Программа курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Найди себя»


Саракташский районный отдел образования
Программа
курса предпрофильной подготовки
для учащихся 9-х классов
«Найди себя»
(Самоопределение)
Автор Кириллова Л.Н.
Психолог Саракташской
СОШ №1
1-я категория
Саракташ 2005 г.
Пояснительная записка
Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с проблемой профессионального выбора, и решить ее оказывается очень нелегко. Молодому человеку, как правило, не хватает знаний о профессиях, о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности, умений оценивать свои склонности и способности и соотносить их с теми требованиями, которые профессии предъявляют к личности работающего . В этом смысле он оказывается социально незащищенным и остается один на один с миром труда, который ему мало знаком. Отсюда и ошибки в выборе профессионального пути, и метания из одной сферы деятельности в другую, приносящие ущерб не только личности работающего, но и обществу.
Цель этого курса –помочь молодому человеку сориентироваться в жизни, ознакомиться с профессиями, правильно выбрать ее и максимально полно подготовиться к своему профессиональному самоопределению.
Учебно-тематическое планирование
курса «Найди себя»
№ Наименование разделов, тем Кол.час. Вид занятия
1. Введение. Общий обзор классификаций профессий. 3ч. Беседа.
Практика.
2. Типы профессий 4ч. Беседа.
Практика.
3.
Классы, группы, отделы профессий. 4ч. Беседа.
Самостоятельная работа уч-ся.
4. Интересы и склонности. 3ч. Беседа.
Анкетирование.
5. Деловая игра «Нужно, смогу, хочу». 2ч. Деловая игра.
Анализ.
6. Здоровье человека и выбор профессии. 4ч. Беседа.
Практика.
7. Тренинг «Мое физическое –Я» 1ч. Тренинг.
8. Понятие о профессиональной пригодности. 3ч. Лекция.
Беседа.
Практика.
9. Понятие о профессиональном плане 3ч. Беседа.
Практика.
10. Ролевая игра «Мое будущее». 1ч. Игра-практи-кум.
11. Личный профессиональный план. 2ч. Практи-кум.
12. Понятие о профессиограмме. 2ч. Беседа.
Практика.
13. Профконсультация. 1ч. Собеседование.
14. Итоговое занятие. 1ч. Конференция.
Итого: 34 часа.


Содержание изучаемого курса.
Тема 1. Группы, отделы, классы, типы профессий. Участник, предмет и цель труда. Орудия и средства труда.
Тема 2. Классификация профессий по предмету труда. Обзор типов профессий.
Тема 3. Классификация профессий по целям средствам и условиям труда. Правила составления формулы профессий. Работа учащихся по составлению формулы своей профессии.
Тема 4. Характеристика общих требований профессии к человеку. Гражданские, моральные качества, образование, общие и специальные способности, знание, умение, здоровье.
Тема 5. Принципы выбора профессии «Нужно», «Могу», «Хочу». Осознанный самостоятельный выбор профессии.
Тема 6. Разъяснить учащимся необходимость учитывать состояние своего здоровья при выборе профессии. Показать заботу государства об охране здоровья трудящихся (текст КЗоТ РСФСР).Ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.
Тема 7. Сущность понятия «профпригодность». Сопоставление избранной профессии с личными способностями. Оценка своих профессиональных качеств. Формирование аналитического подхода к выбору профессии.
Тема 8. Понятие «профессиональный план». Осознанный выбор профессии. Труд как способ самореализации личности (Конституция РСФСР)
Тема 9. Понятие «профессиограмма». Правила составления характеристик профессий. Умение соотносить свои качества с требованиями выбираемой профессии к работнику.
Методические рекомендации
Изучение курса рассчитано на один час в неделю.
По форме проведения занятия напоминают социально-психологический тренинг. Каждое занятие составлено таким образом, что сначала учащиеся знакомятся с теоретическими вопросами, в работе используются психопрофилактические беседы, консилиумы, консультативные беседы и др., а потом учащиеся выполняют практические задания и отвечают на итоговые контрольные вопросы.
Основной акцент делается на создание атмосферы доверия и безопасности, поэтому на занятиях не существует ошибочно выполненных заданий или неправильных ответов. Во всех играх и упражнениях ребята принимают участие добровольно.
Во время занятий поощряются изобретательность в самовыражении, самостоятельность, независимость суждений, гибкость в поведении, юмористическое отношение к себе.
Роль ведущего (психолога) состоит в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего выполнению поставленных задач.
Курс не предполагает каких-либо специальных зачетных часов. Для оценки эффективности проводимых занятий предусматривается наблюдение и контроль за развитием личности обучаемых, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты учащихся позволяют ведущему лучше узнать детей, проанализировать полученные результаты.
Литература:
Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий.-М.,1981.
Профессиограммы в школе / Харрактеристика профессий и их использование. – Минск, 1984.
Бондарев В. Выбор профессии.-М.,1989.
Газарян С.С. Ты выбираешь профессию.-М.,1985.
Гришина Г.И. Профессии ,которые мы выбираем.-М.,1976.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.,Просвещение,1995.