Рабочая тетрадь к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика Р.Н.Бунеева


ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
66421023939500


Рабочая тетрадь
к учебнику
Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Светская этика.
4 класс
учени_________________класса
школы №___________________
____________________________
____________________________
Урок 1 . «Как работать с учебником»
Ты будешь изучать ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Прочти, что для этого надо уметь на стр. 4 учебника.
137160274320При работе с учебником надо:
организовывать свои действия
13716022860 работать с информацией
13716017145 сотрудничать друг с другом
137160177800 учиться оценивать свои и чужие поступки
137160190509652021272500 уметь вспомнить основные понятия
так обозначены проектные задания и жизненные задачи
1085851905000словарь.
16954588138000 Напиши, что обозначают условные обозначения323215216344500, которые будут встречаться тебе на страницах тетради:
-53784549974500-3943353111500 - __________________________________________________________
-3676653683000 - _________________________________________________________
-3771904413250195580952500 - __________________________________________________________
1968506223000-3790955149850 - __________________________________________________________
194310215900030861079184500 - _________________________________________________________
Из текста учебника стр.4-5 сделай собственный вывод «Зачем мне изучать светскую этику?» выбери самое важное, на твой взгляд, объяснение __________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Урок 2 . Россия – наша Родина.
3890010209994500306133531305500215646019989800031242031178500Родина
Если скажут слово «родина»,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот,
331851046418500У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор...А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток,И большой соседней фабрикиГромкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,Золотая целина...Родина бывает разная,Но у всех она одна!
З. Александрова

387352413000-3238526035378587027305000 1.Что объединяет всех граждан нашей страны – России?
965835119316400824865166560500Перед тобой карта России.

1752603302000
-13144519685 2.Отметь на карте:
столицу нашей Родины; место, где ты живёшь;
отметь звёздочками места, где был ты или твои родители.
3. Заполни пропуски в предложениях.
Основной закон нашего государства – _________________________ .Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.
Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.
Подбери синонимы к слову Родина ________________________________________________________________________________________________________________________________________
13716079375 4. Из уроков окружающего мира в третьем классе вместе с соседом вспомни и запиши, чем могут быть интересны друг другу разные народы России?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3238510985500
-666753810 5. Сделай свой вывод. Выбери верный на твой взгляд ответ на вопрос
– Как мы должны относиться к традициям своей Родины?
а) соблюдать все традиции б) уважать, гордиться в) кто как хочет
Обоснуй свою точку зрения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. Составь и запиши в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность.
Какие общие по смыслу слова есть в языках разных народов России?
4038604000500

17526030480000Урок 3. Что для нас всего дороже?
-11049014605-514351397000 1. Словарь. Пользуясь учебником стр. 12, запиши в тетрадь:
___________________________________________________________________
______________________________________________- духовность человека
2. Чем богат духовный мир человека? Соедини стрелками и объясни товарищу.
99060194946
00
40767036068000242316036068000434721019812000
33718522923500
1562100133985внутренний мир
человека
00внутренний мир
человека

33718528829000
248729515240000
10598154699000-11176028892500
308102015240_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
00_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-3365512700-1104901778000 3. Как можно обогатить свой внутренний духовный мир? Напиши свой ответ.
990609525000
-15240419100004127500 Сделай собственный вывод по теме урока:
Что нас всех объединяет, что объединяет людей, живущих в нашей стране? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова? Запиши ответ. Посоветуйся с родителями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
393703810000-7366095250 2. Реши жизненную задачу на стр. 14 учебника. Запиши своё решение в тетрадь, как поступить в данной ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
184785-1524000Урок 4. Представление проектов по теме
«Моя родина – Россия»
Тебе предстоит подготовить творческий проект.
Для успешного выполнения задания воспользуйся памяткой.
Этапы работы над проектом Твоя деятельность Сделай отметку о прохождении данного этапа
1. Подготовительный Обсуди предмет своего проекта с учителем или родителями, чтобы получить дополнительную информацию, уточнить и подкорректировать цели своей работы. 2. Планирование, организация деятельности Построй план своих действий, сформулируй задачи достижения цели, попробуй объединиться с одноклассниками, чтобы организовать творческую группу (так будет интереснее и легче выполнить проект), распределите роли в группе. 3. Исследование (осуществление деятельности) Выполни необходимые исследования (изучи литературу, проведи опрос среди одноклассников и друзей), подкорректируй направления работы, проанализируй информацию, подготовь с членами своей творческой группы материалы к презентации (оформи альбом или стенд о проделанной работе, сделай электронную презентацию, подготовь слова для защиты проекта). 4. Представление, отчёт, презентация проекта Представь классу итоги своей работы, проанализируй работу с точки зрения достигнутого результата, дай оценку своей работе. Выбери тему творческого задания, проекта или придумай свою: «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Россия – наша Родина».
507111022733000Урок 5. Тема: «Граница между добром и злом».
-723901333500
-285752730500-666754699000 1. Вспомним уроки вежливости из учебника литературного чтения 1-го класса «Капельки солнца». Помните, чему учили вас эти уроки?
Запишите и объясните товарищу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5143541275 2.Вспомни значение слова культура, с которым ты знакомился в третьем классе (подсказа в словаре учебника) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-666758445500228602857500 3. Распредели сказочных героев в два царства. Как бы ты назвал эти царства-государства?
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич, Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.
3347085139700001943108128000
34353581788000-279019090360500
_______________________________ ________________________________
________________________________ ________________________________
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
______________________________ ______________________________
514352032000 4. Подумай и ответь:
- Зачем в детстве читать сказки? ________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- В чём заключается мудрость сказок?___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-1085856096000 5.Словарь. Пользуясь учебником стр. 17, запиши в тетрадь, как ты теперь понимаешь значение слова «культура» - ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
76200730250051949353619500 6. Обсуди с товарищем и запиши, почему же Оля ждала от Игоря доброго приветствия? _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-1181108128000800108191500 7. Сделай собственный вывод по теме урока, как ты понял (а):
- по каким правилам живут люди? _________________________________
____________________________________________________________________
- кто их придумал? ____________________________________________________
____________________________________________________________________
- почему их обязательно всем соблюдать? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. Предложи свой вариант «расшифровки» слов «добро» и «зло»
Доверие
Ответственность
Братство
Радость
Отвага
Д____________
О____________З____________
Б____________Л____________
Р____________О____________
О____________
2. Подбери пословицу на тему «Добро и зло». Объясни её значение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6985037401500Урок 6. Мораль и нравственность. Этика.
1022352349500 1.Выпиши из текста учебника на стр. 19 правила поведения, одобренные всеми людьми ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
603256413500279401460500 2. Подчеркни те качества человеческой личности, которые мораль одобряет.
Смелость Трусость Верность Предательство
Правдивость Общительность Замкнутость Зависть
Скромность Доброта Великодушие ЗлорадствоЩедрость Жадность Милосердие Вежливость
Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение
Скромность Отвага Бесстрашие Стойкость
Мужество Приветливость Равнодушие Лживость
3. Словарь. Выбери нужные термины и впиши в соответствующей строке.
________________________ — добрые качества человека, побуждающие
его следовать правилам морали.
___________________________— правила поведения, одобренные людьми и объясняющие. какие считаются добрыми, а какие –злыми.
________________________________
мораль нравственность

