Музыкально-литературная композиция к презентации Маленькие герои большой войны

Классный час «Дети войны»

классный руководитель 11б Конспаева В.Т.
Цель: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких. 2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников. 3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины. 4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.
Подготовительная работа: сбор информации о героях , которые во время войны были детьми, разучивание стихов
Вступление:

Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война!Война! (Сухорукова Т)
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат..( Фрайс С)

К сожалению совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес на своих богатырских плечах все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Что они помнят о войне? (Сухорукова Т)
На экране кадры о детях войны.
Ученик:
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, а землянка – их кров,
А мечта до Победы дожить. ( Коломиец А)
- У детей война отняла детство.
Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага наравне с взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. ( Салко А.)
Прочитаем воспоминания детей.

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы». (Торубара А)
«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства»(Сухорукова Т )
«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети» До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми. Играли осколками снарядов, коллекционировали их ,убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».(Климова А)
«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».(Федосенко К)
«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков». (Кельм К)
Фонограмма песни «Нет в России семьи такой»

Ученица:
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат
До свидания мальчики!
Мальчики, поскорей возвращайтесь назад. ( Фрайс С)

Ученик:
Ах, война, что ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад. (Сухорукова Т)

В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали. (Коломиец А)
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. (Климова А)
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!

Ученица: Леня Голиков не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб в января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет.
Ученик: Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в лес.Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе ДзержинскеВместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен.2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученица: Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши и выкрутили руки. Девочку расстреляли январским утром около невысокой сосны.
Ученица:
Ты помни, что когда-то
В густом дыму, в крови
Шли на бой ребята,
Ровесники твои.

Ученик:
Пускай сейчас их нету,
Но только все равно
Их песни недопетые
Допеть нам суждено.

Ученица:
Пускай в сраженье правом
Скосила смерть ребят.
Но все ж на фланге правом
Всегда они стоят.
Ученик: Всегда герои с нами
Стоят в строю одном,
Мы имена их знаем,
В лицо их узнаем.

Нелегче на войне было и детям, оставшимся дома. В тылу дети дежурили на крышах во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, помогали в госпиталях, работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Наравне со взрослыми они пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.

Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Дети военной поры! Самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Откуда они брали такие силы. Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И пока еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Дети Войны – дети, не знавшие детства живут рядом с нами, живут в нашей памяти.
Звучит музыка, дети поют.
Песня «Дети войны»


15