Научная статья на тему :Готовность учителя к инновационной деятельности как педагогическая проблема


Гибадуллина Оксана НабиулловнаМАОУ «СОШ № 155 г. Челябинск
Учитель начальных классов
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Сущность понятия инновационная деятельность отражает не только особенности процесса обновления, внесения новых элементов в традиционную систему образовательной практики, но и органично включает в себя характеристику индивидуального стиля деятельности педагога-новатора. Инновационная деятельность по мнению Сластенина В. А., Подымовой Л.С., предполагает высшую степень педагогического творчества, педагогическое изобретательство,нового в педагогической практике, направленной на формирование творческой личности, учитывает социальноэкономические и политические изменения в обществе и проявляется в определении цели, задач, а также содержания и технологий инновационного обучения. Учитель инновационной деятельности - это личность, способная брать на себя ответственность, вовремя учитывать ситуацию социальных изменений и является наиболее перспективным социальным типом педагога. Как учитель-исследователь, он направлен на научно-обоснованную организацию учебно-воспитательного процесса с прогностическим направлением, имеет адекватные ценностные ориентации, гибкое профессиональное мышление, развитое профессиональное самосознание, готовность к восприятию новой информации, высокий уровень самоактуализации, владеет искусством рефлексии.
Творчество педагога-новатора проявляется в:
-эффективном использовании уже созданного опыта в новых условиях, совершенствовании известного в соответствии с новыми задачами, в освоении научных разработок и их развитии;  -гибкости при использовании запланированного в нестандартных ситуациях; -меткой импровизации как на основе точных знаний и компетентного расчета, так и на высокоразвитой интуиции; -умении обосновать как заранее подготовленные, так интуитивные решения, в умении фантазировать: видеть ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы; -умении продуцировать идею, реализовать ее в конкретных условиях, видеть все варианты решения одной и той же проблемы, использовать опыт других.
Теоретическое осмысление сущности инновационной деятельности позволяет прийти к выводу, что ее реализация требует не только владения знаниями педагогической инноватики, но и потенциальной готовности специалиста к данному виду деятельности.
В психолого-педагогических источниках „готовность” определяется как активно-деятельностный подход личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи.
Готовность личности к деятельности проявляется прежде всего в ее способности к организации, выполнения и регулирования своей деятельности. кроме того, готовность к деятельности определяется многими факторами, важнейшим из которых является система методов и целей, наличие профессиональных знаний и умений, непосредственное включение личности в деятельность, в процессе которой наиболее активно формируются потребности, интересы и мотивы получения существенных, значимых, самых современных знаний и умений.
Состав готовности к профессиональной деятельности включает в себя:
-мотивационный компонент как совокупность мотивов, адекватных целям и задачам педагогической деятельности;
-когнитивный компонент, связанный с познавательной сферой человека. Он представляет собой совокупность знаний, необходимых для продуктивной педагогической деятельности;
-операционный компонент-совокупность умений и навыков практического решения задач в процессе педагогической деятельности;
-личностный компонент, то есть совокупность личностных качеств, важных для выполнения профессиональной деятельности.
Готовность педагога к инновационной деятельности - это сложное интегративное новообразование личности, сущность которого составляют взаимодействие мотивационно-ориентационной, содержательно-операционного и оценочно-рефлексивного компонентов.
Функции этих компонентов обеспечивают:
-творческую направленность педагога;
-инновационную осведомленность учителя;
-его технологическую вооруженность в сфере проблем педагогической инноватики;
-оперативную самокорекцию и оценку уровней готовности к инновационной деятельности у себя и других.
Формирование готовности педагога к инновационной деятельности включает в себя такие этапы:
-диагностико-корректирующий;
-учебный;
-аналитико-регулятивный.
Эффективность формирования готовности педагога к инновационной деятельности определяется следующими показателями:
-направленность педагогов на инновационный подход к обучению и воспитанию;
-ориентация методических структур на обеспечение индивидуальной траектории подготовки педагога-новатора;
-выработка на этой основе нетрадиционных форм и методов методической работы;
-рост педагогического мастерства учителей, воспитателей и руководителей учреждений образования.
Изучая работу учителя, мы обратили внимание на следующие характеристики педагогической деятельности в условиях инноваций:
-отношение педагогов к новаторству и степень их осведомленности о проблемах деятельности педагога-новатора;
-особенности мотивационной сферы педагогов, участвующих в инновационной деятельности;
-система представлений педагогов о формировании целей собственной деятельности;
-уровень самооценки теоретических знаний и профессиональной готовности педагога к инновационной педагогической деятельности;
-умение учителя оценить эффективность апробированных и внедряемых педагогических новшеств и др.
Различают пять категорий учителей по отношению к нововведениям по Э.М. Роджерсу:
-новаторы учителя, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его внедряют и распространяют;
-учителя, которые первыми осуществляют практическую (экспериментальную) проверку ценностей инноваций в каждой школе;
-умеренные, которые придерживаются правила „золотой середины” и не воспринимают нового до того времени, пока его не внедрят большинство коллег;
-учителя, которые больше сомневаются, чем верят в новое, они больше ориентированы на старые технологии, чем на новые, а воспринимают новое лишь при общей положительной оценки общественного мнения;
-последнюю категорию составляют учителя, у которых очень сильна связь с традиционным, старым подходом к обучению и воспитанию, они консервативны и отвергают все новое.
Исследования свидетельствуют, что к основным трудностям, связанным с освоением педагогических новшеств, можно отнести:
-неразработанность механизма реализации педагогической инновации в конкретном учебном заведении;
-отсутствие необходимого учебно-методического обеспечения;
-недостаточная осведомленность учителей по проблемам организации и проведения инновационной деятельности;
-отсутствие сертифицированных критериев оценки эффективности данной работы;
-большая нагрузка педагогов учебной и другими видами деятельности;
-ограниченность ресурсов и другие.
Подведём итоги:
под формированием готовности педагогов к инновационной деятельности понимают процесс целенаправленного развития в условиях последипломного образования всех сторон и качеств личности, составляющих готовность к данной деятельности.
Суть процесса формирования готовности педагогов к инновационной деятельности следует трактовать как смену состояний в развитии готовности от низшего до максимально возможного уровня в конкретных условиях.Под готовностью к инновационной деятельности следует понимать интегральное качество личности, которое характеризуется наличием и определенным уровнем сформированности мотивационно-ориентационной, содержательно-операционной и оценочно-рефлексивных компонентов в их единстве, что проявляется в стремлении к инновационной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
2. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
3. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества // Просвещение, 1993. – С.40–41.
4. Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании // Народное образование. - 2002. - №5. С. 92 - 94.
5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание [Текст] / А.В. Хуторский. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 445 с.