4. Этика от греч. ethike, от ethos, это – __________________________________
_________________________________________________________________
Данный термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).
2470155651500-387355651500-5715381000 5.Используя свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника (с. 8–13) объясни своими словами, как ты понимаешь смысл выражений:
духовные ценности общества __________________________________________
____________________________________________________________________
неэтичное поведение _________________________________________________
________________________________________________________________
безнравственный поступок __________________________________________
________________________________________________________________
нравственная культура ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-1968526670009906010350500 6. Сделай собственный вывод по теме урока.
Учебник называется «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». Значение каких словосочетаний ты теперь можешь объяснить точнее.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
-1009653765551.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
001.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Урок 7. «Долг и совесть».
-603253917950033350202266950040894015176500
-81470559055000

-2921058420001085856286500Распредели слова в две группы:
нежелание помогать пожилым родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся.
Нравственный поступок Аморальный поступок

-869952222500 2. Словарь. Что означает слово «долг»? (при ответе используй учебник)
____________________________ — это обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.
_____________________________ — способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой.
1657358128000
4857744254500 3. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Какие обязанности выполнил третий сын? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему старик так сказал?
- Я только одного сына вижу.
11366556007000________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Словарь. Если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают?
____________________________ - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой.
6032561595002794006159500 5. Обсуди с товарищем. Почему ни один человек в настоящей жизни не может быть как в сказке, только злым или только добрым? Запиши ваш вывод в тетрадь. ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
952506667500-857256667500895351714500 6. Попробуйте сформулировать свой вывод по теме урока:
- Чувство долга и совести ______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1.Объясни своими словами значение следующих выражений и различия между ними:
отдать (исполнить) долг и быть в неоплатном долгу
________________________________________________________________________________________________________________________
по долу службы и по зову долга
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8953576200000Есть стыд - есть и совесть. ________________________________________________________________________________________________________________________
2.Узнай, существует ли где-нибудь памятник доброте. Подготовь сообщение. Попробуй с родителями придумать свой эскиз памятника и выполни его макет.
8953513208000Урок 8. «Честь и достоинство».
-118745580390001657352984500 1.Какой вопрос возникает из ситуации на стр.24 учебника?
60960-1270000 2. Используя текст стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», расскажи, что такое уважение со стороны других людей.
40906701778000Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:– Что такое хорошо и что такое плохо?У меня секретов нет, –слушайте, детишки, –папы этого ответпомещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,если град загрохал,-каждый знает – это вотдля прогулок плохо.Дождь покапал и прошел.Солнце в целом свете.Это – очень хорошои большим и детям.
4274820-47561500Если сын  чернее ночи, грязь лежит на рожице,-ясно, это плохо оченьдля ребячьей кожицы.
431355524066500Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый,поступает хорошо.
Если бьет  дрянной драчунслабого мальчишку,я такого  не хочудаже вставить в книжку.
403098011811000Этот вот кричит: – Не трожьтех, кто меньше ростом! –Этот мальчик так хорош,загляденье просто!
415290063817500Если ты порвал подряд книжицу  и мячик,октябрята говорят:плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,про такого  пишут тут:он хороший мальчик.
-577853302000609607239000 2.Словарь. Определи ключевое слово в тексте учебника на стр. 25
и запиши, что оно означает? ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
58420125095003.Используя материал учебника, запиши все значения слова «честь».
«ДОСКА ПОЧЁТА слова ЧЕСТЬ»
454533095885________________________________________________________________________________
00________________________________________________________________________________
381095885_____________________________________________________________________________________
00_____________________________________________________________________________________
160401095885________________________________________________________________________________
00________________________________________________________________________________
308038595885________________________________________________________________________________
00________________________________________________________________________________


-22225381000063501079500 4. Придумай подписи к рисункам в виде фраз со словами «честь, честность, поступить честно…»
8515355524500
_______________________________________________________________________________
8515359715500
_____________________________________________________________________________

