Литературно – музыкальная композиция Люблю тебя, петра творенье























Литературная гостиная
Люблю тебя, Петра творенье!










Автор: Устенкова Ольга Анатольевна










2011




Литературная гостиная
Люблю тебя, Петра творенье!
: Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад -Онегина глава.
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Ведущий: С именами многих писателей и поэтов связан тесными нитями город на Неве. Кто-то прожил здесь последние годы жизни, кто-то приехал учиться, но остался, сроднившись с ним. Кто-то жил здесь с надеждами, а кто-то разочаровался и ужаснулся, познав не только блеск и пышность столицы, но и ее внутреннюю, изнаночную сторону- город бедных, униженных и оскорбленных. Но каким бы ни был Петербург, он всегда манил к себе, как магнит. Пушкинский, гоголевский, некрасовский... Этого Петербурга вроде бы нет. Город стал иным. Но невидимые нити тянутся туда, в прошлое.
(Слайд: Петр первый, 1703, 16 мая)
Чтец: А было так: причалили к островку Янне-Сааре, что в переводе с финского «заячий остров» .»Ружье,- потребовал Петр. Снял штык, трехгранным острием вырезал куски дерна, сложил их крест- накрест. «Быть тут граду». И сияющими глазами обвел своих гвардейцев, как бы приглашая их на площади и проспекты будущей русской столицы. Петр выкопал ров, вложил в него валун, прикрыл его гранитной плитой с надписью «От воплощения Иисуса Христа 1703 года, 16 мая. Основан царствующий град Санкт - Петербурх великим государем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем российским. Рядом поставили ворота из березок. Тут же на верхней перекладине уселся парящий над островом орел. «Доброе знамение,- обрадовался Петр.- Державная птица.» (Слайд: профильА. С.Пушкина. Слова: «Люблю тебя, Петра творенье!»)
Ведущий:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
В этих строчках великого поэта- ощущение чуда. Нас и современников Пушкина объединяет любовь к городу, обладающему таинственной, до сих пор до конца не разгаданной магией духовности, идущей , быть может, от колдовства белых ночей, набережных и туманов, каналов и горбатых мостиков...
(Видео: современный Петербург.)
Чтец:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит , дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (Слайд: здание театра).
Хлестаков:
Эх, Петербург! Что за жизнь, право! Господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. Я ведь тоже балы даю. С хорошенькими актрисами знаком. Литераторов часто вижу. Я всякий день на балах. Такое великолепие!
Осип:
Ну кто же спорит, конечно, если пойдет на правду: так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная, кеатры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности, пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат: «Почтенный!» Галантерейное, черт возьми, обхождение!
Хлестаков.
Да.. .театр...ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина...
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(Слайд: портрет Н. А. Некрасова.Слова: «О город, город роковой!)
Ведущий:
Совсем другим виделся Петербург Некрасову. Для него это город роковой. Прожив здесь около 40 лет, поэт испытал и самый счастливый день в своей литературной судьбе, и много горьких дней, наполненных нищенским существованием, почти постоянным голодом, непомерной работой, и нравственными страданиями.
Чтец:
О город, город роковой!
С певцом твоих громад красивых,
Твоей ограды вековой,
Твоих коней, коней ретивых
И всей потехи боевой,
Плененный лирой сладкострунной,
Не спорю я: прекрасен ты
В безмолвье полночи безлунной,
В движенье гордой суеты!
Все так. Но если ненароком
В твои пределы загляну,
Купаясь в омуте глубоком,
Переживая старину,
Душа болит.. .Какие лица
Теперь приходится встречать!
Такую страшную печать
Умеет класть одна столица.
Чтец.
Да, душа болит.. .Жил я в Петербурге напротив великолепного парадного подъезда.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти,- говорят
С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых.
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких- нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они , солнцем палимы.
(Слайд: портрет Н. В.Гоголя. Слова: «...вытянулся в струнку щеголь Петербург...»
Ведущий:
Образ царственного города, олицетворяющего государственную идею России и в то же время города-призрака, окутанного тайной, волновал умы Гоголя и Достоевского. У Гоголя Петербург- это нереальное , призренное царство роскоши и власти, где маленькие люди исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Диалог-сцена :
Он:
Позвольте, нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; чем не блестит эта улица- красавица нашей столицы!
Она:
Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все
блага Невского проспекта!
Он:
Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.
Она:
Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье. Как чисто подметены его тротуары, и , боже, сколько ног оставило на нем следы свои!
Он:
Все, что вы не встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия.
Она:
Мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками...
Он:
Дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных шляпках. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте.
Разумихин:
О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него, когда весь город превратится в гром и блеск, когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.
(Слайд: портрет Ф.М.Достоевского. Слова: «...гнилой, склизлый город...»
Ведущий:
И в Петербурге Достоевского великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежечасно и незаметно совершаются людские трагедии. Достоевский писал:»А что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко- дышащем загнанном коне?»
Разумихин:
А в то лето жара стояла страшная, духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль. Человек привыкает и к пыли, и к известке, и к громадным, давящим домам. Привыкает, но мучается. Вот приятель мой, Раскольников, покоя себе не находил. Каморка-то у него шагов в шесть длиной была, это же шкаф, а не квартира. А как известно, узкие комнаты и низкие потолки душу и ум теснят. Вот и у него душа металась. То он в каморке днями сидит, то на улицу рвется. А иногда тянуло его в толпу, с людьми заговаривать, но мужики не обращали внимания на него. Человеку в Петербурге одиноко.
(Слайд:портрет А .Григорьева.Слова: «Да, я люблю его...»)
Ведущий:
Но Петербург нельзя не любить даже таким. Именно людские страдания вызывают у поэта Аполлона Григорьева чувство любви и жалости к родному городу.
Чтец:
Да, я люблю его, громадный, гордый град.
Но не за то, за что другие;
Не здания его, не пышный блеск палат
И не граниты вековые
Я в нем люблю, о нет! Скорбящею душой
Я прозираю в нем иное-
Его страдание под ледяной корой,
Его страдание больное.
Пусть почву шаткую он заковал в гранит
И защитил ее от моря,
И пусть сурово он в самом себе таит, Волненье радости и горя,
И пусть его река к стопам его несет
И роскоши, и неги дани,-
На них отпечатлен тяжелый след забот, Людского пота и страданий.
Ведущий:
Как сон, прошли два столетия. Это одиночество, которое мучало писателей 19 века, эхом отозвалось в потрясениях, обрушившихся на город в 20 веке. (Слайд: портрет И. Анненского.Слова: «Ни кремлей, ни чудес, ни святынь...») Иннокентий Анненский создает свой Петербург: стихотворение, исполненное вещих предчувствий, стихотворение-прощание с городом прежнего, канувшего в Лету великолепия.
Чтец:
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета,
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале,-
Завтра станет ребячьей забавой.
Ведущий:
Прошло несколько лет, и пророческие слова поэта сделались исторической реальностью. Петроград стал «городом трех революций».В конце 20-х годов город задыхался в тисках экономической блокады. Многие не выдерживали нечеловечески трудных условий существования, уезжали за границу- иные на время, иные же навсегда. Те же , кто остался, пережили вместе с дикой столицей все муки ада. Осталась и Анна Ахматова. Петербург для нее- город, «горькой любовью любимый.»
Чтец:
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет. (Слайд:900 дней, 900 ночей. Блокада.)
Ведущий:
В исторической судьбе Петербурга беды непрерывно сопутствуют славе города, и, сопутствуя, определяют собой масштабы славы.
Чтец:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне,
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Ведущий:
Живительной влагой вливался в исстрадавшиеся души защитников города нежный, тихий голос Ольги Берггольц.
(Слайд:портрет О.Берггольц. Слова: «Здесь оставлено сердце мое.»
Чтец6
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...


Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий,
Отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице.
В руках бидончик- это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь,- к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин! Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,-
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу...
Ведущий:
Город выжил .Живые оплакивали ушедших.
Чтец:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно вы с нами!
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами- Живые с мертвыми: для славы мертвых нет. (Видео: современный Петербург)
Ведущий:
Ленинград выжил, восстал из пепла и руин. Все так же стремительно несет свои полные воды Нева в просторы Балтийского моря. По ночам мосты поднимают пролеты, как крылья, и караваны судов несут по реке сигнальные огни на высоких мачтах. Ранним утром солнце загорается на золотых куполах и шпилях города. Гранитные набережные убегают в туманы. Прямые как стрелы проспекты и улицы заполняются ленинградцами- петербуржцами. Город приступает к своим делам, мечтам, планам... (Звучит песня А. Розенбаума «Вальс на лебяжьей канавке»)
Ведущий:
В город за все его 300 лет ни разу не ступала нога вражеского солдата, но для друзей он держит свои ворота раскрытыми широко. Сколько бы столетий ни прошло, город на Неве будет манить и притягивать к себе. Не случайно великие поэты и прозаики воспели город в книгах, ставших достоянием всего человечества. По ним можно представить облик и дух города, ни разу не побывав в нем. Я желаю вам побывать там и открыть свой Петербург.














15