Проект Неугасима память поколений


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №24» а. ШенджийПроект
«Неугасима память поколений»
Трахова Аминат Анзауровна, старшая вожатая МБОУ «СШ№24»
Участники проекта:

п/п Ф.И. Класс Должность
в ДО
Разработчики 1 Татлок Фарида 11 Председатель совета старшеклассников
2 Татлок Аскер 11 Министр экологии
3 Трахов Тимур 10 Министр здравоохранения и спорта в д/о
4 Тугуз Хариет10 Министр труда и заботы д/о
Агитаторы 1 Емтыль Альбина 10 2 Гиш Сулим 9 3 Бекух Ирина 9 4 Такаш Саида 9 Журналисты 1 Бекух Сусанна 9 2 Мамий Заира 8 3 БганеАзим7 4 АбречМиланна8 Оформление 1 ЕмтыльДарина5 2 АбречДарина8 3 Татлок Анжела 8 4 ТатлокДжанета8
Координатор: старшая вожатая ДОО МБОУ «СШ№24» «Алые паруса» Трахова Аминат Анзауровна
Пояснительная записка
Актуальность проекта: В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания , что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения . Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы .
Уход с политической арены и из активной общественной деятельности Всесоюзной пионерской организации привёл к образованию в обществе воспитательной ниши , а естественное желание детей быть частью общественной жизни своего аула, района, страны осталось неудовлетворённым .
В год 70-летия Великой победы в нашем районе и в школе прошли мероприятия, в которых приняли участие члены детских общественных объединений.
Мы убедились, что инициатива детских общественных объединений имеет действительно реальную силу и большие воспитательные возможности Причём воспитательное воздействие происходит не от взрослых, а через детскую заинтересованность ,инициативу , осознание социальной важности своей деятельности .Такой подход исключительно важен в патриотическом воспитании , так как не навязывается со стороны взрослых ,государства , а происходит по велению сердца , несёт в себе глубокий эмоциональный потенциал. Любовь к Родине становится необходимой частью психоэмоциональной сферы личности ребёнка, а служение Родине необходимой потребностью.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев адыгского народа является важнейшим направлением в воспитании чувства любви к Родине, в воспитании гражданина. Особая роль, на наш взгляд, здесь должна принадлежать изучению военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству.
Заботе о гражданском и военно-патриотическом воспитании подростков приобретает сегодня для нас актуальное значение.
Работа по военно-патриотическому воспитанию строится комплексно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо заинтересовать подростков возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса в нашем детском общественном объединении «Алые паруса», направленного на осуществление настоящего проекта, основана на следующих концептуальных положениях:
детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через отношение к творчеству как уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;
сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
развитие – стимулирование и поддержка ребёнка в духовно – нравственном, интеллектуальном творческом развитии;
вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
открытость воспитательной среды – взаимосвязь с социумом.
Конкретным содержанием позволяют наполнить воспитательный процесс идеи и технологии Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, И.П.Иванова,И.П.Волкова.
Идея проекта заключается в объединении детей и подростков ДО «Алые паруса» в единую коллективно – творческую деятельность военной – патриотической направленности.
Внедрение проекта «Неугасима память поколений» способствует превращению единого воспитательного процесса в результативную созидательную работу по военно – патриотическому воспитанию.
Цель проекта:Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей и направленной на решение задач по разностороннему развитию личности юного гражданина России через коллективную творческую деятельность(КТД).
Задачи проекта:
1.Обновить содержание системы патриотического воспитания, основанной на воспитании личности с развитым чувством патриотизма, личности, которая не только определяет для себя приоритетными духовные и культурные ценности, но и стремится их преумножить.
2.Способствовать развитию интереса у детей к военно – историческому прошлому России и своей малой родины, развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.
3.Установить партнёрские взаимоотношения с социальными институтами, работающими по проблеме военно – патриотического воспитания: МБУДО «Центр дополнительного образования для детей МО «Тахтамукайский район», районный Совет ветеранов, администрация «Шенджийское сельское поселение», Дом культуры, районная газета «Согласие», Тахтамукайское телевидение, школьный краеведческий музей.
