Справка – заключение по результатам диагностического обследования учащихся 5-х классов по начальной диагностике профессиональных интересов и профессиональных склонностей


Справка - заключениепо результатам диагностического обследования
учащихся 5-х классов
МБОУ «Гимназия»
Дата обследования: ноябрь-декабрь 2016 г.
Использованные методики: «Опросник типа мышления» (Г.В. Резапкина); «Или-или» (по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»); опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной).
Цель: начальная диагностика профессиональных интересов и профессиональных склонностей.
В диагностическом обследовании приняли участие 89 учащихся, из 103 обучающихся в 5-х классах.
Полученные данные представлены в таблицах.
«Опросник типа мышления» (Г.В. Резапкина)
Предметно-действенное мышление Абстрактно-символическое мышление Словесно-логическое
мышление Наглядно-образное
мышление
классы 5а(24) 9(38%) 5(21%) 7(29%) 3(12%)
5б(24) 5(21%) 6(25%) 12(50%) 1(4%)
5в(23) 2(9%) 4(17%) 8(35%) 9(39%)
5г(18) 1(5%) 4(22%) 3(17%) 10(56%)
Итого: 89 17(19%) 19(21%) 30(34%) 23(26%)
По типу мышления среди учащихся 5-х классов преобладает словесно-логическое – 34%, на втором месте – наглядно-образное – 23%, на третьем месте – абстрактно-символическое (21%), и на последнем месте – предметно-действенное (19%).
Предметно-действенное мышление свойственно людям действия. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, переводчик, преподаватель, писатель, филолог, журналист
могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям и политикам.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
I II III IV V VI
классы 5а(24) 7(29%) 5(21%) 4(17%) 4(17%) 3(12%) 7(29%)
5б(24) 8(33%) 12(50%) 10(42%) 6(25%) 4(17%) 11(46%)
5в(23) 6(26%) 6(26%) 5(22%) 7(30%) 6(26%) 6(26%)
5г(18) 7(39%) 4(22%) 9(50%) 6(33%) 5(28%) 3(17%)
Итого: 89 28(31%) 27(30%) 28(31%) 23(26%) 18(20%) 27(30%)
Среди учащихся 5-х классов преобладают профессиональные склонности: работа с людьми и практическая деятельность (28%), на втором месте – исследовательская деятельность и планово-экономическая деятельность (27%). Профессиональную склонность у учащихся прослеживается в нескольких видах деятельности.
1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.ВЫВОДЫ: начальная диагностика профессиональных интересов и профессиональных склонностей показала, что учащиеся имеют первичные знания о мире профессий, которые необходимо развивать в дальнейшем и расширять их для четкого формирования профессионального ориентира.
Рекомендации классным руководителям:
1.Стройте свою работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей детей, законах развития личности, уважайте ребёнка, демонстрируйте интерес к его личностным проявлениям.
2.Проявляйте высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
3.Установите контакт с ребёнком, не используйте в процессе общения отрицательных оценок их работы и уровня развития.
4.Сравнивайте ребёнка только с самим собой, оценивайте только действия, не давая отрицательных оценок личности.
5.Демонстрируйте внимательное отношение к ребёнку, ориентацию на совместную деятельность, сотрудничество.
6.Постоянно создавайте ситуации успеха, поощряйте ребёнка, оценивая оптимистически. Повышайте статус, значимость ребёнка в детском коллективе.
7.Учитывайте базовые потребности ребёнка (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
8.Демонстрируйте ребёнку хорошее, бодрое настроение, жизнелюбие и оптимизм.
9.Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями ребёнка, другими педагогами, преследуя единую цель.

Педагог-психолог: Семыкина Н.А._______