5. Словарь. (При ответе на вопрос используй материал учебника)
Достоинство человеческой личности – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
603254762500454279055562500 6. Работая в группе, обсудите и запишите, что означают выражения:
1-я группа – «воинская честь»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-я группа – «дело чести»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
3-я группа – «человек чести»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
38109207500
755652603500 7. Сделай собственный вывод по теме урока, ответив на вопросы
- Чем честь отличается от достоинства?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что является моральной наградой человеку за хорошие поступки? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Домашнее задание.
133351206500Тебе предстоит участвовать в проекте, для этого выбери тему творческого задания, проекта или придумай свою:
Кодекс чести рыцарей нашего класса.
Мой Кодекс чести.
Книжка-раскладушка «Способы защиты чести и достоинства».
Урок 9. «Образцы нравственности в твоем окружении».
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛЕСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ЗАБОТА О БЛИЗКИХВОРОВСТВО
ЗАЩИТА СЛАБЫХРАВНОДУШИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
-4127517780002961640863600001587501778000 1. Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни? Выбери из списка примеры норм морали:
2 .Словарь. Вспомни и запиши, что такое достоинство человеческой личности?
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________ - называют достоинством человеческой личности?
-482605778500990605588000 3. Напиши имена людей, которых ты уважаешь.
-9526265430__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
00__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я УВАЖАЮ
Запиши качества, за которые можно уважать тебя.
МЕНЯ УВАЖАЮТ
48958560960____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
00____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-1841567945001181106413500 3. Сделай вывод по теме урока:
- Чтобы ощутить в себе чувство собственного достоинства, нужно
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Обсуди с родителями и объясни смысл следующих выражений:
«Жизнь наша принадлежит Родине, а честь – никому!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Незапятнанная честь» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6985036385500Урок 10. «Счастье и смысл жизни».
Что бы вы ответили Рустаму на его замечание на стр. 30 учебника?
-285754318000704859715500 2. Посмотрите фотографии, на которых они все члены семьи смеются, радуются. Вспомни свои счастливые минуты, свои чувства, переживания в такие моменты и расскажите о них товарищу.
28644854870450048958527559000
3. Прочитайте маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные поучения.
48260-41529000 Притча о Счастье
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонившись к яме, попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат, подойдя к яме, наклонился:
— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним...
70485495300 Обсудите в группе.
- О какой этической категории эта притча?
- Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
- На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?
-247658826500
-66675209550 4. Прочти стихотворение Э. Асадова “Что такое счастье”
Одни говорят, что счастье – Это большое участье:Забота, тепло, вниманьеИ общность переживания. Ещё есть такое мнение,Что счастье – это горение:Поиск, мечта, работаИ дерзкие крылья взлёта!А счастье, по-моему, простоБывает разного роста:От кочки и до Казбека,В зависимости от человека.
–Как вы поняли строки этого стихотворения? Счастье - это когда…
280543035877500-26924059690000990603302000323853683000 5.Игра «Ассоциации». Запиши, какие слова “притягивает” слово «счастье»
7804152286000034093156159500
609601143000 6. Пользуясь текстом учебника стр. 32 «Ради чего живёт человек?»,
запиши значение выражения «смысл жизни» - это _________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
109918534925000 Попробуй объяснить, что стало смыслом жизни для известных сказочных героев.
6223017907000
-190504000500 Внимательно прочитай и запиши ответ одним-двумя словами на вопросы или высказывания:
Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь. ________________________
Ученица хочет получить пятёрку за контрольную. Это какая цель? __________
Мальчик хочет стать космонавтом. А это какая цель? ______________________
Если папа мечтает о новой машине, это цель для кого? ____________________
Конструкторы работают над созданием нового самолёта. Эта цель для кого? _______________________________
Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя. __________________________________________
Домашнее задание.
1.«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».
Лев Николаевич Толстой
-4445095250000«Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям!» Антон Павлович Чехов
Напиши своё мнение:
2. Вспомни, какие мечты у тебя были 1-2 года назад?
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исполнились ли эти мечты? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
От кого или от чего зависит исполнение этой мечты? _____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Урок 11. «Справедливость и милосердие.
381035242500Золотое правило нравственности».
-571546990 1. Прочитай текст учебника на стр. 35 и запиши в тетрадь как звучит, по мнению Конфуция «Золотое правило нравственности».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На стр. 35 найди ответ на вопрос
- Как по-разному звучит «Золотое правило нравственности»?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1651016319500
63578105 3. «Примеряю» «Золотое правило нравственности» на себя. Заполни пропуски.
Я __буду называть одноклассников обидными прозвищами, так как мне бы было ____________________________________!
Я ___буду применять физическую силу в решении проблем с одноклассниками, так как я сам ___________________________________________!
Я буду ____________________________________, так как мне приятно, __________________________________________________________________
331470129540 4.Словарь. Впиши в места пропусков ценные качества человеческой души (используй материал учебника стр.36-37)
________________________ - способность человека поступать правильно, честно и оценивать поступки другого человека. Вне зависимости от того, нравится ему сам человек или нет.
______________________________ - готовность помочь другому, не ожидая награды, и готовность простить того, кто поступил с тобой плохо.
762039370 4. Внимательно прочитай и выбери правильный на твой взгляд ответ
Осуждение других людей (просвещает человека, обогащает человека, разрушает человека)
Чтобы нас любили люди мы должны ( льстить им, любить их, требовать любви)

83820-8890003903980215900013589020955-5461020955 5. Выбери тот из рисунков, на котором брат признал, что был неправ.
– Какое качество человеческой души потребуется от сестры?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
137160574675Мама________________________________________________________________________________
_____________________________
00Мама________________________________________________________________________________
_____________________________
1. Расспроси своих родных, как в общении с людьми они определяют, что хорошо, а что плохо.
317563599694Папа____________________________________________________________________________________________________________________________
00Папа____________________________________________________________________________________________________________________________

1013460241300Друг______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
00Друг______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Близки ли эти правила к золотому правилу нравственности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясни своими словами смысл пословиц на стр. 38 учебника.
133353048000Урок 12. Представление проектов по теме
«Как отличить добро от зла?».
Тебе предстоит подготовить творческий проект.
Для успешного выполнения задания воспользуйся памяткой стр. 10.
Выбери один из предложенных вариантов или предложи свой: «Граница между добром и злом», «Золотое правило нравственности» «Справедливость и милосердие»
Игрушка своими руками «Добрый сюрприз для доброго человека», «Добрый сюрприз для недоброго человека»
18415031305500Урок 13. « Ценности рода и семьи».
-438151968500 1. Посмотри на картинку и вспомни своё родословное дерево.
-32321511112500
2286086995419103365500 Словарь . 2.Пользуясь учебником, запиши определения:
Род- ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Семья -___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Любовь - ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4508513081000
3. Прочитай отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Бабка». Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень. 40519351206500— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: 
— Старый человек... Куда же ей деться? — Зажилась на свете... — вздыхал отец.
— В инвалидном доме ей место вот где! Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. 108585-25400 Как ты думаешь, какую главную ценность любого человеческого общества нарушили члены этой семьи? Обсуди с товарищем и запиши ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________

412752921000-15240596900 4. Сделай вывод по теме урока, изучив схему на стр. 45
- Будет ли честно и справедливо относится к членам семьи равнодушно, холодно, бездушно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Составь пословицы.
31756356667500-2476566675Дети –
00Дети –

