Рабочая программа факультатива Превращения органических веществ

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области ГБПОУ ВО «Хреновская школа наездников»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя химии
Ступина Сергея Викторовича
(первая квалификационная категория)

по факультативному курсу
«Превращения
органических веществ»



















2015 - 2016
учебный год
Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на студентов 2 курса, которым предстоит сдавать экзамен. В ней предусмотрено более глубокое рассмотрение химических реакций в органической химии. Особое внимание уделено цепочкам превращений органических веществ, что позволяет учащимся более полно понять генетическую взаимосвязь и различия в химическом поведении всех классов рассматриваемых соединений. Предполагается рассмотрение механизмов некоторых реакций, что дает учащимся возможность более глубоко понять их сущность и причины их протекания. В данном факультативном курсе особый акцент делается на сравнение химического поведения и активности различных классов органических веществ.
Все это позволяет создать более глубокое и целостное представление об органической химии, дополняет и расширяет знания студентов, полученные в основном курсе органической химии.
Количество часов по учебному плану:
всего - 34 часа;
Из них:
плановых контрольных работ – 3;
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах органической химии, необходимых для понимания органического мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, химические реакции, ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувство ответственности за применение полученных знаний и умений;






Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение факультативного курса даёт возможность студентам достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение развернуто обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства;
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность:
4) осуществлять самостоятельный поиск химической информации и критически ее оценивать;
5) формировать экологически грамотное поведение в окружающей среде

в межпредметном направлении:
1) понимать общую природу явлений и процессов в окружающем мире;
2) объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве;
3) осознавать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: экологические, энергетические и сырьевые;
4) использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа

в предметном направлении:
1) овладеть умением характеризовать вещества, материалы и химические реакции;
2) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
3) объяснять зависимость свойств химического элемента и образованного им вещества от положения в ПС;
4) распознавать и идентифицировать важнейшие вещества и материалы;
5) объяснять природу и способы образования химических связей, зависимость скорости химических реакций от различных факторов;








Содержание курса
Общая характеристика реакционной способности органических веществ. (3 ч.). Общая характеристика органических реакций. Реакционная способность органических соединений и взаимное влияние атомов в молекулах. Единство органической и неорганической химии. Взаимное превращение органических и неорганических веществ. Реакции полимеризации углеводородов с кратными связями
Химические превращения углеводородов.(9 ч.). Предельные углеводороды как исходное сырье для промышленности. Углеводороды с двойной связью. Химические превращения углеводородов с тройной связью. Особенности химических реакций алициклических углеводородов. Химия ароматических углеводородов. Реакции, позволяющие изменять длину углеродной цепи.
Химические превращения кислородсодержащих органических соединений.(12 ч.) Химические превращения алифатических соединений, содержащих гидроксильную группу. Кислотные свойства гидроксильных соединений. Химические превращения ароматических соединений, содержащих гидроксильную группу. Химия карбонильных соединений. Химические особенности и реакционная способность соединений, содержащих карбоксильные группы. Кислотные свойства карбоксильных соединений. Химическая природа и особенности реакционной способности сложных эфиров. Синтетические моющие средства
Химические превращения азотсодержащих органических соединений. (5 ч.). Химическое поведение алифатических аминов. Химические превращения ароматических аминов. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Особенности химического поведения пептидов и белков. Химические превращения азотсодержащих гетероциклических соединений
Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ.(4 ч.). Методы расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ. Качественные реакции в органической химии.












Календарно-тематическое планирование


п/п
Дата
Тема
Вид и тип занятия

Оборудование
Открытые уроки
Приме-
чание
(повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи)





Наглядные пособия, ЦОР
ТСО, средства Интернет



Общая характеристика реакционной способности органических веществ (3 часа)

1

Общая характеристика органических реакций
лекция
ПСХЭ

ПК, проектор



2

Реакционная способность органических соединений и взаимное влияние атомов в молекулах.
лекция
таблицы., ПСХЭ.
ПК, проектор



3

Единство органической и неорганической химии.
комбинированный урок.
Демонстрационные эксперименты




Химические превращения углеводородов (9 часов)

4

Предельные углеводороды как сырье для промышленности.
комбинированный урок
ПСХЭ. Таблицы
ПК, проектор,



5

Углеводороды с двойной связью
комбинированный урок
ПСХЭ.
Демонстрационный эксперимент.
ПК, проектор



6

Реакции полимеризации
комбинированный урок
ПСХЭ.