Адресат проекта:Проект рассчитан для детей и подростков ДО «Алые паруса»(МБОУ «СШ№24» а.Шенджий. Срок реализации проекта 2 года(2015-2016годы)
Этапы реализации проекта:
Этапы Содержание
деятельности Результаты реализации этапа Применяемые
технологии
I этап
Подготовительный
С 11.01.2015по12.02.2015г. -разработка плана по организации и проведения цикла мероприятий;
-привлечение обучающихся для участия в мероприятиях;-формирования творческих групп по направлениям деятельности(журналисты, организаторы досуга, агитаторы);
Вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса квоенно-историческому прошлому -информационная кампания;
-занятия с элементами тренинга
для форсирования творческих групп;
-работа в фокус-группахI этап
Практический
С 12.02.2015 по 25.02.2016г. -развитие патриотического движения по направлениям;
журналистское(организация поиска материалов, сведения связанных с военной историей аула Шенджий, создание видео материалов по патриотическому воспитанию, составление своеобразной летописи о героях –земляках) ;
-организационно-досуговое(организация и проведение цикла мероприятий по военно-патриотическому направлению, участие в районных мероприятиях и акциях);
-агитационно-театральное(подготовка к
выступлению агитбригад,
пропагандирующих патриотизм,концертных программ, участие в фестивалях,конкурсах,выезды на дом к ветеранам ВОВ
-вовлечение детей
и подростков в мероприятия патриотической направленности,
формирование активной жизненной
позиции, развитие
гражданствен-ности и самосознание;
-увлечение учащихся идеями
патриотизма, духовного и физического самосовершенствования;
-развитие совместной деятельности молодёжи и взрослых, позволяющей достичь позитивных и личностно значимых для детей и подростков результатов
-коллективные творческие дела(конкурсная и концертная деятельность,благоустройство памятника, акция –посадка деревьев на «Аллее Памяти»,шефство над ветеранами ВОВ и их семьями.
-флешмоб-акция;
-агитбригада,
диспут,телекаммуникаци-онные технологии.
III этап
Аналитический
С 20.02. по 01.03.2016г. -рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
-организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
-мониторинг эффективности реализации проекта. -обобщение распространение опыта работы патриотического движения;
-проведение акции «Я-патриот своей страны». -опрос;
анкетирование,тестирование
-собеседование;
-интерактивнаярефлексия;
-анализ.
Прогнозируемые результаты.
1.Обновится система патриотического воспитания МБОУ «СШ№24» а.Шенджий, обеспечивающая формирование у обучающихся патриотического сознания и уважительного отношения к героическому наследию.
2.Расширятся знания, обучающихся по военной истории страны.
3.Возрастёт активность и инициативность у воспитанников по оказанию помощи ветеранам ВОВ и их семьям.
4.Усилится чувство гражданственности и национального самосознания
обучающихся.
5. Установятся партнёрские взаимоотношения с другими социальными институтами с целью повышения эффективности деятельности всех участников проекта по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков.
6.Данный проект расширит содержание деятельности ДО «Алые паруса».Проект реализуется через следующие формы работы с детьми;
-викторина по истории Вооружённых сил страны;
-концертные программы для ветеранов ВОВ;
-экскурсии в школьный краеведческий музей;
-фотовыставка;
-литературно-музыкальная гостиная;
-социально-значимые акции; «Письмо ветерану», «Открытка ветерану», «Здесь живёт ветеран»;
-агитбригада;
-диспут;
-работа в фокус-группе;
-вечер встреч;
-смотр строя и песни;
-участие в районной военно-спортивной игре «Зарница».
Условия реализации проекта.
Нормативно-правовые;
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы»;
-Положение о социально-значимом проекте «Неугасима память поколений»;
-Положение о Координационном Совете;
-Положение об акции «Я-патриот своей страны»;
-Положение о литературно-публицистическом конкурсе «Лики Победы».
Материально – техническое.
-теле, видео-аудиоаппаратура;
-компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
-система скайп;
-микрофоны;
-фотокамера;
-канцтовары;
-стенды для методической литературы.
Перспектива развития проекта.
Проект, который для внесения изменений в любой этап деятельности как со стороны учащихся, так и всех участников проекта и других заинтересованных учреждений Тахтамукайского района. В перспективе планируется совместная работа с Всероссийской общественной организацией «Молодая гвардия Единой России.
Аннотация
На социально значимый проект « Неугасима память поколений».
Проект направлен на создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся, укрепление чувства их сопричастности к великой истории страны, обеспечение преемственности поколений, развитие военно- патриотического воспитания учащихся.
Актуальность проекта обоснована. Проект рассчитан на 2года(2015-2016гг). Промежуточные результаты подведены. Накоплен большой материал мероприятий учащихся разного уровня.
Проведены анкетирования и социально-логический опрос военно-патриотической и гражданской направленностей.
