Литературный час Маленькие герои большой войны по книге В.Катаева Сын полка





«Маленькие герои большой войны». Литературный час по книге В.Катаева
«Сын полка»



Литературный час для учащихся 6-х классов провела Гусева Лидия Валентиновна - учитель русского языка и литературы средней школы № 3 г.Павлова Нижегородской области

Оформление: книжная выставка по творчеству В.Катаева; на доске детские рисунки к повести В.Катаева «Сын полка».

Цели:
общая – подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми;
частная – формировать умение собирать материал для характеристики героя.

Воспитательные задачи:
формирование гражданско-патриотических качеств учащихся, гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне;
воспитание любви к своей Родине и ненависти ко всему ,что несет фашизм, война.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней. В те годы вся страна была в тревоге. Но больше всего досталось детям. Слабые, беззащитные, они встали вровень со взрослыми. Мальчишки и девчонки принимали участие в сражениях, воевали в партизанских отрядах, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.
Маленькие герои большой войны. Их именами названы улицы и корабли, о них сложены песни, написаны книги.
Одной из таких книг является повесть В.Катаева «Сын полка». Сегодня мы с вами прикоснемся к страницам этого удивительного произведения, познакомимся с биографией автора. (В.П.Катаеву исполнилось в этом году 111 лет).

Сообщения подготовленных учеников по материалам биографии писателя














Главные герои книги – гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко - оказываются в водовороте революционных событий 1905 года, вместе со взрослыми переживают серьезность происходящих процессов. Повесть вошла в тетралогию «Волны черного моря» (повесть «Хуторок в степи», романы «Зимний вечер», «Катакомбы»).

Учащийся (2):
Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда применялись как оружие массового поражения.
В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию – псевдоним – он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь и не спутаешь: ведь вместе с Ильей Ильфом он написал знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Учащийся (3):
Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность Самая известная из них – повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

Учитель:
- Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Учащийся (4):
Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это – явление». Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, все делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости.

Учащийся (5):
Из воспоминаний участника войны, служившего во 2-ом кавалерийском корпусе, которым командовал Лев Михайлович Доватор (после его гибели на это место назначили Иссу Александровича Плиева).
«Не раз бывали у нас и писатели. Валентин Петрович Катаев много раз встречался с казаками, беседовал с ними, записывал их рассказы о боях. У нас в корпусе он собрал материал для своей прекрасной повести «Сын полка». Прообразом её юного героя Вани Солнцева послужил наш Борька – воспитанник начальника штаба корпуса Алексея Ивановича Радзиевского. Родителей Борьки убили фашисты. Многими чертами характера этого паренька Катаев наделил героя своей повести.


Учитель:
- Что означают слова прообраз, прототип.

Знания на уроке: понятие о прообразе и прототипе.

Словарная работа:
Прототип – первоначальный образец, прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа, героя. (Из словаря русского языка Ожегова С.И.).
Прообраз или прототип – существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им художественного, обобщенного образа. (Из словаря литературоведческих терминов).

Учитель:
О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева рассказали журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» (2006, № 8 от 22 февраля) и собственный корреспондент «Труда» Марина Корец.
Есть эти истории и в Интернете: http:/www.aif.ru/online/aif/ 1321/47_01/
Чисто одесский сайт!!!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].




Учитель:
- А теперь давайте посмотрим, ребята, насколько внимательно вы читали повесть? Как хорошо вы помните содержание? Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

Викторина:
- Вспомните первое знакомство с Ваней Солнцевым. Какой он?
(«Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови.
Мальчик спал и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне»).
- Что пришлось пережить этому мальчику? Как его характеризовал сержант Егоров?
( «Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошел с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер, но все же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, все хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок.»
«Шустрый такой, смышленый»).
- Почему Ваня Солнцев носил в кармане отточенный гвоздь? (Хотел какого-нибудь фрица убить).
- К кому попадает Ваня? Кто его окружает? (Капитан Енакиев – 32 года, сержант Егоров – 22 года, ефрейторы Биденко и Горбунов. Биденко в мирной жизни был шахтером, Горбунов – лесорубом. Ребята они хозяйственные, славились своими боевыми делами, их называли «профессора капитана Енакиева».
Особое внимание следует уделить сцене «В палатке».Глава 4.)






