Конспект урока по литературе на тему «М.Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури…»

Конспект Анохиной Анастасии Владимировны
Тема «М.Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури»
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус», раскрыть замысел автора с помощью обращения к искусству живописи, сделать сравнительные анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Челнок» и «Желанье»;
Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать учение анализировать;  
Воспитывающие: воспитывать желание самостоятельно обращаться к поэзии М. Ю. Лермонтова, воспитывать любовь к искусству, воспитывать эстетический вкус.

Литература: В.Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; Б. Эйхенбаум Литературная позиция Лермонтова; П.А. Висковатый Жизнь и творчество Лермонтова.

Оборудование: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус», «Желанье» и «Челнок»; романс Варламова «Парус»; слайд-шоу с репродукциями картин И.К. Айвазовского «Кораблекрушение 1854», «Кораблекрушение», «Море», «Кораблекрушение у Афонской горы», «Парусник», «Буря на Северном море» и др.

План урока
1)Организационный момент (2 минуты);
2)Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы (3 минуты);
3)Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус» (10 минут);
4)Сравнительный анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Желанье» и «Челнок» (18 минут);
5)Творческая работа. Мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?» (7 минут);
6)Итог урока (3 минуты);
7)Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока
1)Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури». Сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомимся с его стихотворениями «Парус», «Желанье» и «Челнок», сделаем сравнительный анализ этих стихотворений.
2)Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы
Звучит романс Варламова «Парус».
Эпиграф к уроку звучит так:
В «Парусе» заложен большой и многообразный смысл, и каждая новая поросль молодежи берет в нем то, что ей наиболее созвучно.
(Сергей Наровчатов)
Сегодня мы поразмышляем на эту тему, в конце урока каждый из нас попытается ответить на вопрос: «Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?».
3)Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус».
Слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение.
Ребята, посмотрим, каким же бывает море и как его различные состояния изобразил художник И.К. Айвазовский. Это поможет нам представить многоликость морской стихии, с одной стороны, и с другой – стремление мятежного Паруса, добровольно меняющего покой на бурю, сулящую ему гибель.
Какое состояние моря передано на картинах художника? ( Буря, тревога, смятение, страх, одиночество, шторм).
Чтобы узнать, каким видит море Лермонтов, мы прочитаем стихотворение «Парус».
Чтение стихотворения.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет, И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Стихотворение вызвало чувство восхищения Парусом).
Каким предстает перед нами Парус? (Парус сильный, мятежный, ищет новых впечатлений, одинокий).
Парус одинок. О ком еще мы можем так сказать? ( Так можно сказать не только о Парусе, но и о человеке, о человеческой жизни. Возможно, это стихотворение о самом авторе).
Обратимся и к известной акварели Лермонтова «Парус», написанной в 1829 - 1831 гг., до создания стихотворения, это свидетельствует о том, что образ Паруса давно волновал поэта.
Каким мы видим море в изображении Лермонтова? (Оно далеко не безмятежно, зловещие тучи на небе предвещают скорую бурю и возможную гибель Паруса).

4)Сравнительный анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Желанье» и «Челнок»
Прочитаем стихотворение «Желанье» и «Челнок» и сравним, как изображено море в этих стихотворениях, а как в «Парусе».
Чтение стихотворения «Желанье»
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне.
Дайте мне челнок досчатый С полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Я тогда пущуся в море Беззаботен и один, Разгуляюсь на просторе И потешусь в буйном споре С дикой прихотью пучин.
Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал... 

Чтение стихотворения «Челнок»
По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибенный челнок;
Пускай прилив его ласкает, -
В обман не вдастся инвалид;
Свое бессилие он знает
И притворяется, что спит;
Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится – и на воле!
Погиб – и дан ему покой!

Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения? (Возникла жалость и какая-то непонятная грусть).
Восхищение или сожаление вызывают у вас Парус и Челнок?( Парус вызывает восхищение, а Челнок сожаление).
Какими вы их себе представляете? (Парус вызывает восхищение, потому что его образ навевает спокойствие, настраивает на мечтательный лад. Он свободен и плывет по бескрайним морским просторам в поисках нового и неизведанного. Челнок вызывает чувство сожаления и грусти, потому что он выброшен на берег весь разбитый и изуродованный. Конец его печальный, неутешительный, скорее всего – безнадежный).
Почему поэт называет Парус «мятежным», а Челнок «инвалидом»? (В образе Паруса предстает сам Лермонтов. Он называет Парус «мятежным». Да и он сам таков: тревожный, неспокойный, бурный. Он человек, рожденный для бури, тоскует без нее и ищет в ней смысл жизни, а ровная и спокойная жизнь не для него. Поэт называет Челнок «инвалидом» от отчаяния и бессилия. Челнок вызывает у поэта чувство грусти, печали и безнадежности. Став инвалидом, он лишился способности к полноценной жизни).
Почему Челнок «притворяется, что спит»? (Челнок «притворяется, что спит», потому что у него не осталось другого выхода. Лишенный возможности действовать, лишенный всякой надежды, зная свое бессилие и беспомощность, он вынужден притворяться, обретая тем самым покой и тишину, т.е. смерть).
Почему Парус «просит бури»? (И Парус и поэт оба одиноки, поэтому автор близко к сердцу принимает судьбу Паруса. У него, казалось бы, есть все, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат его, ведь это его стихия).
Есть ли различия в смысле слова «покой» в данных стихотворениях? (В слово «покой» в стихотворениях вложен разный смысл. Парусу вообще не нужен покой. Он не нашел его в безмятежном море, но вряд ли найдет и в буре. Его мятежная натура рвется к действию. А Челнок, потеряв веру в себя, способность к жизни, обретает «покой», т.е. погибает).
Какой смысл несут в себе образы-символы Паруса и Челнока? ( Парус и Челнок - это образы-символы, в которых заключен определенный смысл. Парус – это борец, который не боится испытаний и трудностей. Он противник пассивности и бездействия. Человек, став «инвалидом», как Челнок, лишен возможности действовать, теряет способность к жизни).
В чем вам видится связь этих стихотворений и отличие? (Связь этих стихотворений в том, что и Челнок, и Парус одиноки. Отличие заключается в том, что Челнок принимает свое поражение, он разбит, сломлен. Печален и безнадежен его конец. А Парус, наоборот, борец. Его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях есть покой». Уверенность в себе придает ему силы сражаться, что является смыслом его жизни).
Как соотносятся Челнок и Парус с автором и лирическим героем? (Лирический герой в стихотворении «Челнок» вызывает чувство грусти, печали, сожаления. Он сам себя сравнивает с разбитым Челноком. А в стихотворении «Парус» отражается душа самого поэта).
5)Творческая работа. Мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?»
Итак, ребята, мы познакомились со стихотворением «Парус» М.Ю. Лермонтова, поразмышляли на тему одиночества паруса, его силы, стремления, борьбы, сходства Паруса с самим автором. Предлагаю вам написать мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?». Размышление должно состоять из 5-10 предложений, отвечать на поставленный вопрос.
6)Итог урока
Сегодня мы по-новому взглянули на творчество М.Ю. Лермонтова, познакомились с его тремя прекрасными стихотворениями: «Парус», «Желанье», «Челнок», проследили судьбу лирических героев, рассмотрели сходства и различия этих стихотворений, многие узнали об удивительных картинах художника И.К. Айвазовского, научились делать сопоставительный анализ стихотворений.
Объявление оценок за работу на уроке.
7)Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Парус».


Заголовок 115