318516012128500-24765102235Семья без детей
00Семья без детей

31851601479550032385147955Наши дети –
00Наши дети –

3213735-6350041910-635Дружная семья
00Дружная семья

гору сдвинет
зеркало семьи
наша старость
что дерево без корней
2. Всему начало – отчий дом. И тепло в этом доме создают все члены семьи.
15875030226000Нарисуй свой дом.
Урок 14. «Зачем семье нужны традиции.
Семейные праздники».
-7029457239007848607366000704852349500 1. Словарь. Пользуясь учебником, запиши определение:
Традиции- ________________________________________________________
__________________________________________________________________
7366013081000419989031178500 2. Запиши дату:
День защитника Отечества ________________________________________
День матери в России ________________________________________
День семьи, любви и верности ______________________________________
68961012217400072390114300 3. Часто ли ты говоришь своей семье добрые и нежные слова? Запиши на лепестках ромашки сорта «Самая, самая…» ласковые слова для мамы, папы, сестры, брата.
4254584455004. Сделай собственный вывод по теме урока:
- В чём главная задача семейных традиций? Запиши ответ.
13335124269500________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Выполни творческое задание. Сделай:
- фотоальбом «Добрые традиции моей семьи»
- рисунок с подписью «Моя любимая семейная традиция»
-2159037973000-419103784600Урок 16. «Образцы культуры народов».
1.Вспомни, что даёт культура человеку (выбери правильный ответ).
Знания о
а) духовных ценностях
в) о правилах хорошего тона
438152990850 в) материальном состоянии народа
2. Каждый народ внёс в культуру России что-то своё. Напиши, какие различия между культурами разных народов тебе известны. При ответе используй иллюстрацию учебника стр. 51 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
438156350 3.Обсуди с товарищем и напиши, какие традиции наших предков мы сохранили и сегодня?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-74295381000133353302000 4. Подчеркни карандашом в тексте учебника, что необычного в традициях и обычаях других народов тебя удивило?
43815184150 5. Народов много, а страна у нас одна – Россия. Запиши, какие на твой взгляд правила, надо соблюдать, чтобы в нашей стране все народы жили в мире.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-6413563500425454572000 5. Сделай собственный вывод по теме урока
У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Запиши в таблицу пословицы и поговорки о главных человеческих ценностях.
Главные человеческие ценности Пословицы и поговорки народов России
6324603429000 Урок 17. «Взгляд светский и религиозный».
7048557213500704851778000-64135317500 1. Сравните мнения ребят стр. 54. Могут ли быть одинаково добрыми верующий и неверующий (атеист)? От чего это зависит?
-29845355600 2.Вспомнили значение слов мораль, нравственность, этика.
Запиши определения:
нравственность – ________________________________________________________________________________________________________________________________________
мораль – ________________________________________________________________________________________________________________________________________
этика –
________________________________________________________________________________________________________________________________________
704855905500 -45085457200 3. Запиши общечеловеческое правило свободы совести -
__________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пользуясь учебником стр.56 выбирает предложения, которыми можно подписать данные иллюстрации.
7048514287500
____________________________________________________________________
7048574295 5. Для верующих Бог – это источник добра, учитель нравственности.
Сравните в группе правила морали разных религий. Что общего у правил морали всех
4-х религий, указанных в таблице стр. 56? Обсудите в парах, как религиозные правила морали связаны с общечеловеческими правилами.
Религия Правила морали
11004551778000Буддизм 12039609525000Ислам
12039604064000Иудаизм 12490457556500Христианство

-64135495300704855080000 6 . Словарь. Пользуясь текстом учебника с.57, запиши определения:
3042285520700взгляд светский взгляд религиозный
72390139763500________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-30480444500 7. Сделай собственный вывод по теме урока:
- Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Расскажи родителям, что ты знаешь о религиях и попроси их рассказать, а что они знают интересного и важного о той или иной религии.
2. Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы.
Он выслушал еѐ и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся!
Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даешь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога.
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
609601524000Урок 18. «Представление проектов по теме
«Образцы культуры народов России»
Тебе предстоит выполнить творческое задание.
Для его успешного выполнения воспользуйся памяткой стр. 10.
Выбери один из предложенных вариантов или предложи свой:
- проект «Спор верующего и атеиста о добре и зле, заканчивающийся примирением»
- сообщение – доклад «Как основатели мировых религии формулировали «Золотое правило нравственности», «Добрые сказки разных народов»
16573534988500Урок 19. « История религий в России. Христианство»             
-29845107950 1.Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в Корсуни (по греческий Херсонес в Крыму). Вместе с князем крестилась и часть его дружины. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. Василий переводится с греческого как «царский».
Дополни:
Крещение Руси, которое произошло в ________ году, связано с именем_______________________, которого историки назвали Великим, церковь - святым равноапостольным, народ же прозвал его Владимиром____________________________________.
22586958509000

Рассмотри картину. Что на ней изображено?
12515858001000

381013335003111512700
0
Жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком.
Прочти текстовый документ - отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия».
895343950335«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы* представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы*: первая - для митрополита* с епископами, иноками* и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»
*Епископ- высшее духовное лицо в православной и других церквях.
*Митрополит - титул главы Русской православной церкви.
*Инок - древне-русское название монаха.
*Трапеза - в монастыре общий стол для приема пищи, а также прием пищи.
Выпиши из текста документа:
Как повлияло христианство впоследствии на характер Владимира? (обоснуйте свое мнение) ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как изменил свое отношение князь Владимир к преступникам?
____________________________________________________________________
Как князь относился к нищим, бедным людям? Что он делал для них?
____________________________________________________________________
Как проводил праздники великий князь? ____________________________
____________________________________________________________________
1276358890003359153810
0
3. Подчеркни в тексте тетради как изменилась жизнь людей после Крещения Руси.
4061460116967000 Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым событием для нашего народа. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Священники из Болгарии Кирилл и Мефодий - принесли на Русь азбуку и книги.
51435011366500


Покажи стрелкой, где Кирилл, а где Мефодий?
На Руси появились монастырские и княжеские школы, началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение. Христианство способствовало укреплению государственной власти, развитию государственного законодательства. Укрепляются международные связи Руси. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе. Христианство укрепляло семью, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, детям, к человеку вообще. Религия провозглашала общечеловеческую мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя"), равенство всех перед Богом. Для них наших предков, вчерашних язычников стало ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.
1339852032000-2349520955
0
4. Сделай свой вывод, ответив на вопрос:
- Каково значение христианской веры в жизни и культуре человека в России:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
-698529210
0
Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Мне понравилось, что _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Л.Н. Гумилев сказал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора, между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос:
Какие ценности проповедует христианство? _______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
334708530797500Раскрась понравившуюся иллюстрацию
3657609334500


