членов семьи.
Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Личные профессиональные планы.
Способности.
Уровень притязаний на общественное признание.
Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как профессиональные увлечения – путь к будущему.
Установлено, что пик возможностей человека в области интеллекта совпадает с возрастом 14 – 15 лет. Поэтому крайне желательно к этому периоду сориентировать школьника в нужном направлении, учитывая его тип личности.
Поэтому начиная с 5класса, на классных часах с детьми работаем с тестами, при помощи которых можно определить направленности и склонности ребенка, типы личности их интересы.
Очень хорошая методика Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник». По этой методике легко определить профессию какого типа желательно выбрать ребенку.
Интересы ребенка можно проследить по методике А.Е.Голомштока «Карта интересов».
Бывшие мои выпускники всесторонне развитые личности. Среди них были:
Победители и призеры районных олимпиад по английскому языку, биологии, физкультуре;
победители и призеры научно-практических конференций;
выпускники музыкальной школы;
участники и призеры областных конкурсов «Юный исследователь»;
великолепные артисты, певцы;
победители легкоатлетического кросса;
любители техники.
Подросток чаще всего задаёт себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я хочу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развитии структуры личности. И насколько окружающие – учителя, родители, друзья повлияют на формирование положительной самооценки подростка, от этого во многом зависит дальнейшая его судьба. В это время большое значение имеет так называемое неформальное общение: походы, путешествия, посещение театра с дальнейшим обсуждением увиденного представления. Именно в подростковом возрасте мы с ребятами много путешествовали: поездки в Нижний Новгород, на озеро Светлояр, турпоходы, посещение театров, кинотеатров, исторических музеев, посещение предприятий: «Сухое молоко», «Княгининская швейная фабрика». Общение в неформальной обстановке способствуют «раскрытию» души ребёнка, его собственного «Я», а главное, ребёнок чувствует, что его слушают, понимают и могут ему помочь. Работая в школе, мы - учителя на каждом шагу сталкивается с самыми разнообразными поступками ребят. В суете школьной жизни учитель должен сразу реагировать на выходки ребят, давая им в той или иной форме положительную или отрицательную оценку, не вникая в причины поступка. А в неформальной обстановке, без суеты и поспешности, беседуя с детьми, понимаешь, что в основе каждого действия обязательно лежит определённый мотив. Знание мотива раскрывает смысл данного поступка и в известной мере помогает познать личность в целом (её взгляды, интересы, чувства, характер).
Старшеклассники, в отличие от подростков, ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.
У старшеклассников самооценка служит двум целям:
Самовоспитанию;
Прогнозированию будущей профессии.
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию.
Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
В старших классах мы ведем активную работу в сотрудничестве с ВУЗами разных направлений (педагогические, медицинские, инженерные, строительные, политехнические). Представители этих ВУЗов проводят беседы с учащимися, дарят им буклеты, предлагают участие в олимпиадах, приглашают на «День открытых дверей». В прошлом году проводили конкурс «Молодого предпринимателя». Где дети себя смогли проявить в роли самостоятельного предпринимателя. Держим тесную связь с Центром службы занятости, сотрудники этого центра с удовольствием идут навстречу ребятам и предлагают разные виды деятельности на летний период. Так два года подряд ребята работали на маслозаводе, в ДЮСШ. Проводим дополнительные занятия по тем предметам, которые детям нужны при поступлении.
Активно ведется профориентационная работа на родительских собраниях. Родители знакомятся с сочинениями детей, на тему «Моя будущая профессия», с буклетами и сайтами ВУЗов, результатами анкет, какие способности и склонности у их детей, приглашаются представители центра занятости. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать формирование такого уровня развития личности, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Благодаря совместным усилиям школы и родителей дети успешно поступили в те ВУЗы и училища, куда им хотелось.
Из 21выпускника отдали предпочтение: медицине-3, педагогике-2, экономике-5, биологии-2, музыке-2, юридическое направление-1, дизайну-2, техническое направление-2, военному делу-1, экологическое направление-1.
Конечно в наш современный век не всегда можно получить того чего ты хочешь, но попытаться помочь ребенку в выборе его профессии классный руководитель может!

Приложение.
Анкетирование родителей
1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
4. Кем вы его видите в будущем?
5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?
6. Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
7. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
8. О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи?
9. Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы?
10. Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?
Анкетирование учащихся №1
Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
Какую профессию ты выбираешь?
Что ты знаешь о своей будущей профессии?
А. Предмет, содержание и условия работы;
Б. Профессионально значимые качества этой работы;
В. Где можно получить эту профессию;
Г. Нужность профессии на рынке труда.
Если не выбрал(а) профессию, то почему?
А. Плохо знаю мир профессий;
Б. Плохо знаю свои возможности;
В. Не могу выбрать из нескольких вариантов;
Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.
Что повлияло на твой выбор?
А. Самостоятельно принял(а) решение;
Б. Посоветовали родители;
В. Советовали друзья;
Г. Влияние профконсультанта.
Анкетирование учащихся №2
1. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
2. Как высказываются твои родители о своей профессии?
3. Был ли ты на рабочем месте своих родителей?
4. Понравилось ли оно тебе?
5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
6. Представлял ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
8. Какие качества характера нужны для их профессий?
9. Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело?
10. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил их дело?
Литература:
1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1991.
2. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.
3. А.А.Реан Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2008.
4. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.