Проработан механизм реализации проекта. Промежуточными результатами реализации проекта стали:
-увеличения качества исследовательских работ учащихся в сфере патриотического воспитания;
-разработана программа «Патриот», направленная на формирование сообщества учащихся и их наставников-педагогов;
-укрепилась система межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государсвенного партнёрства(совет ветеранов, Дом культуры, библиотека, ДЮСШ) в решении задач патриотического воспитания;
-у молодого поколения развивается чувство гордости уважения, и почитания поколения военного времени, к историческим святыням и памятникам Отечества. В целом проект представляет интерес для учащихся и учителей в деле военно- патриотического воспитания подрастающего поколения.
Важным и очень действенным средством гражданско-патриотического воспитания является школьная агитбригада «Прожектор».Мы в своей школе «СШ№24» а.Шенджий приобрели превосходный опыт работы в рамках агитбригады, которая дала нам возможность проявлять свою гражданскую позицию, направлять активность коллектива в созидательное русло. Но чтобы агитировать за что-то, надо самому быть убеждённым в истинности своего выбора.
Уже стала традицией, что ни одно мероприятие гражданско-правового военно- патриотического содержания в нашей школе не обходится без школьной агитбригады.
Приведём сценарий выступления агитбригады на тему:
«Служить или не служить в армии».
Действующие лица:
-юноши, мечтающие обойтись без армии,
-«хилые» (их 2-3человека);
-юноши, считающие военную службу священным долгом,
-«военные»(6-7человек).
Ход представления:
«Хилые» беседуют между собой и обращаются к залу, нагнетая темы речи. Всё отчётливее чувствуется их язвительный тон. «Хилые»(поочерёдно);
-Нет, к жизни армейской
Мы не годны,
Рассказы солдатские нам не нужны.
-А в остальном у нас
Всё «Окей!».
Вы нас не пугайте
Службой своей.
-Прожить нам хочется без забот…
Ну где там война?
Ну пусть идёт!
-Коль будут бабки,
Сумеем мы прожить и без армии!
Мы ей не нужны!
-Кирзуха, бушлаты, шинель…
Не для нас.
Фирменные шмоткиНам ближе сейчас.
-И кашу солдатскую
Мы не едим.
Домашних харчейМы бросать не хотим.
Чужие беды нам
Не близки.
Ах, нам бы уйти
От этой тоски.
-Вот если б забыться
Или заснуть,
Найти бы нам щас зелье
Какое нибудь.
-Чтоб нам не страдать,
-И совсем не служить,
-Чтоб нам не стараться,
-И не упираться,
-Чтоб жизнью короткою
Лишь наслаждаться.
-Да что вы? Служить
Зачем пацанам?
(Вместе)
-В строю тусоваться
Не хочется нам.
«Хилые»(поочерёдно)
-Вы нас очернить
Не пытайтесь зазря,
Такими, как мы,
Уж полна вся земля.
-Жизнь-штука такая,
Лишь тот в ней живёт,
Кому в жизни круто
Хоть раз повезёт.
-Зачем нам потеть,
Тренируя себя?
Родился я толстым,
Мне бегать нельзя!
-Да, серые мы.
Мы такой же народ
И курим и пьём мы!
А кто щас не пьёт?
-Одно всё,
Здоровенький тоже помрёт.
Смешно лишь,
Зачем он на свете живёт?
-Чтоб от работы
Прошиб его пот?
-Чтоб от натуги болел живот?
-Чтоб с автоматом
В окошко сигать?
-Чтоб пот с гимнастёрки
И грязь соскребать?
-Чтоб по-пластунски,
Как червьпроползать?
-Иль с парашютом
В болото сигать?
(Все вместе)
-Нет, братцы, увольте,
Зачем так страдать?
Здоровья не хватит
Такое принять!
(«Военные» твёрдым шагом выходят на передний план и решительным тоном говорят).
«Военные»(поочерёдно)
-Эй, чахлые твари!
Хватит стонать.
Того, что нам свято,
Вам не понять.
-Да, слишком вы сыты,
Забот лишены,
Словам ветеранов
Не внемлете вы.
-Оттого вы и знать
Не хотите о том,
-Что значил отцам
Человек с ружьём.
-Что значит свободу
Свою защищать,
-Что значит за Родину
Насмерть стоять,
-Что значит в бою ратном
Друга плечо.
-Вы ж даже за правду
Не бились ещё.
-За всякую дряньВы готовы продать
И душу, и совесть,
И Родину мать!
(постепенно оттесняют «хилых» назад.-А если тебе самому
Продырявили пулею грудь?
Захочешь ли ты так вот
Скорей всё забыть и уснуть?
«Хилые»(едва слышно).
-Жуть!
