Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова Иван.


У войны не детское лицо
Урок по повести В. Богомолова «Иван»
Вид урока: урок внеклассного чтения
Тип урока: беседа
Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся (рисунки, сообщения), книги о войне; семейные реликвии времён войны (фотографии, письма и др.); песни о войне.
Цели урока:
познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
напомнить детям, какой ценой завоевана победа в Великой Отечественной войне;
подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец»;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
Опережающее задание:
прочитать текст;
поработать над иллюстрациями
«узнать» военные истории своей семьи.
индивидуальное задание трем ученикам: проанализировать отношение к Ивану взрослых : Холина, Катасоныча, Гальцева- и подготовиться к устному сообщению.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Какой была Великая Отечественная война? Какова цена нашей победы? Почему мы вообще сумели одержать ее в той испепеляющей все живое войне?
(1.Подготовленный ученик читает стихотворение «Маленький солдат» Роберта Рождественского
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969.
2. Звучит песня «За того парня2 в исполнении Л. Лещенко)
III. Работа по теме.
Слово учителя.
-Итак, обратимся к страницам повести. (Презентация на тему «В. Богомолов», выполненная группой учеников)
- Поделитесь своими впечатлениями о книге.
- Поговорим о главном герое – Иване. Что можно сказать о нем, исходя из первого эпизода? (Чтение эпизода)
- Что сделало его таким? Поразмышляем вместе.
-Почему взрослым неловко, не по себе при Иване?
- Почему ему говорят мало ласковых слов
-И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену?
IV. Обобщение
- Как относятся к Ивану взрослые? (мини- сообщения подготовленных учеников- развитие монологической речи)
- Повесть построена так, что мы видим Ивана глазами Гальцева. Что хочет сказать молодой лейтенант об этом ребёнке?
- А теперь расскажите , ребята, какие сведения добывает Иван в тылу врага. Как он это делает?
- В чем тяжесть положения мальчика, когда он находится во вражеском тылу?
- И, понимая всю тяжесть опасностей, подстерегающих ребенка, взрослые все-таки посылают его в разведку. Почему?
- Мальчишка…Ребенок…Но почему у него такое строгое, взрослое имя- Иван. И повесть называется не «Ванюшка» , не «Ваня», а «Иван» ( подготовленный ученик читает стихотворение «Мальчики»
Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами... Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести... Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики – стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты – Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа.
(И. Карпов))
- А теперь обратимся к последним страницам книги. Давайте прочитаем главу 9 со слов: «Берлин капитулировал второго мая…» и до конца.
- Давайте поразмышляем над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив? Как бы сложилась его судьба? Разумеется, вы должны исходить в своих предположениях из того, что вы узнали об Иване из повести- о его характере, подвиге, судьбе.
V. Домашнее задание.
Ребята, мы заканчиваем наш урок. Домашним задание сегодня будут рекомендации ваших товарищей. (Ученики советуют прочитать книги о В.О. войне и дают аннотацию выбранного ими произведения).
VI. Подведение итогов.
- Итак, последний вопрос на сегодня Почему же наша страна победила в Великой Отечественной войне?
- Ребята, во многих семьях до сих пор ничего не знают о своих не вернувшихся с войны родственниках, не все знают, где, как и когда воевали их близкие. На сегодняшний день у нас есть о возможность узнать о подвиге ваших прадедов на сайте «Подвиг Народа».
(Урок заканчивается песней «Журавли», презентация учащихся)