3.Страничка для любознательных. Рассмотри иллюстрацию учебника на стр. 74 «Средневековая христианская картина мира».
3238537338000Урок 20. «История религий в России. Православие».
«Знание – настолько ценная вещь. Что его не зазорно добывать из любого источника». (Фома Аквинский)
Прочитай текст тетради и определи, как тесно связана православная религия с культурой России.
7302520320
0
171457493000 1. Заполни пропуски.
С приходом христианства на Руси были созданы первые монастырские и княжеские ___________________. Обучение там велось по церковным книгам на славянском языке, алфавит которого создали братья-священники _______________________________________.
Митрополиты, священники часто _____________________враждующих русских князей.
133357874000Словарь.
Духовность человека – ____________________________________________
____________________________________________________________________
Культура - _______________________________________________________
________________________________________________________________
50330103094355004832350329565002730522860
0
323851841500 2. Читая историческую справку, подчёркивай, какие памятники духовной культуры появились благодаря православию. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. В дальнейшем оно стало основной религией в Европе. В основе христианской религии лежит – вера в Иисуса Христа – богочеловека, спасителя. В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой). Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. У православных обращение к богу называется молитвой. Источник вероучения христианства – Священное писание «Библия», что в переводе с греческого, собственно, и означает «книга». Название это не случайно. Им подчеркивается совершенно особое значение Библии: это Книга книг, Книга с большой буквы, Книга жизни, потому что через эту Книгу с нами говорит сам Бог — Творец Источник Жизни. Библия есть книга Завета Божия, Книга жизни всего мира.
31470605651500851535317500
С приходом православия на Руси началось строительство храмов - Софийский собор в Новгороде, Софийский собор в Киеве. Митрополиты, священники часто мирили враждующих русских князей.
Храм у православных  – это место, куда приходит каждый христианин для молитвы. Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются.
4023360406400017849854127500-730254127500
Софийский собор Церковь Покрова Собор Василия Блаженного
в Киеве на Нерли в Москве
-247655842000Дмитриевский собор во Владимире
Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано: « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан».
360426011874500
4229103175000
Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.
Какие православные праздники ты знаешь? Напиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во время богослужения в храмах звучит музыка, которую сочиняли многие известные композиторы: П. Чайковский, Д. Бортнянский, С. Рахманинов.
-5524513970
0
387351143000 Сделай собственный вывод. Запиши, какие памятники духовной культуры, появились в России благодаря православию. ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Закончи предложение.
Важный вклад в культуру, самосознание и процветание России внесло ________________________________________________________________
2159022225
0
Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне понравилось, что ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
289242516383000 Домашнее задание
1. Раскрась картинку
2. (По желанию) Прочти христианские термины и узнай их толкование.
16827547053500Иисус Христос, епископ, священник, дьякон, евхаристия,
крещение, венчание.
Выполни творческое задание «Один из традиционных праздников Русской православной церкви». Посоветуйся с родителями.
7048537147500Урок 21. «История религий в России. Ислам».
Прочитай текст и объясни, что общего в моральных правилах мусульман и представителей других религий в России.
Какие памятники духовной культуры появились в России благодаря мусульманству.
-4508577470
0
53340000 1. Ислам – одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами. В арабском языке слово «ислам» означает «предание себя Богу». Последователей ислама называют мусульманами. Мусульмане верят в Аллаха, который для них - 4709160134937500единственный Бог. Мусульмане верят, что существует только один Бог - Аллах. Чтобы научить мусульман правильной жизни Аллах обращается к ним через пророков- людей избранных Аллахом. Первым пророком был первый человек - Адам. Для мусульман последним и главным пророком был Мухаммад, который жил 14 веков назад (в VII н.э.)
Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман – Коране. В переводе с арабского языка слово Коран означает «чтение вслух». Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков и творить добрые дела во имя Аллаха.
3175635704850077533512001500

43180266700011874530480
0
2. Подчеркни в тексте и объясни, что общего есть в моральных правилах мусульман и представителей других религий в России.
Историческая справка
В России ислам – это вторая по численности (после православия) религия. В нашей стране есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане. Это Северный Кавказ, включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкесия, Татарская республика и Башкирская республика. Хронология распространения ислама на территории нашей страны.
VII-VIII в. – Северный Кавказ
X в.- Волжская Болгария
XIII в. –Прикаспий, Причерноморье
XIII в. – Московское, Тверское княжество
XV-XVI в. – Приуралье
XVIII-XIX в. – Казахстан и Средняя Азия.
У мусульман есть пять главных обязанностей (столпов ислама), которые обязан выполнять каждый.
Верить только в Аллаха
пять раз в день совершают молитву
соблюдают пост в месяц Рамадан
проявлять милосердие, т.е. каждый год обязательно делают пожертвование для бедняков
хотя бы раз в своей жизни совершают хадж, то есть паломничество в Мекку
Пророк Мухаммед своим примером установил большое количество нравственных правил, являющихся для мусульман обязательными. Одно из них- это добрососедские отношения с окружающими.
В мусульманстве большое внимание уделяется семье. О создании крепкой семьи каждый мусульманин задумывается ещё в детстве. Как правило, исламские семьи являются многодетными, где воспитанию каждого ребёнка уделяет большое внимание мать, а после совершеннолетия и отец. Ислам считает обязанностью детей заботу о родителях, внимание и уход за ними.
Одной из замечательных черт мусульман является гостеприимство. Дом каждого из них открыт для гостя. Гость считается подарком Аллаха.
355663513462000Главное молитвенное здание мусульман - мечеть. Рассмотрите их.
55562527559000
Мечети и минареты - башни, с которых звучит сигнал, призывающий на молитву, украшены керамическими плитками с мозаикой, каллиграфическими изречениями расписан Коран.
4170045265303000Ковры, предметы домашнего обихода, кинжалы, посуда, украшения, оружие представляют собой произведения искусства.
118110155575000
433705-94932500
1203960-187452000
На одежде и головных уборах мусульман присутствует изысканная вышивка.
8953549530
0
234955080000 3.Сделай собственный вывод. Запиши, какие памятники духовной культуры, появились в России благодаря мусульманству. ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Закончи предложение.
Важный вклад в культуру, самосознание и процветание России внесло _____________________________.
2159022225
0
4.Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Мне понравилось, что ___________________________________________
________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Страничка для любознательных.
Рассмотри иллюстрацию учебника на стр. 72 о средневековой картине мира мусульман.
2. (По желанию) Прочти исламские термины и узнай их толкование.
Мулла, имам, хафиз, намаз, шахада, пятничная молитва.
Урок 22. «История религий в России. Иудаизм. Буддизм».
3683046990
0
228604191000 Прочитай текст и выясни, что общего есть в моральных правилах иудеев и буддистов и представителей других религий в России.
История иудаизма в России.
1. Иудаизм - самая древняя религия в единого Бога, вера одного народа – евреев. Возникла в первом тысячелетии до н. э. в Палестине. Иудеи верят в единого Бога-творца и властелина Вселенной, в бессмертие души, в загробную жизнь, в грядущий приход Мессии (Спасителя). Они считают, что еврейский народ избран Богом, что бы передать человечеству божественное откровение.
В 70-х г. н.э. евреи подняли восстание против власти Рима. После этого они покинули родину и расселились по разным странам.
2432054000500348996011493500
449135529845000
Авраам духовный предок, первый из трёх Библейских патриархов, живших после всемирного потопа,
родоначальник всего еврейского народа - согласно книге Бытия.
37077651587500У иудеев официально храма нет. Синагога в иудаизме храмом не является - это домом собраний.
33566103175000 Символы Иудаизма –
464248525908000
У иудеев нет священников. Раввин в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.
376618521399500Торой у иудеев называют священную книгу
48329852794000- Кни́ги Моисе́евы, причем как сам текст,
так и печатные или рукописные экземпляры свитки.
448056023177500Самое яркое проявление религиозных верований – это праздники.
Рош Гашана – Новый год.
Песах (Пасха) – освобождение еврейского народа
из египетского рабства и бегство
в Землю Обетованную.
Шавуот (Пятидесятница)
Одно из основных правил в иудаизме – совершение справедливых поступков. Тот, кто осуществляет благотворительность, поступает справедливо. Важным является понятие милосердия – сострадание, забота о другом человеке. С давних времён в иудаизме есть обычай - оставлять для нуждающихся в поле часть урожая. История буддизма в России.
2. Буддизм – одна из традиционных религий в России, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до н. э. Эта религия распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Кореи и Японии. На территории России, как основная религия, она представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Основоположником был индийский принц Гаутама, носивший почетный титул Будда («Просветленный»). В центре буддизма учение о четырех благородных истинах. Буддисты считают, что существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет представления о душе и о Боге, как о Творце.
40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:
Один из учеников спросил Будду:— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?Будда ответил:— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?Ученик сказал:— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
Путь буддиста предполагает правильную доброжелательную речь, правильное поведение, основанное на добрых делах и поступках. Буддист должен отказаться в своей жизни от насилия, торговли оружием и спиртными напитками.
Буддийский храм (пагода) Символы Буддизма - раковина, зонтик, стяг,
-819153492500 рыбы, ваза, лотос,
знак бесконечности, колесо учения.
54927512128500
-3111513779500-26035276860
0