«Военные»:
-А, скажем, в заложниках,
Будто раб на цепи,
Годок посидеть
Не желал бы ты?
-А если убийца, насильник
Твою дочь уродует в ночь?
А ей вдруг никто, как и ,ты,
Не захочет помочь?
«Хилый»(с ужасом и омирзением),
-Нет! Фу! Прочь!
«Военные»:
-А если враги запалили
Твой дом,
Захочешь ты, молча, проститься
С добром?
-Что, братец,
Не хочешь ты всё это знать?
-Тебе б не грустить, не страдать?
-Ужель и теперь тебе
Слёзы вода?
-Ужель не смутит тебя
-Чья-то лихая беда?
(Все вместе, и «военные» и «хилые»)
-Нет, никогда!
«Военные»(поочерёдно, в темпе марша)
-Мы будем помнить каждый свято,
Что мы родной страны сыны!
Пусть нас бывалые солдаты
Научат азбуке войны.
-Научат, как письму и счёту,
Как в обстановке боевой
Владеть винтовкой, пулемётом,
А, главное, владеть собой.
-Да, мы родились в мире новом:
Здоровы, веселы, крепки,
Нам доведётся очень скоро
Пополнить старые полки.
-И по традиции священной
Слова присяги восклицать
И твёрдо встав в строю гвардейском,
Губы к знамёнам прижимать
-Чтобы всегда, чтобы вовеки
Отчизна твёрдо знать могла,
Что долг свой Армия России
Готова выполнить сполна!
Анкета для учащихся 5-7классов.
1.Что ты знаешь о жизни своих ближайших предков(прабабушек, прадедушек)? Есть ли у вас дома их фотографии?
2.Знаешь ли ты точно сколько им лет сейчас?
3.Часто ли ты с ними встречаешься? Есть ли у вас общие фотографии, воспоминания?
4.Спрашиваешь ли ты у них об их детстве, юности? Какие чувства ты испытываешь к близким тебе людьми?
5.Посещаешь ли ты вместе с семьёй могилы родственников? Как часто это случается? Какие традиции есть в твоей семье?

Анкета для 9,11 классов.
Ценностные ориентации школьников (в % к числу опрошенных).

п/п Ценности Оценка значимости IX
кл. XI
кл. IX и
XIкл.
1. Глубокие знания очень важно 58 63 60
в меньшей степени 35 29 33
не важно 2 5 3
Затрудняюсь ответить 6 2 4
2. Развитие своих способностей очень важно 87 82 85
в меньшей степени 13 18 15
не важно 0 0 0
Затрудняюсь ответить 0 0 0
3. Успешная профессиональная деятельность очень важно 87 80 84
в меньшей степени 9 16 12
не важно 1 2 1
Затрудняюсь ответить 4 1 3
4. Успешная общественно – политическая деятельность очень важно 54 46 51
в меньшей степени 19 33 25
не важно 6 5 5
Затрудняюсь ответить 4 5 4
5. Авторитет, уважение окружающих очень важно 65 68 67
в меньшей степени 28 24 27
не важно 3 5 4
Затрудняюсь ответить 3 2 3
6. Систематическое
общение с друзьями, товарищами очень важно 76 76 76
в меньшей степени 23 21 22
не важно 1 1 1
Затрудняюсь ответить 1 2 1
7. Полноценное
приобщение
к
культуре очень важно 26 30 28
в меньшей степени 56 49 53
не важно 13 16 14
Затрудняюсь ответить 5 5 5
8. Материальная обеспеченность очень важно 77 82 79
в меньшей степени 18 16 17
не важно 1 2 1
Затрудняюсь ответить 4 0 2
9. Счастливая семейная жизнь очень важно 91 88 90
в меньшей степени 5 10 7
не важно 2 2 2
Затрудняюсь ответить 2 0 1
10. Научное мировоззрение, свободное от влияния религии очень важно 17 17 17
в меньшей степени 48 41 46
не важно 19 30 24
Затрудняюсь ответить 15 11 14
11. Воспитание детей очень важно 85 74 81
в меньшей степени 10 18 13
не важно 2 6 3
Затрудняюсь ответить 3 1 2
12. Здоровье очень важно 89 80 85
в меньшей степени 9 11 10
не важно 2 9 4
Затрудняюсь ответить 1 0 0
13. Умение владеть и управлять собой очень важно 86 84 85
в меньшей степени 13 11 12
не важно 1 2 1
Затрудняюсь ответить 0 2 1
14. Возможность общения с природой очень важно 21 26 23
в меньшей степени 48 38 44
не важно 25 26 25
Затрудняюсь ответить 6 11 8