Статья по теме самообразования: Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка и литературы


Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка. В речевой практике нормой считается употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические. Орфоэпические (произносительные)
Нарушение тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки (в широком смысле слова). Каждая разновидность этих ошибок характеризуется прямой связью с соответствующими нормами. В «Нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся 5-11 классов по русскому языку» выделяются 5 типов ошибок:
Ошибки в содержании изложения и сочинения
Речевые ошибки (недочёты)
Грамматические
Орфографические
Пунктуационные
Выбирая тему самообразования «Речевые ошибки и их предупреждение на уроках русского языка», я ставила перед собой задачу не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи, повышение культуры учащихся. Анализируя типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в речевом оформлении высказываний, грамматические, пунктуационные ошибки,
выясняю основные причины, порождающие эти ошибки
указываю пути их исправления
провожу специальные формы работы по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению ошибок на занятиях по русскому языку и литературе в 5-11 классах
Считаю, что такая работа полезна для учащихся: учитываю разнообразные отклонения от норм литературного языка, при создании своих речевых произведений учащиеся будут осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
Школьная практика знает многие приёмы исправления ошибок разных типов в сочинениях и изложениях. Можно представить некоторые пути анализа ошибок, выбранных мною.
Анализ и затем исправление ошибок складывается из 4 последовательных и взаимосвязанных действий и этапов:
чтение высказывания с ошибкой
анализ допущенной ошибки
выбор правильного варианта
выписывание всего предложения в новой редакции
1 этап. Зачитывается предложение из школьного сочинения, содержащее речевой недочёт или грамматическую ошибку, даётся возможность учащимся заметить эту ошибку. Так, в предложении Горький в начале романа описывает о жизни рабочих слободки – они находят неточность в сочетании слов описывает о жизни.
2 этап. Учащиеся анализируют ошибку – объясняют её, раскрывают сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить (рассказывать) о жизни…3 этап. Выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает, повествует о жизни).
4 этап. Предложение выписывается с новой строки в исправленном виде.
Письменный анализ речевой или грамматической ошибки с её исправлением выполняется кратко, строго по форме. В тетради он имеет такой вид: он поразил Татьяну взыскательными манерами. Неправильно применено слово взыскательными (смешение слов близких по звучанию – взыскательный и изысканный). Правильный вариант: изысканными. Редакция: Он поразил Татьяну изысканными манерами.
Как известно, в предложении может быть не одна, а несколько ошибок. В этом случае ошибка анализируется и снабжается вариантом правки особо. Затем даётся общая редакция предложения: Образ главного героя показал большое воспитательное влияние для молодёжи.
Показать влияние – нарушено устойчивое словосочетание. Правильно: оказать влияние.
Влияние для молодёжи – неправильное управление. Правильно: влияние на молодёжь.
Редакция: Образ главного героя оказал большое воспитательное влияние на молодёжь.
В случае, если речевой недочёт образуют несколько слов (обычно это тавтология), то осуществляется правка всей фразы в целом: замену повторяющихся однокоренных слов проводим путём подбора или разнокоренных синонимов, или слов, не являющихся синонимами, но имеющую общую содержательную сторону предложения. Например, в высказывании: Приступая к написанию поэмы, Маяковский писал, что её очень трудно писать, чтобы избежать тавтологии, модно употребить вместо к написанию – к работе, вместо писал – отмечал.
Редакция: Приступая к работе над поэмой, Маяковский отмечал, что её очень трудно писать.
Осуществляя правку предложения, необходимо обратить внимание учащихся на ошибку, устранение которой ещё не делает конструкцию отвечающей литературным нормам. Но и оставлять эту ошибку незамеченной не следует. Сравните: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратим внимание к тексту его произведений; в сочетании обратим внимание – ошибка в управлении; следует: обратим внимание на текст. Но оборот - обратим внимание - неправильно применён в данном предложении: здесь требуется глагол обратимся (к…).
Редакция: Чтобы лучше понять поэта-бунтаря, обратимся к тексту его произведений.
Бывает так, что проведена правка одних ошибок и не замечена другая. В таких случаях необходимо тщательно проверять отредактированный текст. Сравните: Несмотря что Онегин и Печорин живут в разных эпохах, у них было много общего. Исправили ошибку на употребление составного союза несмотря на то что – и падежной формы – они живут в разные эпохи. Но не заметили нарушение употребления временных форм сказуемых в сложноподчинённом предложении; следует: жили, было.
Для анализа в классе отбираются наиболее типичные и сложные ошибки; одни из них подлежат письменному исправлению по схеме; другие – комментируются устно учащимися. Индивидуальные ошибки ученики (каждый в своём сочинении)
Исправляют и объясняют, чаще всего, дома, а также выполняю специальные задания (Приложение 1).