Сделай собственный вывод, что общего есть в моральных правилах иудеев и буддистов, православных, мусульман и атеистов, т.е. у всех народностей в России. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Домашнее задание
1.Страничка для любознательных. Прочти, это интересно!
«Имена Будды»
Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.
Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Татха-гата Джина БхагаванВсе это имена одного и того же человека более известного как Будда. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:
Сиддхартха – имя, данное после рождения.
Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
Будда – «просветленный».
Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
Джина – «победитель»
Бхагаван – «торжествующий».
2. Рассмотри иллюстрации на стр. 71 и стр.73 , которые объясняют картину мира древних буддистов и иудеев.
Урок 23.«Может ли быть добро без Бога?»
3683045720
0
1752604064000 1. Рассмотри диаграмму. Все ли люди в нашей стране являются верующими?
2609854381500
-6413563500
0
127635-4953000 2. Свобода совести – это_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
60960889000-11938082550
0
850904000500 3. Словарь. Прочитай текст учебника на стр. 57 и найди значение слов
Атеисты ____________________________________________________________________
Светские правила _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
3683054610
0
Какое главное правило, помогающее совершать добрые поступки, показано на иллюстрации стр. 57. На каких моральных правилах они основаны? Обсуди с товарищем и запиши ответ: __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объяснить своими словами и запиши, как ты понимаешь смысл выражений: нравственность верующего человека ____________________________________
____________________________________________________________________религиозная мораль___________________________________________________
____________________________________________________________________религиозная этика ____________________________________________________
____________________________________________________________________светские правила морали ______________________________________________
____________________________________________________________________
4194175857250051187358001000-15240116840
0
419108509000
4. Сделай собственный вывод по теме урока:
- Так может ли быть доброта без веры в Бога? Обоснуй свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
На какой вопрос отвечает этика (выберите правильные ответы).
1. Как сделать жизнь людей лучше?
2. Как получить удовольствие от жизни?
3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
4. Как правильно жить, чтобы спасти душу?
5. Что такое «добро» и «зло»?
Урок 24. « Нравственный человек – это …?»
704859525
0
108585889000 1. Вспомни значение слов:
нравственность – это _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мораль – это _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7048510985500
-57153175
0
Прочитай рассказ В. Осеевой, ответь на вопросы.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10287020955
0
3. Рассмотри рисунки. Можно ли назвать поступки ребят нравственными. Запиши ответ. Объясни товарищу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27051021209000
3.Подберите синонимы к слову дружелюбный ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову щедрый________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову мужественный________________________________________________________________________________________________________________________________________
9906019050001714519685
0
4. Сделай вывод по теме урока, продолжив высказывание:
- Совесть напоминает человеку об обязанностях, долге ответственности и служит руководством в выборе ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Нарисуй иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Плохо».
-57154318000
381067691000411480696595
0
Урок 25. «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали».
Вспомни и запиши «Золотое правило нравственности»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1752603175001790708255
0
-590558255
0
2. Прочитай притчу и обсуди с товарищем, почему и добро и зло возвращается к нам же?
«Мальчик и зеркало» (притча)
Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Укажи, какими добродетелями обладают эти сказочные герои, или какие принципы морали они нарушают. Раскрась понравившиеся картинки.
46056551892300031375351892300014935202844800016954512255500
33966151453515001634490145288000-2286014535150
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5905559055
0
-127001079500 4.Сделай собственный вывод, продолжи высказывание высшими нравственными принципами морали я считаю _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Подбери пословицы разных народов России на любую тему:
«Общность духовных и нравственных ценностей у людей разных национальностей».
2063751587500Урок 26. Представление проектов по теме
«Каковы истоки правил морали?»
Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. (Л.Н. Толстой)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. ( Л. Толстой)
Выбери один из афоризмов представь проект или творческое задание, раскрывающий его смысл.
Урок 27. Какие правила морали особенно важны в школе.
10604521590
0
165102159000 1.Вспомни и запиши два главных на твой взгляд правила поведения в школе, которые ты запомнил с первого класса.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6540536195
0
Объясни товарищу и запиши в тетрадь, как связаны между собой понятия:
мораль и нравственность_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
долг и совесть _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
справедливость и милосердие___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
15621014922500
1092202540
0
3. Обсуди в паре одно из правил нравственного поведения человека и приведите пример из школьной ситуации, в которой оно «работает».
- Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других людей.
- Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам.
- Всегда отстаивай своё мнение, но если ты не прав, признай это.
- Правда нужна не только тебе, но и окружающим.
- Стремись жить с пользой для других и для себя.
2159012001500
-1079529210
0
4. А.П.Чехов сказал: «В человеке  должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 
2013585781685 наши правила
00 наши правила
1737360381635школа этики
00школа этики
299085369633504572044513500327660328676002990852486025002990852905125003604260369633504591054057650Не делай другому того, чего не желаешь себе.
0Не делай другому того, чего не желаешь себе.
-869953944620003680460287655000360172032962850367093525241250356616020510500029908520612100 Давайте построим школу этики для себя и других ребят,
ведь школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки. Фундаментом  ее будет золотое правило нравственности.
30480-1270
0
3492563500 5.Сделать выводы по теме урока.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Урок 28. « Правила поведения в школе».
В школе у учеников появляются новые права и обязанности.
133356985000-127074930
0
Проанализируй таблицу на с. 63 и уточни основные права и обязанности школьников.
93980-3810
0
2. Запиши права и обязанности, которыми ты будешь пользоваться:
1333525400005052060-317500На уроке
180975020891500___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На перемене
29660852203450____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В столовой
29660852413000____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
4064033020
0
39370-2984500 3. Нарисуй четыре кадра для мультфильма «Правила поведения в школе», и придумай своё название для мультика.
-15240254000 Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
Прочти стихотворение С. Маршака
Что случилось нынче в школе?Нет учительницы, что ли?Расшумелся первый классИ бушует целый час…
Напиши небольшое эссе и нарисуй иллюстрацию.
8953611557000
Урок 29.«Этикет – форма для содержания этики».
5842011430
0
38735-2095500 1. Словарь. Пользуясь словарём нашего учебника, вспомни и запиши значения слов:
мораль _____________________________________________________________
нравственность _______________________________________________________
____________________________________________________________________
этика _______________________________________________________________
-1651049530
0
Обсудите в парах, почему эти слова могут употребляться как синонимы.
-1524010668000254047625
0
Словарь. 3. Прочитай текст и запиши значение слов
- этика________________________________________________
-этикет ____________________________________________________
406409525
0
3. Ответьте правильно ли это?
В общественном транспорте причесываются. ________________
После еды оставлять ложку в тарелке. _________________
Ходить в театр в спортивном костюме______________________
Печенье и пирожки брать с подноса руками. ____________________
Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться__________
Входить в общественный транспорт, в грязной пачкающей одежде. __________
4191021336000-26035220980
0

