Рабочая программа краткосрочного курса по выбору Фантастика, ставшая реальностью

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Перми»

«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания № Директор МАОУ «СОШ №16»
Методического совета __________В.В.Филипович
От 2014 г.



Рабочая программа
краткосрочного курса по выбору
« Фантастика, ставшая реальностью»
8 класс
в 2014 -2015 учебном году

автор – составитель программы:
учитель русского языка Кавардакова С.А.



Пермь – 2014
Краткосрочный курс по выбору для 8 класса
«Фантастика, ставшая реальностью»

Пояснительная записка
Краткосрочный курс по выбору был разработан с целью расширения кругозора детей, актуализации компонентов инженерной культуры в предметном содержании литературы. КСК является продолжением курса «Русские инженеры – писатели и поэты». В рамках данного курса на материале фантастических произведений Жюля Верна, Александра Беляева, Герберта Уэллса, Рэя Брэдбери, Михаила Булгакова рассмотрим, воплотились ли фантастические идеи в жизнь в результате технического прогресса или так и остались вымыслом. Поскольку современный уровень развития науки и техники дает нам возможность убедиться в этом.
Точность и верность предсказаний зависит от научных принципов, на которых основано произведение. Чем более современными и обоснованными являются эти принципы, тем больше шансов у произведения взять на себя пророческую функцию. Именно в таком случае авторский вымысел может стать толчком для развития научно-технического прогресса.
На занятиях учащиеся познакомятся с отличиями научной фантастики от фэнтези, с многообразием жанров фантастических произведений, с разными их классификациями.
Проблеме взаимодействия литературы и реальности посвящены труды многих исследователей, мы познакомимся с трудами Уэмберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах». Что на самом деле движет автором, когда он описывает достижения, которые могут впоследствии воплотиться в реальность? Желание стать пророком, интерес к технике или стремление продвинуть технический прогресс? Над этими вопросами размышляет автор статьи.
Курс дает возможность познакомиться с профессиями, о которых раньше можно было только прочитать в фантастических произведениях (создатель искусственных частей тела, хирург по увеличению памяти, гид по космическому туризму и др.)
Программа курса « Фантастика, ставшая реальностью» разработана для учащихся 8 классов, рассчитана на 16 часов.



Цель курса: создание условий для формирования у учащихся интереса к инженерной культуре.

Задачи курса:
заинтересовать учащихся творчеством писателей – фантастов;
расширить знания учащихся в использовании фантастических идей в литературе, ставшей реальностью;
совершенствовать навык работы с художественным текстом;
развивать умение давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия.

Требования к знаниям и умениям учащихся

По окончании курса учащиеся должны знать:
имена писателей - фантастов, произведения,
некоторые фантастические идеи, которые стали реальностью,
особенности отечественной фантастики, зарубежной.
Учащиеся должны уметь:
рассказывать о писателях - фантастах,
находить в художественных текстах инженерную мысль,
называть основные изобретения, движущие человечество вперед к научно-техническому развитию.
Личностными результатами восьмиклассников в результате освоения КСК можно считать следующие:
формирование интереса к истории изобретений в мире и в нашей стране;
воспитание гордости за достижения в научно-технической революции, воссозданные в фантастических произведениях;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности;
формирование целостного, социально и профессионально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии физических, химических и других законов развития природы.
использование для решения коммуникативных задач различных источников информации (словари, литературоведческие статьи, библиографические словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Метапредметными результатами восьмиклассников в результате освоения КСК можно считать следующие:
расширение словарного запаса за счёт использования большого количества новых понятий из области изобретений и открытий;
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
формирование собственного отношения к услышанной информации;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

Основные формы занятий: беседы, практикумы, комментированное чтение, заочные экскурсии.
Форма итоговой оценки – зачет






Тематическое планирование

тема
Форма занятия
Кол.
часов
продукт

1.Вводный урок. Удивительный мир фантастики.
Беседа
1 час
презентация

2.Путь от фантастики к реальности.

Заочная экскурсия
1 час
Схема-модель одного изобретения

3.Фантастический мир французского писателя Жюль Верна.
Комментированное чтение
1 час
эссе

4.Идея «глубинного корабля» в литературе. Тенденции развития подводных лодок.
практикум
1 час
Конструирование корабля

5. «Наутилус» как воплощение технического прогресса ( по роману «20 000 лье под водой».
беседа
1часа
Презентация


6.Мир будущего – современный мир в произведении Герберта Уэллса
«Человек –невидимка»
практикум
2 часа
Сочинение - рассуждение

7.Быть невидимым - значит быть одиноким ?
дискуссия
1 час
Устные ответы

8.Фантастический мир Рэя Бредбери.

1 час
Карта-схема

9.Мир современных социальных сетей в произведении Рэя Брэдбери « 451 градус по Фаренгейту»
практикум
2 часа


10.Чудеса трансплантологии в произведении А.Беляева «Голова профессора Доуэля».
Комментированное чтение
2 часа


11. «Новые люди»Беляева и Булгакова
( по произведениям «Собачье сердце» и «Человек-амфибия»)
Заочная экскурсия
1 час
презентация

12.Фантастический мир в рассказах К. Булычева, ставший реальностью.
( «Ржавый фельдмаршал», «Сто лет тому назад»)
беседа
2 часа
иллюстрация

13.Профессии будущего.
дискуссия
1 час
словарик

14.Мир удивительных открытий в жизни и литературе.
зачет
1 час
собственные презентации



Список использованной литературы:

1. Герберт Уэллс «Человек-невидимка»
2. Александр Беляев повесть «Голова профессора Доуэля».
3. Александр Беляев « О моих работах» (статья).
4. В. Ревич «Легенда о Беляеве»
5. Виорэль Ломов «Герберт Джордж Уэллс» (статья)
6. Сергей Строев «Матрица: фантастика или реальность?» (статья 16.11.2013 года)
7. Антон Первушин « 10 мифов о советской фантастике».
8. Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман.Л:Наука.1970
9. Рассказы Кира Булычева.
10. Рей Брэдбери рассказ « Будет ласковый дождь», роман «451 градус по Фаренгейту».
11. Хейли Цукаяма «Фантазии Рэя Брэдбери: 10 предсказаний, которые сбылись».
12. Бережной С. «Живые машины времени, или Рассказ о том, как Брэдбери стал Бредбэри»



15