Исследовательская работа по литературе Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"
городского округа город Салават





Исследовательская работа
Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях


Автор работы: Зайцева Дарья,
учащаяся 5а класса
Научный руководитель:
Давлетбаева Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории








Салават 2014
Гипотеза моего исследования: « а могли бы люди без всех эти «летательных» приспособлений взлететь на самом деле?»
Цели и задачи исследования:
1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления.
2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев.
3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.
I. ВВЕДЕНИЕ
В своей исследовательской работе я хочу рассказать о некоторых «летающих» сказочных и литературных героях и их «летательных» приспособлениях, а также попытаюсь понять и объяснить, почему многие литературные и сказочные герои полетели задолго до первого полёта человека в космос. К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Неизвестно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц, и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с одного небольшого шага, так и многолетняя история покорения воздушного пространства началась с обыкновенной мечты. Ученые считают, что произошло это очень давно. И долгое время человек видел лишь одну возможность подняться в небесные высоты уподобиться птицам и обрести крылья.
В отличие от большинства животных человеку дано видеть голубое небо, покрытое белыми, словно ватными, облаками, яркое, желтое Солнце и беззаботно порхающих пестро раскрашенных птиц. Он не мог этим не воспользоваться. Небо восхищало и манило к себе. Так родилась мечта, нашедшая вначале воплощение в легендах, а затем ставшая явью. И всё-таки некоторые учёные считают, что люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Небо всегда таило в себе множество загадок суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их? Воспоминания о такого рода полетах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощенной форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов. В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо...» Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках, но и в мифах народов мира
II . Мифические и сказочные летающие герои русских сказок
Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и ми фические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать. Что он за всемогущий, если даже летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно полететь по-настоящему, то люди и придумывали, кто во что горазд. На чём только ни летали жители сказочного мира! В русских сказках эти персонажи, рассекали воздух то огненным пером, то грузным змей-горынычевым телом, то ступой или вьющейся конской гривой. От сказания к сказанию по являются новые, тесно сплетая детские сказки с древней и полузабытой мифологией, в которой смешались отголоски языческих племен земледельцев, кочевников, воинов. В русских сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс – она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр-самолёт был построен как планёр-бесхвостка, по последнему слову нынешней техники. «Что же? сказал один из лётчиков в Крыму, в Коктебеле. Если восходящие потоки хорошие, можно и на ковре попробовать, если ничего другого под рукой нет».
Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелем.
Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баб- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Этот аппарат управлялся при помощи пестика. Баба - яга – самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего – всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей – коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни – самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.
Впрочем, некоторые ведьмы любили полетать и на чёрном козле. Весело было сидеть на нём спиной вперёд и держаться за козлиный хвост. Множество людей в сказках показывали чудеса лётного искусства на волшебных лошадях. На горячей кобылице мчался известный Иван-дурак. По примеру ведьм он тоже сидел на коне задом наперёд. Катил по небу устраивать гром и молнию пророк Илья. У него была громыхающая колесница. Когда в царскую армию принимали новый самолёт, обязательно служили молебен Илье-пророку. На лошадях летали и многие другие знаменитые и славные герои: грек Беллерофонт носился на крылатом коне Пегасе. Сын Солнца Фаэтон, забравшись на отцовскую колесницу, поехал было светить людям, но растерялся и разбился вдребезги.
III. Летающие герои детских литературных сказок и повестей
После драконов, всяческих феерий и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф ) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях
Однако персонажей, летать для которых так же естественно, как нам ходить пешком, не так много. Впрочем, нескольких таких волшебных героев можно вспомнить и не перечитывая специально книгу сказок. Питер Пен Джеймса Барри – один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну никак нельзя. Эта случайность позволяет полетать над городом и сказочными землями целой компании детей. Чтобы это стало возможным, нужно лишь тряхнуть легонько (а впрочем, насколько хватит терпения) волшебную фею, сверкающая пыльца которой, едва коснувшись тела, способна поднять в воздух кого угодно. А дабы спокойно и свободно парить летней ночью над спящим городом, необходимо помимо крупицы чуда лишь немного уверенности и желания. Оторваться от обыденной жизни и, доверившись воле случая и красивого героя, улететь в страну своих мечтаний и быть свободным настолько, что силы земного притяжения перестанут иметь сколько-нибудь существенное значение. Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика-с- пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху – досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей – единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи – чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.
Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать – всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, – банка малинового варенья, и все снова будет хорошо. Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.

IV. Выводы
Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, я пришла к следующим выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это: метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковра, которым украшают жилище, сапог, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санок, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтика, которым закрываются от дождя, пропеллера, похожего на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушного шарика, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк гуси-лебеди, утки. А некоторые летают даже не выходя из дома, как девочка Элли, а влюблённому парубку Вакуле удаётся оседлать самого чёрта. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит

Приложение 1
Автор, произведение, герой
Летательное приспособлениЕ


Кощей Бессмертный – главный отрицательный персонаж русских сказок, чья смерть на конце иглы, которая в яйце, а яйцо в щуке, щука в утке, утка в соколе, сокол в сундуке, сундук под корнями дуба на острове Буяне. Именно с ним приходится сражаться добрым молодцам, прежде чем найти свою «царевну-лягушку»
Летает сам с помощью крыльев через сказки всех народов мира


Огнедышащий дракон (одно или многоголовый)– главный отрицательный персонаж многих легенд народов Европы


Крылья

Баба Яга живёт в большинстве русских народных сказок. Всегда только грозится совершить злодейство, а чаще всего помогает добрым молодцам найти Елену Прекрасную или Василису Премудрую
Метла, ступа

Иван-царевич, он же Иван-дурак, герой русских народных сказок. Чаще всего главный бездельник, на которого счастье сваливается «по-щучьему веленью»
Серый волк, Конек -Горбунок, ковер-самолет









Ведьмы живут в устном народном творчестве народов Европы, в трагедии В.Шекспира «Макбет», в современных детских ужастиках, и фэнтези, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Собираются на шабаш для поклонения дьяволу, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и вакханалий (консультация учителя-наставника)


Метла






«Дедал и Икар» (из мифов Древней Греции)

Самодельные крылья.


«Маленький Мук» Автор: Вильгельм Гауф
Башмаки

«Снежная королева»
Автор: Ганс Христиан Андерсен
Летающие сани

«Питер Пэн» Автор: Джеймс Барри
Сам по себе, без дополнительных атрибутов, посыпанный пыльцой феи Динь-Динь


«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Автор: Сельма Лагерлёф
Дикие гуси

«Мэри Поппинс»
Автор: Памела Линдон Трэверс

Зонтик, веселящий газ








«Три повести о Малыше и Автор: Астрид Лингрен Карлсоне, который живёт на крыше»
Пропеллер

«Винни Пух и все, все, все» Автор: Алан Александр Милн

Воздушный шарик

«Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне» Автор: Николай Николаевич Носов
Воздушный шар

«Приключения барона Мюнхгаузена» Автор: Рудольф Эрих Распе

Утка, ядро


Результаты исследования
1) Я прочитала и проанализировала русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.
2) Составила иллюстрированный каталог летающих героев и средств их передвижения и попытались определить прообразом, какого современного летательного аппарата могло быть это «летательное» приспособление.
3) Подготовила презентацию в программе Power Point и провела ее защиту на классном часе в рамках общешкольной декады исследовательских работ.
4) Подготовила текстовой иллюстрированный буклет, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.
5) Составила план и график проведения бесед по теме исследования в начальной школе. Провела их в декабре 2014 года в 1-х и 2-х классах своей школы.









13PAGE 15


13PAGE 14615




Canon LASER SHOT LBP-1210