Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого Помедленнее он не мог…

Литературно-музыкальная композиция
по творчеству Владимира Семёновича Высоцкого
«Помедленнее он не мог»
(Заворина Любовь Семёновна – учитель русского языка и литературы
МКОУ Лянинская СОШ)
Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;
2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное;
3) формирование знаний об авторской песне.

Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Слайд № 2
Наша литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, актёра – Владимира Семёновича Высоцкого. 25 января ему исполнилось бы 78 лет.
Есть люди, которые метеоритом врываются в жизнь, оставляя после себя яркий неизгладимый след. Они ещё при жизни становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрее и чище.
Таким человеком был Владимир Высоцкий – поэт, певец, артист. Его звезда, вспыхнув на творческом небосклоне, оставила Землю навсегда. Но свет её не погас – он в стихах и песнях, в его театральных образах и киноролях, в неистовом голосе, который звучит до сих пор с пластинок, кассет, дисков Он прожил короткую, но яркую творческую жизнь и ушёл из неё (жизни) в самом рассвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была по истине грандиозной. В своих песнях, стихах, актёрских работах на сцене и в кино он раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.
Многие из его друзей – ровесников и сейчас полны сил, трудятся, пишут мемуары, поют песни, а он остался в том, уже легендарном времени, сам став частью легенды.
Феномен Владимира Семёновича Высоцкого в том, что он сделал себя сам, создал, сотворил совершенно самостоятельно, вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям. Своим ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, миллионы людей за живое взявщим творчеством он сам, без разрешения и без спроса, поставил режиссёров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.

Чтец:
Взрывная сила твоих песен
Будила души и умы.
Где упивалась властью плесень,
Тебя боялись, как чумы.
Магнитофонные кассеты
Твой хриплый голос нам несли.
Напрасно морщились эстеты –
Слова, как зёрна проросли.
Ты весь – порыв, ты весь как пламя,
Таким останешься в веках
Высоцкий жив, и вечно с нами
Его звенящая строка! (Павел Пятаков, г. Красноярск)


Звучит песня «Парус»
Детство

Чтец:
Слайд 3
Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего.
Слайд 4 Отец –Семён Владимирович – кадровый офицер, на фронте с первого и до последнего дня войны, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, Львов, Прагу, с боями прошёл путь до Берлина. Родина наградила его 28-ю медалями и орденами.
Мать – Нина Максимовна- переводчица с немецкого языка. Первые годы своего детства Володя жил с матерью. Какими были эти годы? Как и у всех детей довоенного времени: коммунальная квартира с множеством соседей, самые скромные игрушки. Володя был занятным ребёнком, рано начал говорить. Первой фразой, которую он произнёс, стоя вечером на крыльце дачи, была: «Вот она луна». К двум годам знал много стихов и читал их довольно выразительно. В июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года), немцы начали бомбить Москву. Мать и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи. В 1943 году Нина Максимовна и Володя вынуждены были эвакуироваться на Урал в город Бузулук. Возвратились в Москву в 1945 году и Володя поступил учиться в 273-ю школу Щербаковского района в первый класс.
Слайд 5 Характером, внешностью, походкой Володя был очень похож на отца. Война разлучила их на долгих 4 года. Встретились они в июне 1945 года в Москве. Тогда-то отец и подарил Володе майорские погоны. В 1947 году отец, находившийся на военной службе, был направлен в Германию в город Эберсваль. Владимир тоже поехал с ним и его второй женой Евгенией Степановной. Возвратился в Россию в 1949 году и поступил в 5 класс 186 школы.

Юность
Чтец:
Слайд № 6
В апреле 1952 года Владимир принят в ряды ВЛКСМ. За время пребывания в комсомоле был членом комсомольского бюро, в 10 классе – редактором стенгазеты
Ещё учась в школе, он посещал драматический кружок в Доме Учителя. Здесь научился играть на гитаре, петь песни. Руководил кружком артист МХАТа В. И. Богомолов, который первый заметил у Высоцкого актёрское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище. «У меня в семье не было никого из актёров и режиссёров, никого из людей искусства, - вспоминал Владимир Семёнович, - но моя мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до 13-14 – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству»
Слайд № 7
В 1955 г. Володя закончил 10 класс и решительно заявил: «Хочу в театральный». Но родители были против, и он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, готовясь к экзаменам. Где-то к двум часам ночи, когда чертежи были готовы, Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и полил ею свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это – не моё», - сказал тогда Владимир Семёнович.
Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». Несколько раз пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но не позволил руководитель курса.


Большой Каретный
Чтец:
Годы отрочества прошли в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь он познал жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих песен. Из воспоминаний Владимира Высоцкого: «Когда я начал писать свои стихи, никогда не рассчитывал, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих близких друзей. Мы жили полтора года, а может и два в Большом Каретном переулке. Была такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лёва Кочарян, Андрей Тарковский, Вася Шукшин. Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них».
Слайд № 8
«Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом – на аккордеоне, -рассказывал Высоцкий. – Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел и свои, и чужие стихи на ритмы. Незадолго до окончания школы-студии, я услышал пение Булата Окуджавы и тогда понял, что такая манера - свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой». Жизни в Большом Каретном посвящена песня «Где твои 17 лет?»
Звучит песня «Где твои 17 лет?»


