Урок внеклассного чтения по повести В.Богомолова Иван (6 класс).


Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Тема: Урок памяти по повести Владимира Осиповича Богомолова
«ИВАН»(1957г.)
Цели урока:
Дать представление о личности, творчестве и военной судьбе писателя;
Совершенствовать навыки техники чтения по ролям, развивать навыки связной монологической речи;
Способствовать формированию нравственных качеств личности: патриотизма, человеколюбия, неприятия войны, насилия.
Оборудование: портрет писателя, эпиграфы, выставка его книг, военные фотографии
из журналов.
Музыка: Б. Окуджава «До свидания, мальчики».
Эпиграфы: «Ах, если б не было войны…
Земля была полна бы цветом,
И мир искрился ярким светом,
И не были убиты где-то
Те дети, что родились до войны.
Ах, если б не было войны…»
Н. Трегубов «Мы помним, значит живем».
«Беспамятство – оно страшнее боли.
Ведь именно память делает нас людьми».
В. Шефнер
Ход урока:
I. Звучит музыка: Б. Окуджава «До свидания, мальчики».
Ученик: «Ах, если б не было войны…
Земля была полна бы цветом,
И мир искрился ярким светом,
И не были убиты где-то
Те дети, что родились до войны.
Ах, если б не было войны…»
Н. ТрегубовУчитель: Война! Она несет горе, одиночество, потерю близких, смерть.
Но особенно она не совместима со словом «детство».
II.Биография писателя В. Богомолова.Учитель: Писатель Владимир Осипович Богомолов из того поколения, которое
рано повзрослело. Родился он в 1926 году в подмосковной деревеньке
Кирилловка, рано переехал в Москву, жил без отца. В 15 лет пошел воевать,
стал воспитанником полка, а в октябре 1941 года уже принимал участие в
боевых действиях против фашистов.
Портрет.
Он был рослым, крепким. На этой фотографии ему всего 17 лет, а он в ту пору,
летом 1943 года, получил первое офицерское звание. Военная служба стала для
В. Богомолова не столько профессией, сколько судьбой, которую он сам выбрал в те дни, когда Родина была в опасности. С армией Богомолов прошел Украину, Белоруссию, Польшу, Германию. А после войны взялся за перо. И его первым произведением была повесть «Иван», написанная в 1957г.
III. Инсценировка.
Ученик: Великая Отечественная война! Землянка лейтенанта Гальцева, в которой происходит наше знакомство с Иваном. (Инсценирование 1 и 2 части сжато)
IV. Беседа о прочитанном.
- Что Вы узнали об Иване после первого знакомства?
(портреты, деталь - глаза!)
- Почему Иван имел право разговаривать с людьми старше его по возрасту
требовательно и на равных?
- Каким сделала Ивана война?
(Взрослым, серьезным, ответственным, ожесточенным, беспощадным, мстительным, решительным, настойчивым, мужественным, деловым).
- Почему именно таким? На кого он старается быть похожим?
(На разведчиков Холина и Катасонова. Разведчики храбры, смекалисты, находятся
на особом положении в армии, хорошие конспираторы, скрытны).
- Что вы узнали о жизни Ивана? (Пересказ гл.4)
- Что заставляет Ивана выполнять такие задания, которые не под силу даже взрослому
человеку? (Месть за погибших родных).
- Чем наполнила сердце Ивана война? (Ненавистью к фашистским захватчикам;
чтение эпизода, который подтверждает это).
- Но все же он остается ребенком. Найдите эпизоды, в которых детство берет верх над
войной. (Пересказ эпизодов «Иван пишет донесение», «Иван играет в войну, играет с ножом», просит у Гальцева нож –у него их много -почему?, обижается,
что Катасонов с ним не попрощался).
- Как к Ивану относятся разведчики? (Любят его, чувствуют неловкость, свою вину перед ним, за то, что ребенок ходит в разведку на сложные задания; вся повесть
проникнута чувством вины взрослых перед Иваном).
- Какой эпизод вы считаете самым страшным в повести? (Выразительное чтение по ролям эпизода «В разведку» и его анализ).
Вывод: Иван – человек редкой духовной силы. Ему свойственна гордая независимость. Тяжело ему попрошайничать, хотя по заданию он сирота - побирушка. Ему трудно притворяться. Война зажигает в нем огонь силы, независимости, мести.
- Откуда мы узнаем о гибели Ивана? (Из документов Гестапо; чтение документа).
- Как характеризуется в этом документе личность подростка? О чем это
свидетельствует?
- Почему гибель Ивана неизбежна? (Воином и Гражданином предстает перед нами Иван Буслов. Но у него нет желания учиться, жить. У него есть только желание мстить. Невозможно жить с ненавистью в сердце. Война убивает душу ребенка).Учитель: Ах, если б не было войны… Не было бы… И на земле царили бы мир,
радость, спокойствие, добро, а значит – жизнь. Но ее отняла война.
V. Чтение стихотворения А. Вертинского «Реквием»:
Не забывается тот урок, Грунт под ногами твердый.
Не зарастают прогалы… Они не ходят, не мнут травы
Дети, вы выучили урок? Каждый четвертый.
Дети, вы проспрягали? Любим мы, любите вы.
Я иду, ты идешь, Сколько вокруг листвы, синевы,-
А он не идет – он мертвый. Хоть сердце настежь развертывай.
Я пою, ты поешь, О, если бы был еще в живых
Молчит каждый четвертый. Каждый четвертый.
Мы идем, идете вы, О, если бы был еще в живых…
Но его нет, жизнь его унесла война!
Учитель: «Мы помним, значит, мы живем».
«Беспамятство – оно страшнее боли.
Ведь именно память делает нас людьми».
В. ШефнерVI. Домашнее задание:
Сочинение на тему: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Учитель литературы
МБОУ РСОШ
Ищенко О.Н.