Материалы к литературно-музыкальной композиции Марина Цветаева

Литературно-музыкальная композиция по лирике М.И.Цветаевой
1.1 Запись стихотворения под музыку Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
1.2 Ведущий
Автору стихов Марине Цветаевой 20 лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, праздник Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Читает ученица, исполняющая роль Цветаевой:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
1.3 Ведущий
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, основатель Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, была талантливой пианисткой. Она открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо
-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

1.4 Читает ученица, исполняющая роль Цветаевой:
"Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".
1.5 Чтец
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена –
Высокая пена морская!

2.1 2 Ведущий
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Цветаева нашла друга на всю жизнь

2.2 Чтец
Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...
Ты вспомнишь всё... Ты сдержишь крик.
Пусть я лишь стих в твоем альбоме!


3.1 Ведущий
Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глазацвета винограда.

Привычные к степям глаза,
Привычные к слезам глаза.
Зеленые-соленые-
Крестьянские глаза.

Черты лица и его контуры были очень четкими и точными. Ее голос был звонким, высоким и гибким. Стихи читала охотно.

3.2 Ученица, исполняющая роль Цветаевой:
Хотите, я вам прочту стихи?
Милый читатель! Смеясь, как ребенок,
Весело встреть мой «Волшебный фонарь».
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.

4.1 Ведущий
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За
«Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», изданные при содействии Сергея Эфрона.
Марина и Сергей Эфрон

4.2 Выходят Марина и Сергей

4.3 Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых.

4.4 Ученица, исполняющая роль Цветаевой
Сережу я люблю бесконечно и навеки. Если бы Вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается t°, он весь лихорадочная жажда всего Мы никогда не расстаемся. Наша встреча чудо Он мой самый родной на всю жизнь.
4.5 Ведущий
Обвенчались Марина и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя-Марина.

4.6 Ученица, исполняющая роль Цветаевой

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие в роковые времена -
Слагают стансы и идут на плаху.

5.1 Танец. Песня «Я тебя отвоюю»

6.1 Ведущий
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи. К ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

6.2 Романс под гитару «Мне нравится»

7.1 Ведущий
Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 1920 года. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», она пронесла через всю свою жизнь.

7.2 Чтец
Имя твое птица в руке,
Имя твое льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое ах, нельзя!
Имя твое поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток
С именем твоим сон глубок.

8.1 Ведущий
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось.
Журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят»
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Запись

И не спасут ни стансы , ни созвездья.
А это называется – возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не гдаз
8.2 Ведущий
Находясь в эмиграции, Марина Ивановна Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине»

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что мой,
Как госпиталь или казарма.


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно рябина

9.1 Ведущий
Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалась для Цветаевой книга Пастернака «Сестра моя жизнь». Она пишет, что тогда жила книгой, «пила ее, не отрываясь». Всегда искавшая собеседников и друзей, она нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Марину родством с ее собственной душой. Но, как часто случалось в судьбе Цветаевой, ее преследовал Рок разлуки. Пастернак жил в России, Марина в Берлине.
Переписка между Пастернаком и Цветаевой является уникальным примером пылкой, длительной и плодотворной творческой любви.

9.2 Ученик, исполняющий роль Пастернака
Марина, золотой мой друг, какие удивительные стихи Вы пишете! Вы - возмутительно большой поэт! В одном слове этого не выразить, выражать при помощи многих – мерзость!.. Любить Вас так, как надо, мне не дадут, и прежде всего, конечно, Вы. О, как я Вас люблю, Марина! Так вольно, прирожденно, так обогащающее ясно!

Ученица, исполняющая роль Цветаевой
     "...Ваше признание меня, поэта, до меня доходит - я же не открещиваюсь. Вы поэт. Вы видите будущее. Хвалу сегодняшнему дню я отношу за счет завтрашнего. Раз Вы видите - это есть, следовательно - будет. Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь моих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, т.е. не могут ещё быть   только  чувствами."

9.3 Ведущий
Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью Волошина-в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были романтиками в стихах, в жизни, в письмах. Оба раздували огонь своей дружбы-любви и раздували тем сильнее , чем больше оказывались разъединявшие их расстояния: сначала- до Берлина, потом-до Праги, затем-до Парижа.

9.4 Чтец
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!


10.1 Ведущий
В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбыНачало войны. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства.

10.2 Заявление в Литфонд.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева. 26 августа 1941 года.

10.3 Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

10.4 Чтец

О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора пора пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь жить.
С волками площадей

Отказываюсь выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один отказ.

11.1 Звучит песня «Уж сколько их, упавших в эту бездну»
11.2 Чтец
Идешь , на меня похожий