Дружба
Чтец:
Слайд № 9

Дружба – это слово не было для Высоцкого пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит каждый день звонить друг другу, здороваться и занимать рубли Это просто желание узнать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что твой друг здоров, и пускай себе здравствует.
Для проверки искренности доброго человека автор предлагает простое решение: завлечь его на крутые альпийские тропы.
Как-то мастер спорта по альпинизму Леонид Елисеев рассказал Высоцкому историю о том, как 10 лет назад он шёл руководителем в группе из 6 человек при восхождении на вершину Долпак. Вдруг стала отходить скала, и один из группы от страха потерял голову и ничего не предпринимал, и это чуть не погубило группу, только случайность помогла остаться живыми.
Елисеев вспоминает: «Историю я рассказал Высоцкому. Он уточнял детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов. На следующее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуждённый Володя и попросил побыстрее спуститься. Я быстро оделся и спустился. Володя сидел и смотрел на меня, слегка пригнувшись к гитаре. В этот момент мне показалось, что он готовится к прыжку. Он запел»
Звучит песня «О друге»

Актерское мастерство

Чтец:
Слайд № 10
В 1961 году Высоцкий окончил школу-студию МХАТ в Москве и стал актёром Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. Любимов всю жизнь был другом Высоцкого, верил в него, доверял ему. А Владимир играл, не щадя сил, и каждый вечер совершалось чудо. На подмостки Таганки выходили: Галилей, Маяковский, Свидригайлов, Лопахин И заветная вершина творчества - Гамлет. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Юрию Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!» Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в своё время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут всё связалось в прочный узел. Сам актёр говорил: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя».
Слайд № 11
Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это, прежде всего, талант. Человек, которому суждено видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему он не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.
Попасть на спектакли было невозможно. В очередях стояли с ночи, лишний билетик спрашивали в метро. Самой замечательной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз в течение 10 лет и удостоена многочисленных международных премий. Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.

Стихи и песни о войне
Чтец:
Слайд № 12
Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Когда он пел о войне, то смотрел не неё глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и много знал о тыле и о фронте. На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоёвываем».
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Для Владимира Высоцкого тема войны – это, прежде всего тема благодарности тем, кто не дошёл до победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. И особый трепет и крик души совершившим подвиг и оставшимся неизвестными Песни, написанные Высоцким о войне, - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых, которым можно доверить собственную жизнь и Родину – они не подведут.
Слайд № 13
Слушая военные песни Владимира Семёновича понимаешь, что неважно, о какой войне и о каком конкретно бое идёт речь: о Великой Отечественной, об Афганской, о чеченской, о грузинской Ценности, открывающиеся под шквальным огнём противника, не меняются от времени. Больно лишь от того, что с каждым годом мальчишек, пополняющих братские могилы, становится всё больше
Звучит песня «На братских могилах»

Любовь

Чтец:
Слайд № 14
А ещё в жизни Владимира Семёновича Высоцкого была любовь
Зная другу друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году известная французская актриса русского происхождения Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера и признанием в любви. Владимир влюбился в неё после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы.
Слайд № 15
Им было по 30, у них большой жизненный опыт. Профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. И эта встреча многое изменила в их судьбе. В 1970 году 1 декабря они стали официально мужем и женой. Марина Влади была с ним рядом 12 лет «Я жив, 12 лет тобой храним» - напишет он на обратной стороне телеграфного бланка. Но жили в разных странах: он - в Советском Союзе, она – во Франции, но постоянно были вместе. Короткие встречи, телефонные переговоры, недолгие поездки за границу – такой была их супружеская жизнь. Только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли. Но не могло и речи быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу было предательством. Его признали за рубежом. Он побывал в Канаде, США, Мексике, на Таити. Наездами жил во Франции. Ему предлагали всё- и официальное признание, и деньги, но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова.
Звучит песня «Лирическая»

Спорт
Чтец:
Слайд № 16
Владимира Высоцкого вполне можно назвать певцом спорта. «Я очень много занимался спортом, когда был моложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой – да многими всякими видами спорта Потом же когда стал актёром, я стал заниматься спортом для сцены, потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера» Это слова Владимира Высоцкого.
Но больше, чем спорт, он любил сочинять песни о нём. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей
Звучит песня «Утренняя гимнастика»
Слайд № 17
1971 год оказался «футбольным в творчестве» Высоцкого – написаны три песни на футбольную тему. Песенная баллада «Вратарь» посвящена Льву Яшину, который стоит на страже футбольных ворот, приводит в отчаяние фоторепортёра, ждущего момента, когда он пропустит гол.
Звучит песня «Вратарь»