4.Сделай собственный вывод по теме урока, закончив предложение
- При встрече с людьми, за обеденным столом, во время урока, на празднике ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поделись своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мне понравилось
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
1. Прочти притчу:
У одного старого восточного мудреца спросили: "У кого ты обучался воспитанности?” - "У невоспитанных”
Что имел в виду мудрец? Запишите свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отметьте правильный по твоему мнению ответ:
По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?
Поднять сверток и отдать женщине.
Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.
Пройти мимо.
Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. как правильно задать вопрос?
Не скажите сколько времени?
Простите, пожалуйста, который час?
Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны сказать, который час?
Эй, часы есть?
Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
Молча положить трубку.
Извиниться и уточнить номер.
Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе? Положи сейчас же!»
1333525844500Урок 30. «Слова - форма для выражения мыслей».
1. Как ты понимаешь выражение «Одежда для мыслей – это слова».
-15240139700027559052070
0
889052070
0
2. Подчеркни в тексте стихотворения вежливые слова и вспомни жизненную ситуацию, в которой они тебе помогли
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я »здравствуйте » первым скажу.
 Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово »спасибо»
Нельзя забывать говорить.
 Прощаясь, мы все »до свидания»
Друг другу всегда говорим,
»Пожалуйста»-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
 Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
3556011049000
-44457620
0
2. Зная правила этикета, реши, как ты поступишь:
Запиши выражения, которыми ты пользуешься, если на уроке ты с кем-то не согласен. ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбери слова, подходящие для примирения с одноклассником, другом:
4511040311150я дорожу нашей дружбой
00я дорожу нашей дружбой
99060309880Извини, пожалуйста
00Извини, пожалуйста
-152406159500
262318566675мне очень стыдно, извини, пожалуйста
00мне очень стыдно, извини, пожалуйста

299085273685давай мириться
00давай мириться

4509135337185прошу прощения
00прошу прощения

299085338455Больше не будем ссориться
00Больше не будем ссориться

273685011430я сожалею о сделанном00я сожалею о сделанном

71755419100010350562230
0
3. Сделай собственный вывод по теме урока, напиши, как ты теперь понимаешь выражение: «Одежда для мыслей – это слова».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
7048558864500Напиши мини-сочинение или нарисуй картинку «Правила этикета: вчера, сегодня, завтра»
1333531813500Урок 31. « Действия - форма для выражения поступков».
1. Как ты понимаешь выражение «Действия – форма для поступков».
43180257810
0
-635019621500
Вспомни и запиши «Золотое правило нравственности»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5143529210006540527305
0
32258023495
0
-2032088900000 2. Рассмотри рисунок. Как ты считаешь, кто из ребят совершает дейтсвия, противоречащие «Золотому правилу нравственности». Отметь своё место, как поступаешь ты.
465455161925
0
-279402294890003. После ссоры с другом, как им иногда бывает трудно помириться!
Вспомни свои действия в такой жизненной ситуации.
Перед тобой стишки-мирилки. Попробуй придумать свой стишок или вспомни стишок-мирилку:
3099435104140003099435237490Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
00Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
89535104140Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.
00Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.

2185035233044Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
00Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.

Попробуй придумать свой стишок или вспомни стишок-мирилку:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
85090-1270
0
3. Как ты понимаешь значение высказывания Б. Паскаля
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умение ими пользоваться»
92075101028500____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

323855715
0
4.Постарайся объяснить соседу по парте, зачем нужна форма в школе?
Вернись к теме урока. Какой вывод ты смог сделать. Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8509012446000 Домашнее задание
Реши жизненную задачу на стр.69. Обсуди с родителями.

