Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)


План-конспект урока по информатике,
проведенного в 3 «А» классе
в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 19 г. Йошкар – Олы»
(по программе ОС «Школа 2100», авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.)
Подузовой Анастасией Владимировной
Тема: «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель: сформировать у учащихся понятие «алгоритм», «линейный алгоритм».
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм»; учить составлять и выполнять линейные алгоритмы.
Развивающие: развивать познавательные процессы: логическое мышление, внимание, смекалку; умение планировать свою деятельность.
Воспитывающие: воспитывать заинтересованность в изучении предмета, усидчивость.
Метод преподавания: эвристический метод, словесный, наглядный, практический, метод контроля и самоконтроля.
Требования к учащимся:
1.​ Что учащиеся должны знать: понятие алгоритма.
2.​ Что учащиеся должны уметь: понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять линейные алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Оборудование:
Телевизор;
USB-флешка.
Дидактическая оснащенность урока: видео – презентация «Алгоритм».
Методы контроля: методы устного контроля (беседа, фронтальный опрос), наблюдение.
Учебная литература: Учебник – тетрадь «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
Дополнительная литература: Горячев А. В., Меньшикова А. А. Методика преподавания информатики в начальной школе (1-4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах». Лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
План урока:
I.​ Орг. момент – 1 мин.
II.​ Постановка темы и цели урока – 5 мин.
III.​ Открытие нового знания – 15 мин.
IV.​ Физкультминутка – 2 мин.
V. Закрепление изученного материала – 12 мин.
VI. Итог урока. Рефлексия – 3 мин.
VII. Домашнее задание – 2 мин.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
(мин)
Организационный момент Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой:
У: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
У: Я рада приветствовать вас на занятии по информатике. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. 1
Постановка темы и цели урока У: Ребята, посмотрите, что я вам принесла сегодня на урок.
Учитель раздает учащимся по одной конфетке.
У: А как вы думаете зачем?
У: Давайте эту конфетку съедим.
У: Сколько действий (операций) мы с вами сделали, чтобы скушать эту конфету?
У: Итак, ребята, у нас получилась вот такая последовательность действий (Слайд 1):
Возьми конфету
Разверни ее
Съешь конфету
Фантик выбрось в мусорное ведро.
У: Как можно назвать всю эту совокупность операций?
У: А чтобы узнать ответ на этот вопрос, обратите внимание только на буквы русского алфавита.
Учитель показывает на слайде (Слайд 2):
QМАWRЛYUГIDОSDРFGИLFТJLZМR
У: Верно! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое алгоритм и как правильно составить алгоритм (Слайд 3). У: Вы хотите нас угостить.
Учащиеся кушают конфетку.
Учащиеся начинают вспоминать, с чего они начали. Высказывают свои мнения.
Учащиеся высказывают свои версии.
Учащиеся отгадывают.
У: Алгоритм! 5
Открытие нового знания У: Как вы думаете, что такое алгоритм?
Учитель на слайде показывает определение алгоритма (Слайд 4).
У: Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи. Появившись на свет, ежедневно, того не замечая, человек решает задачи, используя тот или иной алгоритм (план действий). Всю нашу сознательную жизнь нас сопровождают подробные инструкции. Ходим в школу, изучаем науки, сажаем деревья, готовим пищу, медицинские инструкции, режим дня, порядок выполнения арифметических действий в выражении и т.д. Выполняет алгоритм в основном человек. Но в наше время в связи с увеличением объёма информации приходится поручать выполнение и техническим средствам: компьютеры, роботы, различные автоматы.
У: Ребята, вспомните, какое действие вы выполняли по плану, то есть по алгоритму.
У: Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".
Учитель записывает слова на доске.
У: Наверняка, вас мама просила «Сделай бутерброд». Давайте составим алгоритм действий.
У: Бутерброд будет у нас с маслом, сыром и огурцом. Итак, ребята, с чего начнем делать бутерброд?
У: Хорошо! Но не забываем, что алгоритм всегда начинается с команды «Начало».
Учитель записывает на доске.
У: Дальше вы уже сказали следующий шаг: отрежем кусок хлеба.
Учитель записывает на доске.
У: Следующий шаг какой будет?
Учитель записывает на доске.
У: Следующий шаг какой будет?
Учитель записывает на доске.
У: Следующий шаг какой будет?
Учитель записывает на доске.
У: Следующий шаг какой будет?
Учитель записывает на доске.
У: Следующий шаг какой будет?
У: Все шаги выполнили?
У: Какая команда будет последней в алгоритме?
У: Итак, ребята, мы составили алгоритм. Все действия в алгоритме следуют друг за другом. Как вы считаете, как называется такой алгоритм?
У: Верно! Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором действия выполняются друг за другом.
Учитель показывает на слайде (Слайд 5).
У: Сейчас самостоятельно выполним №1 из учебника. Пронумеруйте рисунки по порядку и составьте задание для робота Боба: запишите команды алгоритма «Посади дерево».
У: Итак, ребята, проверим себя. Правильно ли вы записали команды алгоритма.
Учитель показывает на слайде (Слайд 6):
Алгоритм «Посади дерево».
Начало.
Принеси лопату, лейку и саженец.
Выкопай ямку.
Поставь саженец в ямку.
Засыпь ямку землей.
Налей воды в лейку.
Полей саженец.
Отнеси лопату и лейку.
Конец.
У: Сколько команд получилось в алгоритме?
У: Отдельные команды алгоритма изображаются в виде блоков различной формы.
Учитель показывает на слайде (Слайд 7).
-8255114300 начало или конец алгоритма.