- Мечты Вани. О чем они? («Из автомата палить меня научите?»).
- Куда решили отправить Пастушонка? (Его решили отправить в тыл: «Не место ему на войне».)
- Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?
(Словарная работа:
Тыл – район, находящийся далеко от места ведения боевых действий, за линией фронта. Туда эвакуируют мирных жителей.
Тылом называется территория, которая расположена позади участка, занимаемого каким-либо войсковым соединением.
Тылом называется вся территория воюющей стороны в противоположность фронту.)
- Кто провожал Ваню, и что случилось дальше? (Биденко проворонил Ваню).


Учитель:
По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.
Далее следует инсценировка эпизода из повести В.П.Катаева «Сын полка» «Встреча с мальчиком в военной форме».



(Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотрит на него.)
Казачок: Чего стоишь?
Ваня: Хочу и стою.
Казачок: Иди, откуда пришел.
Ваня: Сам иди. Не твой лес.
Казачок: А вот мой!
Ваня: Как?
Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Казачок: Тебя не касается. Видишь – наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Казачок: Знаки различия понимаешь?
Ваня: Понимаю!
Казачок: Ну так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
Казачок: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывая медаль). Видал?
Ваня: Великое дело!
Казачок: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
Ваня: Не больно модничай, а то сам получишь.
Казачок: От кого?
Ваня: От меня.
Казачок: От тебя? Молод брат.
Ваня: Не моложе твоего.
Казачок: А тебе сколько лет?
Ваня: Тебя не касается. А тебе?
Казачок: Четырнадцать.
Ваня: Хе! (Свиснув).
Казачок: Чего – хе?
Ваня: Так какой же ты солдат?
Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.
Ваня: Толкуй! Не положено.
Казачок: Чего не положено?
Ваня: Больно молод.
Казачок: Постарше тебя.
Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.
Казачок: А вот меня взяли.
Ваня: Как же тебя взяли?
Казачок: А вот так и взяли.
Ваня: А на довольствие зачислили?
Казачок: А как же!
Ваня: Заливаешь.
Казачок: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Казачок: Честное гвардейское.
Ваня: И оружие дали?
Казачок: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку! Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. Но я её только в бою надеваю.
Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.
Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
Ваня: Как это – за сына? За какого?
Казачок: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты – сын?
Казачок: Я – сын. Я, братец, у наших казачков, уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой).
Ваня: И ты рубал?
Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.
Ваня: Прощай!
(Ваня и Казачок уходят)

- Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?
( Он настойчив, «не робкого десятка»)
- Как вы понимаете выражение «Сын полка»? Кого называли сынами полка? Детьми полка?
(Детьми, потому что детей бойцы не только усыновляли, но и удочеряли. Ведь на фронте оказывались и девочки. Детей подбирали солдаты. И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя.)
- «Показался» ли Ваня разведчикам?
( «Стало быть, я им не показался,- с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам».)
- Первая разведка Вани. Чем она закончилась? (Ваня был взят в плен).
- Как вёл себя в плену? ( Помнил, что он – разведчик. Не хотел подвести товарищей, хотя было ужасно страшно.)
- Какой предмет чуть не погубил Ваню? (Компас, букварь, химический карандаш)
- Кто спас Ваню? (Разведчики).
- Солдатское счастье Вани? Каково оно? Чем он хвалится перед Биденко? (Научился наматывать портянки).


- Почему капитан Енакиев хотел усыновить Ваню? (Хотел лично воспитать его, как своего сына, который погиб).
- Солдатский подвиг. Что это такое? ( Вызвать огонь на себя, спасти Ваню, отправив его с донесением, погибнуть самому, как капитан Енакиев).
- Как Ваня попал в Суворовское училище?
( Это была последняя воля капитана Енакиева: «он просил позаботиться о судьбе его названного сына Вани Солнцева и сделать из него хорошего солдата, а впоследствии – достойного офицера».)

Знания на уроке: Суворовские и Нахимовские училища.

Историко-культурная справка:
Суворовские училища – так называли открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров.
Были также созданы и Нахимовские училища – для детей погибших моряков.




- Почему Ваня не сбежал по дороге в училище?
( «И, отдавая мальчику погоны капитана Енакиева, полковник сказал так:
- Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим , храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером. Но имей в виду: всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери –родины.»)
- Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?
( Иван – самое распространенное русское мужское имя, самое подходящее для народа-победителя.
Солнцев – говорящая фамилия: будто солнышко ясное; так как был конопатым и шустрым.)
- Как сложится судьба Вани Солнцева? Ваше мнение?
(Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков к книге В.Катаева «Сын полка»).

Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: «Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея».

- Как вы думаете, почему так ответил писатель?
- Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Ответы, подготовленные детьми к этому уроку:
Когда началась Великая Отечественная война, пионеру Лёне Голикову не было еще четырнадцати лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино, на берегу реки Поло, недалеко от Ильмень-озера. Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, выполняя боевое задание, Лёня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Он вез с собой важные документы. Лёня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно самолетом были отправлены в Москву.
Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Лёня Голиков погиб.
Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го инженерного батальона, то есть «сыном полка».
Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.
Валерий Волков – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партизанами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

- Назовите примеры из литературных произведений подвигов детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

Ответы, подготовленные детьми к этому уроку:
1. Кассиль Л.; Поляновский М.
Улица младшего сына.
Повесть о Володе Дубинине.
2. Бринский А.П.
Безусая команда: Документальная повесть.
(Документальная повесть известного партизанского командира Героя Советского Союза А.П.Бринского посвящена молодым героям – партизанам, разделившим на равных с опытными партизанами опасности и славу борьбы с фашистскими захватчиками).
3. Кошевая Е.Н.
Повесть о сыне.
( В книге матери Олега Кошевого рассказывается о детских и юношеских годах легендарного героя, о становлении его как вожака молодежи и руководителя комсомольского подполья Краснодона в грозные годы Великой Отечественной войны).
4. Фадеев А.
Молодая гвардия.

Учитель обращает внимание учащихся на книжную выставку, знакомит детей с имеющимися в школьной библиотеке книгами по теме «Дети на войне».
Список книг с книжной выставки:
1. Бринский А.П.
Безусая команда: Документальная повесть.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1986.
2. Бакланов Г.Я.
Навеки – девятнадцатилетние. Повесть. – М.,1985.
3. Кассиль Л., Поляновский М.
Улица младшего сына.- М., «Детская литература», 1977.
4. Кошевая Е.Н.
Повесть о сыне. – М.: ДОСААФ, 1986.
5. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Детская литература, 1986.
6. Серия книг «Пионеры герои» - М.: Малыш, 1981.(Володя Дубинин, Саша Ковалев, Вася Коробко, Коля Мяготин, Гриша Акопян, Лара Михеенко и другие).
7. Фадеев А.
Молодая гвардия. – М.: Просвещение, 1982.
(Подойдут любые издания этих и других книг по теме «Дети на войне»)

Заключительное слово учителя:
Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно. Даже маленькие войны, которые иногда называют «вооруженными конфликтами», приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, калечат их души.
А книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, заставляют задуматься над тем, как надо сегодня жить, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников.

Домашнее задание.
Итоговая письменная работа (Задание по выбору)
Патриотизм. Что это такое? Как вы думаете, смогли бы вы помочь своей стране в трудную годину? Каким образом?
(Дайте развернутый ответ).
Что несёт миру война? (Дайте развернутый ответ на вопрос, взяв в свои союзники мысли, которые пробудил в вас Валентин Катаев).
Чем привлек вас Ваня Солнцев?
(Дайте развернутый ответ).





ЛИТЕРАТУРА

Детская литература.- М.: Просвещение, 1977.- Катаев В.П. с.269.
Дмитриев Д.В.
Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г.
Катаев В.П.
Сын полка.- Любое издание.
Ожегов С.И.
Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -20-е изд.- М.-: Рус.яз., 1988.
О подвигах, о доблести, о славе.
Рассказы и очерки/Сост.Г.Н.Яновский.- М.: Дет.лит.,1981.
Питерский Л.
Сын полка// Родина.-№2-1995.
Серия книг «Пионеры герои»-М.:Малыш,1981.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.-М.:Просвещение, 1974.
Чирковская Т.В.
Произведения В.П.Катаева в школьном изучении. Пособие для учителя.-Л.: Просвещение,1978.
Энциклопедия для детей. Т.9.Русская литература. Ч.2.ХХвек.-М.:Аванта+,2004.


Учащийся (1):
Валентин Петрович Катаев прожил долгую, непростую жизнь, создал много произведений для детей, в том числе сказок. (Самые известные сказки: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»).
Родился и вырос он в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры Валентин Катаев написал повесть «Белеет парус одинокий».




Иван Платонович
Раков
(прототип Вани Солнцева – героя книги В.П.Катаева «Сын полка»)



15