ПК, проектор



7

Химические свойства углеводородов с тройной связью
комбинированный урок
ПСХЭ

ПК



8

Особенности химических реакций алициклических углеводородов
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор,



9

Химия аренов
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



10

Реакции, позволяющие изменять длину углеродной цепи
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



11

Обобщение материала по углеводородам.
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



12

Контрольная работа по теме «Химические превращения углеводородов»
урок контроля знаний
дидактические материалы




Химические превращения кислородсодержащих органических соединений
(12 часов)

13

Химические превращения алифатических соединений, содержащих гидроксильную группу
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор,



14

Кислотные свойства гидроксильных соединений
исследование





15

Химические превращения ароматических соединений, содержащих гидроксильную группу
лекция
ПСХЭ.
ПК, проектор



16

Химия карбонильных соединений
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор,



17

Химические особенности соединений, содержащих карбоксильные группы
комбинированный урок.
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



18

Кислотные свойства карбоксильных соединений
комбинированный урок.
ПСХЭ. таблицы




19

Химическая природа и свойства сложных эфиров.
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



20

Синтетические моющие средства
практическая работа
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



21

Углеводы как гетерофункциональные соединения.
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



22

Природные источники углеводов и качественные реакции для их определения
семинар
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



23

Обобщение материала по кислородсодержащим органическим соединениям.
обобщающий урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



24

Контрольная работа по теме «Химические превращения кислородсодержащих органических соединений»
урок контроля знаний





Химические превращения азотсодержащих органических соединений (5 часов)

25

Химическое поведение алифатических аминов
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор,



26

Химические превращения ароматических аминов
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



27

Аминокислоты как амфотерные органические соединения
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



28

Особенности химических реакций белков
исследование
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



29

Химические превращения азотсодержащих гетероциклических соединений
комбинированный урок
таблицы
ПК, проектор



Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ.(4 часа)

30

Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ
урок применения знаний и умений.
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор



31

Методы расстановки коэффициентов в ОВР с участием органических веществ
эврика
презентация «ОВР в органической химии».
ПК, проектор,



32

Качественные реакции в органической химии.
комбинированный урок
ПСХЭ. таблицы
ПК, проектор,



33

Контрольная работа по всему курсу
Контроль знаний





34

Резервное время







Итого: проверочных работ (к/р, зачёты) – 3


















Учебно-методическое и техническое обеспечение курса

Литература для обучающихся

1. Органическая химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Кравцова.- М. «Просвещение», 2014 г.
2. Репетитор по химии. Под ред. А.С. Егорова. – Ростов- на- Дону, Из-во «Феникс», 2014.
3. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. В 2 томах. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. – М., «Экзамен», 2000 – 2010.
Химия. 11 класс. Профильный уровень. О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., «Дрофа», 2008 – 2010.
4. Органическая химия. Упражнения и задачи. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая – СПб., изд-во А. Кардакова, 2004.

Литература для преподавателя
1. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. В 2 томах. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. – М., «Экзамен», 2000 – 2010.
2. Органическая химия. Упражнения и задачи. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая – СПб., изд-во А. Кардакова, 2004.
3. Неорганическая химия. Упражнения и задачи. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая – СПб., изд-во А. Кардакова, 2004.


Информационно-коммуникационные средства

1. Электронное учебное издание «Химия. 10 класс», ООО «Дрофа», 2011г.
2. Мультимедийное учебное издание «Химия 10 класс», ООО «Дрофа», 2012г.



Интернет-ресурсы

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. www.internet-school.ru


Технические средства
1. Компьютер
2. Медиапроектор
3. Экран
4. Колонки

Заголовок 115