Внеурочная деятельность.Сценарий литературно-музыкальной гостиной в 5 классе.


Поэтическая гостиная в 5 классе. «Времена года в поэзии Ф.И.Тютчева».
Цель: ввести учащихся в мир поэзии Ф.И.Тютчева, через восприятие стихотворений привить любовь школьников к русской природе и Родине.
Оборудование: портрет Тютчева, слайды с изображением времен года, аудиозапись музыкальных произведений П.И. Чайковского, романса «Я встретил вас…», альбом с фотографиями «Дом - музей» Ф.И.Тютчева в Мураново.
Ход мероприятия
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии, послушать замечательные стихотворения.
Поэзия всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь пение птиц, плеск волн, шелест трав - это тоже поэзия, поэзия природы, которую воспел в своих произведениях человек. В поэзии отражается все, чем живет человек.
Звучит романс на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…».
Учитель.
Сейчас прозвучал романс на стихи известного поэта. А знаете ли вы, ребята, имя этого человека? Это Федор Иванович Тютчев, большой русский поэт - философ, признававший несовершенство мира и человека, но умевший радоваться счастливым мгновениям жизни. Из всех ценностей превыше всего он ставил природу и любовь во всех ее проявлениях. Им создано около 400 произведений, среди которых есть подлинные шедевры. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна каждому человеку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Звучит одна из музыкальных пьес П.И.Чайковского «Времена года». ( Учитель говорит на фоне звучащей музыки):
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизни, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все 4 времени года. ( Демонстрируются слайды с изображением времен года).
Ребята, а какие чувства рождает это стихотворение? (Участники делятся своими впечатлениями). В стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - сообщают нам о приходе праздника природы. Мы слышим звуки апрельского бурного таяния снегов, как шумит сама природа. Ученик выразительно читает стихотворение.
Учитель. Поэта особенно привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Учащиеся читают стихотворения «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…».
Учитель. Федор Иванович Тютчев любил весеннюю грозу, сиянье снегов под солнцем, лазурь морских волн и таинственную тишину сумерек.
Ученик читает стихотворение «Весенняя гроза».
Учитель. Мы видим все то , что изображает поэт, слышим «первый гром», «птичий гам», как «громокипящий кубок» проливается на землю. Все это рождает чувство весны и свежести.
Тютчевское лето, ребята, также очень грозовое. Поэт нам по-своему показывает красоту мира, создавая одушевленный образ природы: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».
Учащиеся читают стихотворения « Неохотно и несмело», «Успокоение».
Учитель.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она насыщена красками, запахами, звуками. Поэт восхищается картиной ночного моря: «На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром…» в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…». Давайте послушаем это стихотворение.
Учитель. Ребята, а вы любите осень? Как часто мы браним осень, называем ее скучной , тоскливой порой. Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеют краски , иногда кажется, что все превратилось в сплошную серую пелену…
А знаете, какая осень у Федора Ивановича Тютчева? Поэт изображает осенний день , напоминающий о недавнем лете . Учащиеся читают стихотворения «Есть в осени первоначальной…» и «Осенний вечер».
Учитель. Природа и родина в поэзии Тютчева - понятия взаимосвязанные. О конкретном будущем России поэт никогда не говорил, но всегда сочувствовал русскому народу. В будущее России верил, хотя и не представлял, как и когда пробудятся ее силы.
Мы послушаем небольшие стихотворения «Умом Россию не понять…» и «Русская география».
Учитель. Как гражданин, искусный дипломат, Тютчев считал необходимым объединение славян, тяготеющих к крепкому и прочному союзу с Россией, образование единого славянского космоса.
Учитель.
Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными стихотворениями Ф.И.Тютчева. Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы. Она и в наши дни обогащает культуру каждого человека. Для Тютчева природа являлась постоянным источником впечатлений и раздумий. Я думаю, что и для вас, школьников, поэзия этого замечательного человека поможет определить свое отношение к жизни , природе и нашей стране.