Сценарий литературно — музыкальной композиции,посвящённой снятию блокады Ленинграда


МБОУ «Лиственская СОШ»
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
109474039179500

компелированный СЦЕНАРИЙ ПОДГОТОВЛЕН
ПЕДАГОГОМ - ОРГАНИЗАТОРОМ
МБОУ « ЛИСТВЕНСКОЙ СОШ» НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДАНЧЕНКО НАДЕЖДОЙ
НИКОЛАЕВНОЙ
2016 год
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Цели:1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.2. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.3. Воспитывать любовь и уважение к  ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.2. Формировать духовно- нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.3. Формировать умение слушать окружающих
Оборудование: рисунки учащихся, плакаты
(Ф. 1 Гимн Великому городу)
(слайд №1) - заставка
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте ребята!

Ведущий 2. Сегодня, 27 января – знаменательный день. Этот день Российское правительство объявило днем воинской славы России, сегодня – 72 годовщина со дня полного  освобождения Ленинграда от блокады.
(Ф.2. Торжественная – Магомаев) слайд №2 -№6
1-й чтец:Город Петра — Гордость России и славы, —Устоявший в неслыханном прежде бою,Третий орден тебе,Приколола держава,На  защитного  цвета -   гимнастерку твою.
Ведущий  1  (за кадром): Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.
Слайд № 7
Ведущий 2(за кадром): Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости и несгибаемости ленинградцев.
(Ф. 3. Симфония мужественная) Ведущий 1: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  год войны и жители блокадного Ленинграда.
Слайд №8 - №12
Ведущий 2:  Тебе, Великий город!
Ведущий 1:  Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
(« Монументы в память о блокаде Ленинграда»)
Слайды №13
Ведущий 2:  1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.
(Ф.4. Вальс - бостон) – исполняют учащиеся(Ф. 5. Торжественная) Слайд №14 - №15
Чтец 1:   Страна росла, трудилась неустанно,
                 Сил набиралась мирная страна.
                 И вдруг... тревожный голос Левитана... 
Запись голоса Левитана.
                 Внимание, товарищи! Война!
(Ф. 6. Левитан о начале войны)
Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». На экране плакат Тоидзе «Родина -мать зовёт».
(Ф. 7. «Вставай, страна огрмная») Слайд №16
Чтец 2:   На землю нашу грозно враг ломился
                 Под орудийный грозовой раскат...
                 И ученик солдатом становился
                 И воевал бесстрашно, как солдат.
(Ф. 8. Марш немцев) Слайд №17
Ведущий 1:  Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.
Слайд №18 - № 22
Ведущий 2:  8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.
Ведущий 1:  Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу.
(Ф .9. Напряженная)Ведущий 1: Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.
Слайд №23
Ведущий 2: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  Размер продовольственного пайка составлял:
Слайд №24
Рабочим  — 250 граммов хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
Слайд №25
Ведущий 2: Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд.
Ведущий 1: Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.. Слышится звук метронома
(Ф. 10. Местроном быстрый)Ведущий 2: В осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
(Ф. 11. Метроном быстрый)В исполнении учащихся звучит песня
(Ф. 12. «В далёком тревожном году»)(Ф. 13. Хор акапеллы) Слайды №26 - №27
Ведущий 1:  «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.
(Ф.14. Звуки войны) Слайд №28
Ведущий 2: Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.
(Ф.15. Быстрая торжественная)На экране кадры из фильма о «Дороге жизни».
Чтец 1:   Пусть ветер с Ладоги поведает народу
                Как летом баржу за баржой
                Грузили, в шторм и непогоду,
                Забыв про отдых и покой.
Чтец 2:   Зимой машины шли здесь вереницей
                И лёд на Ладоге трещал:
                Возили хлеб для северной столицы,
                И радостно нас Ленинград встречал. 

Слайд №29
Ведущий 1: Наряду со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары,спасали раненых. Теряли родных и погибали сами.
В исполнении учащихся звучит песня "Ленинградцы"
(Ф. 16. Песня «Дети блокады»)Ведущий 2: Многие из них вели дневники. Из дневника Юры Рябинина.
Слайд №30
(Ф. 17. «Патетическая соната»)От лица Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»
Ведущий 1:   Следующая запись:
От лица Юры Рябинина:    «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
Ведущий 2:  Ещё одна запись:
От лица Юры Рябинина:    «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».
Ведущий 1:  Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде...
Слайд №31
Ведущий 2: Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.
         Ведущий 1:   Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского  острова.
Слайд №32
Ведущий 2:  Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисунки мир увидел спустя 65 лет спустя.
Ведущий 1: Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки.
(Ф. 18. « Страшная») Слайд №38 - №38
На экране работы Вали ТонскВедущий 2: И самый дорогой рисунок - «27 января. Полное снятие блокады».
(Ф.19. Свиридов «Время») Слайд №39Ведущий 1: 14 января началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята.
Слайд №40
Ведущий 2: В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60—100 км и через 872 дня после начала блокада закончилась.
В исполнении  учащихся звучит песня.
(Ф. 20. Песня «Белый снег») Слайд №41(ф. 21. «Торжественно – печальная»)Чтец 1:    У дороги жизни шепчутся берёзы,
                  Седину лохматит дерзкий ветерок.
                  Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:
                  Плачет вместе с вами каменный цветок.
Чтец 2:    Сколько их погибло, юных ленинградцев?
                 Сколько не услышит грома мирных гроз?
                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
               Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!