При наличии в предложении двух и более ошибок подчёркивается и делается условная пометка на полях лишь одной из них; замечанием «См.» и «Найди другую ошибку» данная пометка побуждает ученика обнаружить другую ошибку самостоятельно. К самостоятельной правке отмеченных ошибок своего сочинения ученик переходит лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной схемы и практического ознакомления с наиболее распространёнными разновидностями речевых и грамматических ошибок. Сильному ученику предлагается исправить на отдельном листе ошибки, допущенные в сочинении или изложении слабым учащимся, и обосновать свою правку.
Такой анализ типичных речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях и изложениях учащихся позволяет учителю лучше разобраться в отклонениях от литературных норм в устной и письменной речи учащихся. Описанные приёмы устранения погрешностей приучает школьников, особенно старших классов, вдумываться в отбираемый ими материал для конструирования предложений, разбираться в способах построения предложений.
Использование лексико-грамматического материала для работы по предупреждению речевых и других видов ошибок в связи с изучением русского языка и литературы приносит огромную пользу. Так, тренировочные упражнения по лексике направлены на обогащение активного словаря учащихся. Материалы к разделам словообразования и морфологии даёт возможность вдумчиво относиться к образованию и выбору грамматических форм. Упражнения к разделам синтаксиса способствуют развитию у учащихся языкового чутья при конструировании высказываний.
При планировании уроков предусматривается проведение работ по стилистике почти на каждом занятии, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Лозунг уроков: «Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни».
Приложение 1.
Карточка № 1.
Объясните значение паронимов (созвучных слов).
Адресат – адресант, абонент – абонемент, дипломат – дипломант, искусный – искусственный, континент – контингент, материальный – материалистический, практик – практикант, факультативный - факультетский, фабрикант – фабрикат, яблочный – яблоневый. Карточка № 2.
Составьте словосочетание с глаголами, управляющими двумя падежами.
Вооружать (кого? чем?), выразить (что? чем?), доверять (что? кому?), запечатлеть (что? в чём?), известить (кого? о чём?), нарушать (что? чему?), поздравить (кого? с чем?) познакомить (кого? с кем?).Карточка № 3.
Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
Наружная внешность героини «Лёгкого дыхания» очень привлекательна.
Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство.
Господин из Сан-Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремлённо стремится к своей цели.
Будущая перспектива приятно будоражила сознание.
Карточка № 4.
Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
На одно мгновение мальчики забылись.
Печорин обладал талантом творческого доверия.
У Базарова нет сообщников.
Павел видел в Саше соотечественника по борьбе.
Грибоедов хорошо разбирает образ Чацкого.
К Павлу стали обращаться с уважением.
Перед нами возникает мещанская семья.
Д л я с п р а в о к:растерялись. Дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстоит.
Карточка № 5.
Исправьте недочёты в предложениях.
Она поборола боязнь и страх.
Манилов много думал и размышлял.
Вскоре он воротился обратно.
Она негодовала от возмущения.
Она очень с великой любовью полюбила Бориса.
Светило огненное, как огонь солнце.
Они проявили свою инициативу.
Карточка № 6.
Исправьте предложения, избежав повторений.
Герасим пошёл к реке и увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.
Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов.
Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.
Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
Потом он пошёл к реке. Потом увидел плот.
На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Карточка № 7.
Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.
Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника.
Черты характера, характерные для врагов, были описаны писателем.
Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева?
Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.
Карточка № 8.
В приведённых предложениях найдите нарушения сочетаний слов. Исправьте ошибки.
Пьеса «На дне» произвела большой резонанс на читателей.
Молчалин поставил перед собой задачу составить карьеру.
Постановки пьесы «На дне» заняла у зрителей большой успех.
Фашисты расчесали лес.
Ода «Вольность» оказала большое значение.
Д л я с п р а в о к: произвела большое впечатление или вызвала резонанс у читателей (в читательских кругах0, сделать, имела, прочесали, имела.
Карточка № 9.
Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. Запишите предложения в исправленном виде.
Стукнул по голове волка Яша.
Беззаветную стойкость показали в непрерывных боях моряки.
Каждый вечер рассказывала мать дочери сказки.
Он подыскивал надёжного себе помощника.
Негодование народа всё усиливалось против поработителей.
Партизаны вагоны пустили под откос с гитлеровскими солдатами.
Враг был отброшен и разбит от границы нашего государства.
Карточка № 10.
Найдите в предложениях ошибки. Исправьте их.
В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся мастерами.
Мы встретили много народу, гуляемого в парке.
Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне.
Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служению ему.