Авторская программа курса по выбору по предпрофильной подготовке«Журналистика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 городского округа Тольятти

















Программа
курса по выбору по предпрофильной подготовке



«Журналистика»




















Тольятти
2009 г.





Пояснительная записка к программе курса «Журналистика»
Предлагаемый курс разработан для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки. Миссия программы заключается в приобщении уч-ся к разнообразному миру социальной профсферы. Содержание курса позволяет получить базовое (первичное) представление более чем по 10 специальностям, должностям СМИ. Специфика программы заключается в максимально возможной ориентации на совместную практическую деятельность учащихся в малых группах и непрерывную обратную связь (рефлексию собственной деятельности учащихся). Содержание теоретического материала, итоговая диагностика, деловая игра «Создание газеты» направлены на обеспечение мотивации первичных профессиональных проб и формирование познавательного интереса к социальной сфере (журналистике).

Цели курса:
Формирование у учащихся собственного обоснованного мнения по первоначальному самоопределению в социальной профсфере (журналистике).
Задачи курса:
- способствовать формированию и развитию у девятиклассников способности к
первичному осознанному самоопределению (выбору профиля обучения, профессиональной
сферы);
- сформировать у учащихся начальное представление о социальной профсфере (журналистике);
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.
Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения
Курс позволяет учащимся 9 классов получить первичное представление о журналистике, как сфере профессиональной деятельности. Важнейшими формами организации образовательной среды курса являются деловые игры и работа в малых группах. Оптимальное количество учащихся – от 15 до 30 человек. Курс носит ориентировочный характер. Курс рассчитан на два 6-часовых дня учебных занятий. Всего на реализацию курса отведено 12 академических часов. Более 60% учебного времени выделено на практическую деятельность оптантов.
Материальные ресурсы, необходимые для освоения курса
-помещение, площадью до 60 м 2 (учебный кабинет);
-3 персональных компьютера;
-1 лазерный принтер;
-1 копир;
-1медиа-проектор (интерактивная доска);
-1 экран;
-видеокамера и (или) цифровой фотоаппарат;
-микрофон;
-ученические столы и стулья (каждой игровой команде – 1 стол и 3-4 стула);
-офисная бумага для копира;
-вырезки из газет (работы различных жанров);
-фотографии интересных событий;
-информационные карты. Содержательная часть программы курса «Журналистика»
Учебно-тематический план курса «Журналистика»

Тема, разделы
Количество часов
Деятельность педагога
Практическая деятельность участников курса



Всего
В том числе на практическую деятельность учащегося



Первый курсовой день

1.


Журналистика как сфера профессиональной деятельности. Общие ориентиры
1
0,30
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики и литературные жанры» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»


2.
Структура газеты
2
1
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Мини-проект «Жанры»:
1 задание – вспомнить за 10 минут жанры ;
2 задание – дать толкование жанру, привести пример.
Защита (конкурс) проектов.

3.
Интервью и репортаж
1
1
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Мини-проект «Напиши интервью или репортаж».
Задание: придумать ситуацию, обыграть её, написать репортаж или интервью.

4.
Профессиональное образование
1
0,50
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов. Беседа о профессиональных рисках.
Работа в малых группах. Мини-проект «Резюме PR-журналиста, журналиста-аналитика, фотожурналиста (на выбор)».
Защита (конкурс) проектов

5.
Востребованность журналистов на рынке труда
1
0,20
Презентация, беседа, подведение итогов дня.
Первичное распределение по игровым командам.

Второй курсовой день. Выпуск и защита газет командами.

Игра «Создание газеты»

6.

1 период. Организационный этап
1
0,50
Организация работы в группах, беседа, презентация.
Распределение ролей-профессий в издательстве, выбор названия, основной направленности издания

7.
2 период
1
1
Игровая деятельность

8.
3 период
1
1
Игровая деятельность

9.
4 период
1
1
Игровая деятельность

10.
5 период
1
1
Игровая деятельность

11.
Подведение итогов игры и курса
0,5
0,30
Создание ситуации успеха
Общение

12.
Итоговая рефлексия
0,50
0,20
Итоговое анкетирование участников курса

Итого:
12
8
-
-

%
100%
66,67%
-
-


Содержание программы курса «Журналистика»

1.Журналистика как сфера профессиональной деятельности(1 час)
Основные понятия по теории журналистики. Общее в профессиональной деятельности специалистов СМИ. Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики от литературных жанров» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»
2.Общие понятия о газете. (2 часа)
Композиция газеты, тематические рубрики, жанры.
3.Подготовка и проведение интервью, репортажа. (1 час)
Характерные особенности интервью, репортажа. Языковой, стилистический, жанровый анализ образцов репортажа, интервью. Самостоятельное создание репортажа или интервью
4.Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Построение карьеры (1 час)
Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Опыт наиболее успешных представителей СМИ. История профессионального успеха.
5.Востребованность журналистов на рынке труда в РФ, Самарской области. Смежные профессии (1 час)
Рынок труда и журналистика. Основные и смежные профессии. Первичное распределение по игровым командам.

6. Игра «Создание газеты» (6 часов).
Профессии СМИ. Выбор ярких, ёмких заголовков.