Правовая игра по избирательному праву обществознание 9 класс


Внеклассное  мероприятие (правовая  игра) для  учащихся 9 класса МОБУООШ № 12  
на  тему: «Я – будущий избиратель!», учитель истории Калинская В.Н.
Подготовительный  этап:Подготовка выражений, высказываний знаменитых писателей, политиков о власти, о долге, о стране, о роли граждан в истории своего государства.
Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.
(Плиний Младший)
Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей.
 (А. Линкольн)
Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении. (К. Ясперс)
Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии. (Р. Даль)
Избирательный бюллетень – сильнее пули. (А. Линкольн.)
Предложить продумать эскиз рекламного плаката, повышающего мотивацию избирателей для участия в выборах тема: «Идти  на  выборы? - Идти  на  выборы!»
Анкетирование  учащихся
Возможные  вопросы  анкеты:
1.      Пойдете  ли  Вы  на  выборы?
2.      За  какого  политического  лидера  или  партию  Вы  будете  голосовать?
3.      Какие  преобразования  Вы  хотели  бы  увидеть  в  экономической, политической  и  социальной  сферах  жизни  общества?
4.      От  чего  или  от  кого  зависит  успех  достижения  желаемого?
В  целях  развития  навыков  исследовательской  деятельности  учащихся  для работы  с  данными  анкет  привлекаются  сами  ученики, которые готовят  на основе   полученных  данных  анализ.
Ученикам, которые  проводили  исследование  на  основе  анкет  одноклассников, дается  слово  для  выступления.
Цель игры:
повышение  уровня  правовой  культуры  учащихся  и  грамотности   будущих избирателей;      
развитие  и  укрепление  гражданской  позиции  и самостоятельного осмысления социально-политических явлений;
формирование новых понятий по изучаемой теме, навыков работы с правовым документом;
совершенствование умения работать в паре, группе, выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию.
Ход игры
Слово  учителя: Слайд 1.Сегодня  у нас необычный урок, он посвящен избирательному праву и приурочен к особому событию – Дню молодого избирателя. Этот день в новейшей истории нашего государства призван подчеркнуть особую роль, которую играет молодое поколение в судьбе своей страны.
Гость нашего урока Председатель территориальной избирательной комиссии Новокубанский район Ольга Викторовна Бурнишова.
Цитаты первого слайда. Слайд 2
Сегодня вы уже выбираете – дальнейший путь в получении образования, будущую профессию, и т.д. За этот выбор вы несете личную ответственность.
Но совсем скоро вы обретете еще одно право - право на политический выбор, и в этом выборе вы будите нести уже социальную ответственность.
Слайд 3. Итак, выбор. Согласно словарю, это слово означает «взять нужное, предпочитаемое из наличного, избрать, как вариант, (голосованием)».
Как вы понимаете, что такое политические выборы и для чего они нужны? – ответы учащихся.Слайд 4
1. Способ выражение мнения населения;
2 . Способ непосредственного участия населения в управлении государством;
3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;
4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления
5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Слайд 5
Тема выбора была актуальна во все времена. Выбор часто решал как судьбы отдельных личностей, так и судьбы всего человечества. Порой неправильный выбор приводил к катастрофическим последствиям, гибели целых государств, а взвешенное решение спасало мир от рокового падения в бездну хаоса.
В истории известно немало способов выразить свою волю:
В Древней Греции, на родине демократии, Народное собрание выбирало стратега простым поднятием рук, судьи выбирались по жребию, на вердикт суда влияло количество белых или черных камешков, брошенных в сосуд (их часто заменяли бобами).
В Спарте, взамен умершего старейшины спартанцы выбирали нового: чтобы определить, кто же из претендентов более популярен, в соседнем доме запирали несколько человек, которым доверяли. Им было слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче других.
Для выборов консулов в Риме использовались таблички с именами кандидатов.
В Средневековой Германии за нового члена общины голосовали хлебными мякишами, бросая их в кувшин. Если кто был против новичка, то сдавливал свой мякиш.
Какой способ голосования используют в современном мире? Как происходит голосование?– ответы учащихся.Слайд 6
Современные способы голосования практически одинаковы для всех стран: граждане делают отметки в бюллетенях и опускают их в специальные урны, затем избирательные комиссии подсчитывают голоса, хотя уже сейчас применяют и сканеры для обработки бюллетеней.
Игра «Составь состав поезда».Ученикам предлагается «отцепить лишние вагоны» Из правильных слов-терминов необходимо составить состав.
В каждой строке задания слова сгруппированы по определенному признаку, но одно слово в каждой строке не имеет этого признака и поэтому является лишним.
