ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования
 Мы часто говорим, что человек здоров или болен, или плохо себя чувствует. Эти состояния будут понятны, если их рассматривать с позиции культуры здоровья, основу которой составляет физиологическое учение И.П. Павлова о целостности организма и его единстве с нашей средой. Все это порождает настоятельную потребность в изменении самого человека. При этом предметом анализа становится не только отношение человека с объективным миром, но и сам механизм его сознательной деятельности, его эмоционально-чувственная, нравственная и рациональная природа. Одной из важнейших категорий человековедения является культура здоровья. Здоровье подрастающего поколения - это проблема духовная и нравственная.
Человек должен сам уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение учащихся к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации воспитание, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма; о факторах, определяющих здоровье; о болезнях как антиподе здоровья; о методах оздоровительного регулирования организма, его взаимодействия с социальными факторами.
Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.
Индивидуализация общественной и экономической жизни России, глубокие противоречия, наслоившиеся в идеологии, культуре, образовании, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей.
Негуманистическая ориентация общества, экономический кризис, отсутствие в течение десятилетия альтернативы коммунистическому воспитанию, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение (и не могли не привести!), как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям [В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.] ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья учащихся, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.
Оздоровительная функция образования во все времена была одной из главных, но ценность ее увеличивается при проведении мониторинга по развитию соматического, физического и психологического статуса учащейся молодежи. Это позволит сравнить развитие разных возрастных групп, проанализировать проблему и разработать коррекционные и реабилитационные направления деятельности.
Как известно, для системного перевода парадигмальных идей наукознания в сферу практики должна произойти переориентация ценностной сферы культуры социума, в том числе на уровне личностного восприятия мира. Болезнецентрическая ориентация медицинской науки и практики не могла не сказаться на характере социокультурных отношений личности к своему здоровью: о здоровье мы вспоминаем чаще всего тогда, когда его теряем. Изменить ментальные основания мировоззрения, мироощущения человека в отношении принятия им ценностей здорового образа жизни, в качестве смыслообразующих - непросто. Учебным заведениям отводится здесь приоритетная роль не случайно, так как становление личности, ее духовности есть прогностическая миссия системы образования. От того, насколько педагогическая система образовательного учреждения будет ориентирована на создание благоприятных условий для присвоения подрастающими поколениями ценностей и навыков здорового образа жизни зависит, по большому счету, будущее российского общества, его ресурсно-человеческий потенциал.
Наибольшую тревогу вызывает отношение к своему здоровью подрастающего поколения, образ жизни которого будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, а значит и социально-экономический, политический, научно-технический прогресс общества.
Одно из основных направлений в решении проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья связано с воспитанием у молодого поколения определенной системы ценностной ориентации. Отрадно, что формируется понимание, что здоровое будущее нашей планеты именно в развитии профилактических дисциплин, а также в обучении человека (особенно молодого) здоровому образу жизни, что гораздо эффективнее предупредить болезнь, чем потом с ней бороться, что необходимо ориентироваться на формирование потребности в правильном образе жизни, а также на социальные мероприятия, основанные на целостном подходе к человеку и профилактике здоровья.
За последние годы валеологической, педагогической, медицинской, психологической науками накоплен значительный опыт в моделировании и реализации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие формированию культуры здоровья. Вместе с тем социологические опросы показывают, что недостаточно раскрыто содержание понятия «культура здоровья» и этапы его формирования у учащихся и их родителей, не сложилось целостного понимания, как следовать здоровому образу жизни, не сформировалось понимание первостепенной важности здоровьесбережения, педагогической наукой не обобщены оздоровительные технологии в определенный алгоритм следования здоровому образу жизни; в образовательных учреждениях культура здоровья не занимает должного места в иерархии ценностей воспитуемых. Проблемы сохранения здоровья человека, нации, цивилизации все более актуализируются. Здоровье занимает одно из первых мест в системе параметров оценки современной цивилизации. Меняются концептуально-методические основания наук, занимающихся изучением проблемы здоровьесбережения. Исследователи обращают внимание на необходимость переориентации медицины на здоровьецентрические научные методы, теории, стандарты. В психологии здоровья, социальной медицине, педагогике и других областях человекознания обосновывается необходимость комплексного, системного подхода в решении задач превентивной политики в сфере здоровьесбережения. В структуре последней важная роль отводится системе образования.
Содержание понятий «здоровье» и «культура здоровья» трактуется различными учеными неоднозначно, и в зависимости от представленной науки выделяют ту или иную сторону раскрываемых понятий; вместе с тем основные характеристики и категории присутствуют почти во всех определениях: «физическое здоровье», «психическое здоровье», «социальное здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы здоровья», «качество среды жизни», «параметры здоровья» и ряд других. Из вышеизложенного следует, что раскрытие понятия «культура здоровья» требует системного подхода, так как включает в себя органически взаимосвязанные природные, экономические, социальные, культурные и психологические факторы.
На наш взгляд, современное состояние культуры здоровья в России обусловливается наличием острого дисбаланса между провозглашенной государством политикой сохранения и укрепления здоровья, с одной стороны, и отсутствием современных технологий по формированию культуры здоровья учащейся молодежи в системе образования с другой.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами, как отмечается в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян»:
Во-первых, десятилетиями сфера физкультуры и спорта финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль человеческого фактора в развитии общества.
Во-вторых, с распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, работавшая в условиях старой системы достаточно эффективно. Спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников и практически все средства из профсоюзного бюджета, в результате чего произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах. Расчеты специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение.
В-третьих, многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для миллионов трудящихся. В физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 8-10% российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Причем если в этих странах оздоровительными спортивными программами охвачено примерно равное количество мужчин и женщин, то в России, по социологическим опросам, физкультурой и спортом занимаются 12% мужчин и всего 5,1% женщин.
В-четвертых, за годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, особенно телевидения.
В-пятых, сведена до минимума научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж, что, с одной стороны, обусловлено высоким уровнем их профессиональной подготовленности, востребованностью на мировом уровне, с другой - отсутствием условий для полноценной работы в России.
Названные обстоятельства необходимо учитывать в организации работы по формированию физической культуры, которая, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Решению этих задач способствует и создание образовательных учреждений, чья деятельность направлена на подготовку специалистов, владеющих технологиями по формированию физической культуры и культуры здоровья.
Эђ Заголовок 115