Урок 32 «Методы нравственного самосовершенствования».
-45085167005
0
444503683000
1. Напиши, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»
46482012642850041910126746000________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Словарь. Прочти определения и напиши своё мнение:
Поступок – это намеренное действие человека.
Поступок - это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Напиши своё мнение:
- А что же такое нравственный поступок?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сравни своё мнение с мнением одноклассников.
-2540100965
0
5454655143500673105651500 3. Решаем жизненную задачу.
Поступок или проступок?
     Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие. Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...
1231906350
0
4.Обсудите в группе - это поступок или проступок девочки? Как можно исправить ситуацию?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
38989014605
0
12319014605
0
5. Вспомни этих литературных героев и их добрые поступки. Они помогут тебе выполнить следующее задание
204152520002500
382206559690002228855969000
2794010160
0
6. Соедини стрелкой и ЗАПОМНИ получившиеся правила морали:
Попробуй не захватить, а протянуть ладонь.
Не кулак показать, а поделиться.
Не спрятать, а склеить.
Не кричать, а отдать.
Не разорвать, а выслушать.
-3225165129540
0
6902455397500-31755207000Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Напиши в лучах солнышка, какие добрые поступки тебе удалось совершить в своей жизни.
-57155461000
Урок 32 «Методы нравственного самосовершенствования».
40640325755
0
27305010033000
1.Прочитайте пословицы. Как они отражают то важное, что мы изучали в этом году? Какие понятия раскрывают?
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Чтобы других учить, надо свой разум наточить.
Не для школы, а для жизни мы учимся
Больше узнаешь – сильнее станешь.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Проверь себя
Итоговый тест
1.Полное название нашей страны. Выбери правильный ответ:
а) Москва;
б) Российская Федерация;
в) Россия.
2. Дай толкование слову «отечество». Запиши ответ и объясни товарищу.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Материальный мир - это? Узнай по рисунку и подпиши название.
6248408064500372681513208000
это?___________________________ это? _________________________
12807955270500
это?_____________________________________________________
4. Высшая ценность для человека – это… Выбери правильный ответ:
а) его жизнь; б) его семья; в) его привычки.
Объясни свой выбор.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Духовный мир — это… Выбери правильный ответ:
а) знания и информация из различных источников, которые мы видим;
б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми;
в) вещи и предметы.
6. Духовный мир отражается в человеке и образует:
а) состояние души;
б) внутренний мир человека;
в) интересы человека.
7. Дай толкование слову «этикет». Запиши ответ и объясни товарищу.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Определи ценность, которая не так важна для человека. Подпиши название.
9334532639000416560032385000212280538100000 а) б) в)
9. Что мы вносим в понятие «народы России»:
а) все люди на Земле;
б) люди всех национальностей, живущих в Москве;
в) люди, живущие в России.
10. Светская этика утверждает, что одна из основ жизни человека – это…
а) уважение прав человека;
б) подчинение себе других;
в) любовь к самому себе.
11. Что является основой жизни?
а) труд;
б) любовь;
в) богатство.
42837101790700012. Соедини названия религии со священной книгой
Ислам Иудаизм Христианство
340995660400022745701841500
13. Какие заповеди необходимо соблюдать каждому человеку? Напиши своё мнение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как мы должны относиться к традициям своей Родины:
а) соблюдать все традиции;
б) уважать, гордиться и беречь;
в) кто как хочет.
15.Запиши номер задания, которое тебе показалось самым трудным __________.
4537710359410на отлично
(12 ответов и более)
00на отлично
(12 ответов и более)
Оцени себя.
704858890000
-2853690179705хорошо
(8-11 ответов)
00хорошо
(8-11 ответов)

-4238625187960надо поработать
(4-7ответов)
00надо поработать
(4-7ответов)

-566039045720не знаю
(1-3 ответа)
00не знаю
(1-3 ответа)

327088525082500
Раскрась символ настроения
Комментарий для учителя.
В тетради используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.
Формы работы учащихся на уроке
Фронтальная работа
Групповая работа
Работа в парах
Самостоятельная работа
Порядок оценивания деятельности учащихся на уроке.
439991527813000На каждом уроке учащимся предлагается заполнить лист самооценки или отметить значком «символ настроения» свою работу.
В тетради учащимся предлагается выполнять различные творческие задания, представленные в виде: стихов, мини-сочинений, эссе, рисунков, проектов, презентаций, составленных в программе Power Point, издания газет, журналов и т.д.
Возможные темы для творческих заданий: «Моя семья – моя опора», «Ценности моего рода и семьи», «Родословная», «Моя семья - моё богатство», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.
Критерии оценивания проектной работы (для учителя)
№ Критерии, показатели Баллы
1 Цели задания приняты обучающимся, конкретны. 2 Замысел работы реализован. 3 Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно) 4 Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося.5 Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала). 6 Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии. 7 Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося: а
б
в
г
д
е
ж Любознательность и активность
Эмоциональность, отзывчивость
Общение с учителем и сверстниками
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности
Владение необходимыми умениями и навыками 8 Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников. Всего баллов: Каждая из позиций оценивается по следующей шкале:
Достигнуто в высокой степени 3 балла
Достигнуто частично 2 балла
Достигнуто в малой степени1 баллов
Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов
Итог оценивания:
от 42 до 35 баллов – высокая степень формирования УУД (для учителя)
выполнил (а) на «отлично» (для ученика)
от 34 до 21 балла – базовый уровень формирования УУД (для учителя)
выполнил (а) «хорошо» (для ученика)
ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации
Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Критерии оценивания теста итогового теста:
Недостаточный (уровень) – если сделано менее 40% объема работы;
Базовый (уровень) - если сделано не менее 50% -70%объема работы;
Повышенный (уровень) - если сделано не менее 80% объема работы;
Задание 1. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 2. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД,
Проверяет умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – понимает, что означает слово, не смог объяснить;
2 – выполнил полностью правильно.
Задание 3. Познавательные УУД
Проверяет умение извлекать информацию из изображения (картины)
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 4. Познавательные. Коммуникативные УУД,
Проверяет умение фиксировать определённую информацию и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – понимает, что означает слово, не смог объяснить;
2 – выполнил полностью правильно.
Задание 5. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 6. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 7. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД,
Проверяет умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – понимает, что означает слово, не смог объяснить;
2 – выполнил полностью правильно.
Задание 8. Познавательные УУД
Проверяет умение извлекать информацию из изображения, данную в неявном виде.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 9. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 10. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 11. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 12. Познавательные УУД
Проверяет умение извлекать информацию из изображения
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 13. Познавательные. Коммуникативные УУД,
Проверяет умение фиксировать определённую информацию и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Задание 14. Познавательные УУД.
Проверяет умение фиксировать определённую информацию.
Ключ оценивания:
0 – не приступил к выполнению задания;
1 – выполнил верно.
Составитель: Булавина Ирина Германовна, учитель начальных классов, I квалификационная категория, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.