Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.

Конспект открытого урока. 4 класс.
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.
Цели:
Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с образом художественной культуры Японии.
Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.
Вызвать интерес учащихся к японской поэзии, помочь открыть красоту и художественное видение природы Японии.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
- учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
- познакомить с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа.
2. Развивающие:
- развивать эстетический вкус учащихся;
- развивать художественное видение окружающего мира;
- развивать литературную речь учащихся.
3.Воспитательные:
- воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
- формировать умение работать в группах.

УУД.
Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «танка», «хокку», «Алла прима».
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.
Тип урока: интегрированный (изобразительное искусство, литература, окружающий мир).
Форма урока: ролевая игра.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация,
«Вишня» - японская народная песня.
Фото репродукций гравюр: « Фудзи на закате», « Волна»
Ки-но Цураюки. Мацуо Басё. Лирические стихотворения.
Вадим Вознесенский. Сакура (из сборника поэзии).
Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.
Используемые технологии:
информационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный;
словесный;
самоорганизация;
рефлексия.
Ход урока
Основные этапы урока
1. Оргмомент (1-2 мин.)
Звучит японская музыка. Входят учителя (учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства) в японских костюмах (кимоно). Приветствуют детей «по-японски» и предлагают им занять свои места.
Учитель (начальных классов):  Ребята, сегодня мы вас приглашаем в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна? Ученик: Япония Учитель (начальных классов):  Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я  предлагаю  Вам  поработать с карточками – заданиями.
2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа  в группах, 6 мин.).
Текст карточек (на карточках  фото о Японии):
1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5.  В Японии популярны  бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис,  рыба,  особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
Вопросы:
1. Почему Японию называют страной восходящего солнца? 2. Что отличает Японию от других стран? 3. Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель:  Я рада, что вы справились с заданием.
3.Основной этап урока (12 мин).
Учитель (начальных классов):   Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).
Слайд презентации.

Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно
Слайды презентации.

Учитель (начальных классов): В японском  характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.  Веками японцы воспевают красоту цветущей сакуры  японской вишни. Нежные лепестки вишни (сакуры) полюбились настолько, что заняли особое место в культуре этого народа. Для японцев цвет и форма цветков вишни (сакуры)  стали символом чистоты и искренности. В некоторых случаях японское слово «цветок» указывает именно на сакуру. На протяжении тысячелетий японцы любуются этими прелестными цветками. Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии, с темой цветения сакуры в ней органически сплетены мотивы интимных чувств, любовная лирика. С большой силой выразительности переданы настроения глубокой влюбленности поэтов в чарующую своей неповторимостью картину не только цветения, но и увядания цветов сакуры.
Народ любит и охотно создает короткие песни сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие танка и трехстишие хокку.
Истоки танка  в народных преданиях и устной поэзии эпохи родового строя. В настоящее время танка культивируется как основная форма японской национальной поэзии.
Ученица:
Туман весенний, для чего ты скрыл Те вишни, что окончили цветенье На склонах гор Не блеск нам только мил, - И увяданья миг достоин восхищенья !
Ки-но Цураюки
Хокку лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Ученица:
Вишни в полном цвету! А рассвет такой, как всегда, Там, над дальней горой
Мацуо Басё (1644-1694)
Учитель (начальных классов): Природу Японии воспевали в своих произведениях не только японские поэты, но и поэты других стран. Послушайте стихотворение русского поэта Вадима Вознесенского.
Ученик:
Почище снега, проблеском весны, чуть розовато-белым расцветая. Под небом сакура, далекой стороны, цветет рассветы первые встречая. Страна Востока - дивная страна, Такое чудо вырастить сумела. Ты - сакура, совсем еще юна, А покорить меня уже успела. Так хочется к себе тебя прижать, И пусть,как снег,цвет розовым осыплет иль просто мне у ног твоих лежать, Пусть даже холод лютый кожу щиплет. Но если заглянуть в твои глаза, Там лучезарным светом все сияет. Тепло в них отражают небеса, А от тепла весь холод снегом тает. Ах сакура, влюбился я в тебя, Твой цвет - под восходящим солнцем пенье. Пожалуйста, любимая моя, будь музой и дари мне вдохновенье...
Учитель (изобразительного искусства): Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».
Самым знаменитым художником Японии является – Хокусай. Вы видите репродукции его гравюр : « Фудзи на закате», « Волна» ( фото на Слайдах презентации).

4.Практическая работа ( 15 мин).
Учитель (изобразительного искусства): Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.
- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.
5.Физкультминутка (1 мин)
- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?
         - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
              «Цветы сакуры»
            Наши нежные цветки
            Распускают лепестки.
            Ветерок чуть дышит,
            Лепестки колышет.
            Нашей сакуры цветки
            Закрывают лепестки,
            Тихо засыпают,
            Головой качают
Учитель (изобразительного искусства):
Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка...Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.
А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.
Этапы рисования:
набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;
следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка
черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.
наши цветы готовы.
6.Обобщение пройденного материала.(1-2 мин)
Учитель (начальных классов)
-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?
Учитель (изобразительного искусства):
- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
Учитель (начальных классов)
-Какое дерево является символом Японии?
Учитель (изобразительного искусства):
- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?
-В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?
7. Выставка работ.( 3 мин)
Учитель (изобразительного искусства):
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы.
8. Объяснение домашнего задания ( 1 мин).
Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин).
Учитель (начальных классов)
-Ребята, вам понравился наш урок?
Нам было приятно с вами работать. Мы хотим, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.
Выставление оценок за урок.
-До свидания.





Объект 7Рисунок 4Объект 315