298456413500 действие.
У: Также есть блок условия, который используется в алгоритмах ветвления. С ним вы познакомитесь чуть позже.

-260353238500
условие.
У: В блок записывается только одна команда. Блоки (шаги) алгоритма соединены стрелочками (Слайд 8).
У: Выполним №5 из учебника. Пронумеруйте команды алгоритма в правильном порядке. Заполните схему алгоритма.
После выполнения учитель спрашивает учеников.
У: В каком порядке вы заполнили схему алгоритма?
Учитель показывает схему алгоритма (Слайд 9).
У: Мы составили алгоритм «Соберись в школу». Молодцы! Справились с этим заданием.
У: Ребята, вы, наверное, устали?
У: Сейчас немного отдохнем. У: Это когда действия выполняются друг за другом.
У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…
У: Отрежем кусок хлеба.
У: Смажем кусок хлеба маслом.
У: Отрежем ломтик сыра.
У: Положим сыр на бутерброд.
У: Отрежем ломтик огурца.
У: Положим огурец на бутерброд.
У: Да.
У: Конец.
У: Это линейный алгоритм.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
У: Получилось 9 команд.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
У: Начало, встань, умойся, сделай зарядку, оденься, позавтракай, собери портфель, конец.У: Да!
15
Физкультминутка У: Сейчас я попрошу вас быть исполнителями и выполнить мой алгоритм.
Начало.
Встаньте из-за парт.
Потянитесь к солнышку.
Девочки, прыгайте, как белочки.
Мальчики, прыгайте, как зайчики.
Сядьте за парты.
Конец.
Повторить 2 раза. 2
Закрепление изученного материала У: Открываем тетради.
У: Сейчас я буду вам говорить команды, а вы будете их исполнять.
У: Начало. Отступя 5 клеточек с левого и верхнего края, ставим точку.
У: Проведите от точки, не отрывая руки, 3 клеточки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 5 клеток влево. Конец.
У: Что у нас получилось?
У: Запишите алгоритм выполнения этого рисунка.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
У: Чтобы записать быстрее алгоритм, будем использовать условные знаки – стрелочки.
Начало.

3
3
2
2
1
5
Конец.
У: А теперь составьте схему этого алгоритма, используя блоки.
934720387350В ходе составления схемы алгоритма учитель помогает ученику.
начало
91694018224500


887095-4889500 3

887095-698500 3

887095-1079500 2
87757018034000
2

877570888900 1
87757019494500
5
87757017843500
конец
У: У нас получилась схема алгоритма «Нарисуй фигуру».
Письменная работа «Составь алгоритм».
Цель: закрепление умения составлять линейный алгоритм.
У: Составьте свой алгоритм по выбору.
После того, как учащиеся закончат работу, учитель спрашивает 2-3 учеников, какие они составили алгоритмы. Дети открывают тетради в клеточку.
У: Получилась фигура.
Учащиеся самостоятельно составляют по выбору алгоритм.
12
Итог урока. Рефлексия У: Ребята, чему вы учились на этом уроке?
У: Что такое алгоритм?
У: Ребята, о каком алгоритме мы сегодня говорили?
У: Какие формы записи алгоритма мы использовали сегодня на уроке?
У: Верно! Мы использовали словесную запись алгоритма, когда составляли алгоритм «Посади дерево», условными знаками, когда выполняли команды по клеточкам, и блок – схема, когда выполняли задание в учебнике.
У: Вспомните, где в нашей повседневной жизни мы встречаемся с алгоритмами?
У: Молодцы. Мы сегодня хорошо потрудились. Оцените себя, какую оценку вы себе поставите за урок?
У: Встаньте, кто поставил себе оценку «5».
Встаньте, кто поставил себе оценку «4». А плохие оценки мы сегодня не ставим себе. У: Мы учились правильно составлять алгоритм.
У: Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи
У: Мы говорили о линейном алгоритме.
У: Мы использовали словесную, условными знаками и блок – схему.
У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…
Ученики оценивают себя. 3
Домашнее задание У: Запишите домашнее задание: найти в кулинарной книге рецепт своего любимого блюда и составить алгоритм его приготовления в виде блок-схемы (Слайд 10).
У: У кого есть вопросы по домашнему заданию?
Учитель объясняет, если есть вопросы по домашнему заданию. Записывают домашнее задание.
Учащиеся задают вопросы. 2