Задание. ИЗБИРАТЕЛЬ, ПАСПОРТ, ЯЩИК, СПИСОК
ИЗБИРАТЕЛЬ, КАНДИДАТ, ЗНАК, НАБЛЮДАТЕЛЬ
УЧАСТОК, КОМИССИЯ, БЮЛЛЕТЕНЬ, ВРЕМЯ
Сегодня много стали говорить о политической пассивности избирателей, в том числе молодежи: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Уклонение избирателя от участия в выборах звучит сложно и тревожно – абсентеизм. В ближайшее время многим из вас исполнится 18 лет, а это значит, что как граждане России, согласно Конституции, вы получите право принимать участие в выборах.
Каждый гражданин выбирает себе свою политическую роль. Не все станут активными участниками какого-либо политического движения. Не все вы, естественно, захотите сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы.
А как обстоят дела с политической активностью в нашем классе? - итоги анкетирования.
Конкурс 1
Обоснование позиции по дискуссионному вопросу:
«Явка граждан на выборы»
Подумайте и сформулируйте аргументы активистов выборного процесса и аргументы пассивных граждан.
Заслушивание сначала аргументов равнодушных граждан.
Беседа по вопросу о том, что нужно сделать, чтобы повысить явку на выборы.
Примерные ответы:
~      повысить образование человека
~      простота процедуры голосования и регистрации
~      введение штрафа за неучастие граждан в выборах
~      доказать работой депутатам, что избиратели в нем не ошиблись
~      упрощать варианты политических решений
~      наличие у избирателя определенной политической культуры
Аргументы равнодушных: Аргументы активных:
Примерные ответы:
  Граждане считают выборы неважными
Не нравятся кандидаты
Отсутствие веры в перемены
Не достаточно образования, чтобы понять программы партий и кандидатов
Примерные ответы:
Твое участие в выборах – вклад в будущее России
Это проявление социальной ответственности, гражданской позиции, правовой культуры
Это твоя обязанность перед страной, твой гражданский долг
Это возможность определить свою позицию по вопросам политики государства и возможность повлиять на основные решения в органах власти
Участие в выборах – дело ответственное. Для начала разберемся, какие выборы проводятся на территории нашей страны и кого мы на них избираем.
Слайды 6 – 10. Конкурс 2
Задания для первой команды:
I. Избирательное право в РФ является:
1. с тайным голосованием
2.прямыми
3.всеобщими
4.равными
Каким из этих характеристик соответствуют следующие определения:
1.        избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;
2.         никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;
3.       избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;
4.        какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается.
Ответ: 1-4, 2-1, 3-3,4-2.
Участие в выборах добровольно, никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.
Всеобщее избирательное право означает то, что избирать могут все, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме граждан, специально оговоренных в законах (недееспособных, отбывающих наказание по приговору суда).
Равное избирательное право означает, что каждый имеет только один голос, при этом никакого значения не имеют должность, деньги, круг знакомств и т.п.
Прямое избирательное право дает каждому избирателю голосовать на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно.
Тайное голосование исключает какой-либо контроль над волеизлиянием избирателей.
II. Расположить в правильном порядке, начиная с главной, перечень избирательных комиссий  на федеральном уровне:
3.Окружные избирательные комиссии
2.Избирательные комиссии субъектов РФ
1.Центральная избирательная комиссия
4.Территориальные (городские, районные и др.)
5.Участковые избирательные комиссии
Ответ: 32145
Задания для второй команды:
I. Чем отличаются демократические выборы от имитации выборов в тоталитарных государствах?
Они должны быть периодическими, то есть проходить через определенные законом промежутки времени, и быть альтернативными.
II. Одной из форм участия граждан в общественной жизни является голосование. Перед вами стадии избирательно процесса, но они переставлены местами. Восстановите справедливость.
1.Подсчет голосов
2.Предвыборная компания3.Регистрация кандидатов
4.Результаты выборов
5.Тайное голосование
Ответ: 3 2 5 1 4
Слайд 11-21 . Избирательная система.
Пропорциональная система
Мажоритарная система
Смешанная
Конкурс 3 : «Привести в соответствие» - на правильность и скорость
В  левой  части  листа  записаны  определения, а  в  правой  соответствующие понятия. Оценивается быстрота и правильность ответов.
1. Главный избирательный орган страны Центральная избирательная комиссия
2. Парламент РФ Федеральное собрание
3. Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ Многонациональный народ
4. Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов Бюллетень
5. Право избирать в представительные и исполнительные органы власти органы власти Активное избирательное право граждан
6. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления Пассивное избирательное право граждан
7. Самый демократический способ избрания Тайное голосование
8. Гражданин, обладающий активным избирательным правом Избиратель
9. Два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать Признание недееспособным и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда
10. Может ли гражданин проголосовать за своего больного члена семьи, имея на руках его паспорт? Нет
11.Как называется совокупность голосующих граждан? Электорат
12. Можно ли решить путём референдума вопрос об объявлении войны? Нет
13.Что такое АБСЕНТЕИЗМ? Это уклонение избирателя от участие в голосовании на выборах
14.Выбранный представитель, член представительного государственного учреждения, органа законодательной власти Депутат
Слайд 22.Тест-размышление.
Итог. Викторина «Я-избиратель»