Юмор

Чтец:
Слайд № 18
Есть у Высоцкого и ряд сатирических песен, юмористических песен-сказок. А юмор Владимира Высоцкого бесподобный, то по-юношески бесшабашный, то сказовый и очень смешной, то – юмор непоправимой ошибки
Звучит песня «За что аборигены съели Кука»
Юмор Высоцкого неотделим от стихии игры, он разыгрывает свои песни, создает целый театр людей.
Звучит песня «Про дикого вепря»
Фильмы
Чтец:
Слайд № 19,
Владимир Высоцкий был целеустремлённым человеком, трудился на износ, обладал удивительной памятью. Написал и спел более шестисот песен, снялся более чем в 25-ти фильмах, несмотря на большую творческую работу в театре. Часто спал 4 часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днем и вечером репетировал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. Работая над ролями, всегда стремился к точности передачи образа. Его киногерои – это люди разных судеб, характеров, профессий. Особую популярность и большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». За создание этого образа актеру присудили специальный приз 9 Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване.

Песни Высоцкого о жизни
Чтец:
Слайд № 20
Нет у Высоцкого песен о море, о небе, о земле. Все они - о нашей жизни. О нас. Герой стихов Высоцкого все время находится как бы в ситуации, которая его испытывает. От него требуется не только ум, благородство и человечность, но и умение действовать с полным напряжением сил, чтобы всё преодолеть. Альпинисты считали его своим, верили, что он опытный восходитель. Некоторые, слушая его первые песни, думали, что он отбывал наказание в местах лишения свободы. А он не был судим и никогда не сидел. Кто-то считал его хорошим водителем, и думал, что он всегда работал шофёром, шахтёры думали, что он шахтёр, фронтовики чувствовали личную причастность поэта к фронтовым событиям, будто сам он раненый вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, тяжелораненый лежал в госпитале, находился за штурвалом бомбардировщика. Высоцкий в песнях прожил то, что хотел бы прожить в жизни, что затрагивало душу и сердце поэта.
Любимый образ Высоцкого – конь, а в поэтической системе – преодоление трудностей и препятствий.
Звучит песня «Кони»
Слайд № 21
Неприятие существующего порядка вещей ярко выражено в «Охоте на волков». Стихотворение-песня сложилось тогда мгновенно, как созревшая реакция на злобные темы в его адрес. Сила воздействия этого поэтического документа эпохи велика, что она затмила все песни магнитофонной литературы.
Звучит песня «Охота на волков»

Смерть

Чтец:
Слайд № 22
Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «Твоё сердце, уставшее от бесконечных эксцессов, перестает биться. Первый раз это случилось 25 июля 1979 года, в жаркий душный день в Самарканде во время спектакля (шёл «Гамлет») - ты упал прямо на сцене, бездыханный. Укол в сердце вернул тебя к жизни. Ровно через год, день в день 25 июля 1980 года встреча со смертью все же состоялась».
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный день, пятница. На стадионах вовсю раздавали медали, гремели марши, и казалось, что всем было не до слухов, которые тревожно ползли по столице. Миллионы телезрителей прильнули к экранам телевизоров, Москва транслировала XXII Олимпийские игры. Никакого официального сообщения. Через несколько часов вышла вечерняя газета с рамкой. Рамка выглядела скромно, всего несколько строк, да над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию
В полдень на Малой Грузинской, где жил в кооперативном доме популярный бард, начали собираться люди. К вечеру они заполнили улицу и стояли под окнами всю ночь. Утром к «великому возмутителю застоя», не заслужившему признания власти, потянулись тысячи. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Река цветов текла над человеческими головами, пробиваясь к поникшему дому.
Но даже видавшие виды были потрясены тем проявлением любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку, где проходило прощание с Владимиром Высоцким. У Таганки собралась масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседских зданий. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров.
Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва
23 Видеоролик Похороны Высоцкого

Чтец:
Слайд № 24
Похоронен Владимир Семёнович Высоцкий на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем пишут, о нем делают фильмы и телепередачи, выходят книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения.
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали новый астероид, открытый между орбитами Марса и Юпитера: ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В международный каталог небесных тел он внесен под номером 2374.
Видеоролик Могила Высоцкого

Слово учителя.
Слайд 25
Высоцкий жив и сегодня благодаря людской памяти, питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями
Время не изгладило из памяти песни Высоцкого. Они вошли в нашу культуру, звучат За ними угадывается добрая душа «рубахи-парня», «своего в доску» закадычного приятеля.
Неизвестный поэт однажды оставил на его могиле короткую записку:
Кто говорит: «Он умер!» - нагло врёт!
Снимите траур и полней бокалы.
Высоцкий жив. Высоцкий не умрет,
Покуда на земле звенят гитары

Звучит песня «Корабли»

Заключительные слова. Зажечь свечу.

Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите, молча, тонкую свечу,
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.







15