Разработка занятия на тему: «Изображение ветки цветущей сакуры» (7-8 классы).


МОУ «Дульдургинская СОШ №2»,
Разработка занятия на тему:
«Изображение ветки цветущей сакуры»
(в изостудии «Синий квадрат», 7-8-ые классы).
Чимитцыренова Цэмэнжа Цыдендоржиевна,
учитель изобразительного искусства.
Тип занятия: Освоение ямато-э нового материала
Технология обучения: проблемная
Формы работы: индивидуальная, работа в группах
Цель занятия: создать живописный образ сакуры через основу изобразительной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
1. Обучающая: овладеть навыками художественной техники живописи ямато-э с использованием различных материалов по выбору (акварель, тушь, кисть). Изучить принципы рисования сакуры в технике ямато-э.
2. Развивающая: развивать коммуникативные качества личности в групповой работе, творческую, познавательную активность и мелкую моторику руки.
3. Воспитывающая: формирование целостного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, и уважительное отношение к культуре других народов мира, учить взаимопомощи и взаимоконтролю.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК.
Учебно-практическое оборудование: мольберты, бумага А3, тушь, акварель, кисти, ёмкости для воды, несколько листов белой бумаги, ткань, сигнальные карточки.
Наглядный материал: репродукции художников японской живописи.
Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности техники ямато-э и происхождение образа сакуры в художественной культуре Японии; получают навыки работы в технике ямато-э с использованием различного художественного материала.
Ход занятия
I. Вводно-мотивационный этап:
1.Организационный момент.
- Приветствие.
2.Мотивация учебной деятельности.
Экспозиция произведений живописи японских художников периода хэйан.
Учитель: В какой стране большой любовью пользуются цветы-деревья?
Учащиеся: В Японии.
Учитель: Как называются цветы?
Учащиеся: Цветы сакуры (вишни).
Учитель: Известный японский поэт Басё в стихосложении хокку о вишне (чтение стиха на фоне сакуры):
Минула весенняя ночь.Белый рассвет обернулсяМорем вишен в цвету(эпиграф занятия)
Учитель: В мире существуют огромное множество изумительных цветов: роза, орхидея, лотос, хризантема и т.д. Почему же в Японии боготворят вишню? Любуются ими, устраивают праздники, посвящают им стихи, пишут живописные полотна.
Учащиеся пытаются приводить свои предположения.
3. Формулирование темы занятия.
Учитель: О чём мы сегодня поговорим, что мы будем делать?
(Дети формулируют тему «Изображение ветки цветущей сакуры»)
4. Постановка и формулировка учебной задачи.
Учитель: Итак, мы сегодня на занятии создадим живописную композицию сакуры в художественной технике ямато-э.
II. Операционно-содержательный этап:
Учитель: Нам нужно найти ответ на вопрос: почему же в Японии боготворят вишню?
Учащиеся работают с текстом (выделяют нужные факты).
Текст из статьи русского искусствоведа Виктора Дружинина:
«На самом деле художественная культура Японии отличается многогранностью, экзотичностью, умению уделять внимание мельчайшим деталям и не просто воспевать в произведениях красоту природы, но и возводить это в культ.
Большой любовью пользуются в Японии цветы-деревья. Здесь, прежде всего надо назвать знаменитую японскую вишню-сакуру, воспетую в произведениях японских художников и поэтов. Цветы сакуры появляются на голых ветвях ранней весной, но мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.
Весной в Японии проходит Ханами- пати - праздничный фестиваль любования цветением сакуры».
Выступление учащихся.
Учитель: Перед вами изображение вишни, выполненные в разной технике. Определите, какой рисунок выполнен в технике ямато-э?
Учащиеся сопоставляют изображения и рассказывают, какую роль играет цвет в использовании художественного материала, находят общее и различное. Отвечая на вопросы: Какой рисунок вам больше понравился и почему? Каким цветом рисуем середину цветка? А каким лепестки? Какой цвет используем при рисовании ветки? Обратите внимание на то, что ветка может быть с листьями и без них. Как вы думаете, с чем это связано?
Учащиеся определяют 1 рисунок в технике ямато-э.
Учитель: Выполните творческое задание (по группам):
Дети выбирают рабочую группу в соответствии со своими интересами.
Группа живописцев. Исследовать возможности живописи, получать плавное растяжение цвета тушью и цветовой палитры.
Группа акварелистов. Исследовать возможности акварели, получать плавное растяжение цвета акварелью и цветовой палитры. Выполнение на мольберте.
Группа экспериментаторов. Изобразить сакуру в технике монотипии через оттиск на ткани.
Дети выполняют в согласии этапам изображения в технике ямато-э.
Этапы рисования:
намечаем зоны, где будут цветы острым концом кисточки;
наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка. Наши цветы готовы;
начинаем рисовать ветку. Сначала проводим плоской стороной кисти фон ветки;
затем оттеняем краской на тон темнее шероховатости коры вишни слегка подрагивающей рукой (здесь полезно напомнить детям о том, как получить этот тон карандашом или ручкой);
на нашем волшебном экране получился вот такой рисунок. В дальнейшем, когда рисунок высохнет, вы можете придать ему еще большую привлекательность, раскрасив фон с одной стороны розоватым оттенком, а с другой голубоватым.
Выставка творческих работ.
Учитель: Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы, читают короткие стихотворения в классическом жанре хокку (эпиграф к творческим работам).

Учащиеся обсуждают творческие работы одноклассников, и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
III. Рефлексивно-оценочный этап:
Учитель: Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшнее занятие? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание:
Выполнить декоративную роспись с изобразительным мотивом сакуры.
Сочинить стихосложение хокку о цветущей сакуре.
Составить гербарию в технике аппликации (ткань, нить, лента).
Создать композицию сакуры на ткани разной фактуры.