Конспект урока по окружающему миру на тему Человек- общественное существо. Формы общения. (2 класс)


Этапы урока Вре-мяДеятельность учителя Деятельность учащихся
1. орг. момент 1 мин Здравствуйте. Меня зовут Вероника Владимировна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Вспомните, как вы общаетесь с взрослыми, сверстниками, одноклассниками и задумайтесь над тем, как можно избежать конфликтов, ссор, разногласий с близкими вам людьми. Пока вы будете думать давайте, я вам прочитаю стихотворение Игоря Мазнина «Общество».
Ребята, так как надо общаться с окружающими вас людьми? Здравствуйте.
Доброжелательно, всем надо уступать и никогда не ссориться дуг с другом.
2. повторение изученного5 мин Прежде, чем мы с вами перейдем к новой теме давайте вспомним, что мы изучали в первом классе. На какие 2 группы делится природа?
На доске висят карточки с надписями: водоем, камень, вода, человек, насекомые, животные птицы, воздух, солнце. Что относится к живой природе, а что к не живой?
К какой группе относится человек?
Человек может влиять на природу?
Человек является самым разумным существом?
Почему вы так считаете? Живая и неживая
К живой природе
Да
Да
Потому что он может общаться, приспосабливаться к окружающей среде
2. новая тема 13 мин 1.
Что такое общество?
В толковом словаре Ожегова, а звали его Сергей Иванович- он ученый, который собрал все слова, которые существуют, и записал их значение. Слово «общество» определяет как:
Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. Н: О. любителей книг, о. охраны природы, Спортивные общества.
В какие общества входите вы?
В чем его главное отличие от окружающего мира?
Для чего люди общаются?
Какими бывают формы общения?
Давайте это проверим, прочитав текст в учебнике на с.28.
Какие формы общения мы с вами увидели?
Таблица «общение»
2.А сейчас поработаем в группах, подумайте, с кем и о чем могут 1.разговаривать дедушка и мальчик?
2.А девочка и мальчик о чем могут общаться?
3.О чем общаются учитель и дежурный?
4.О чем могут разговаривать 2 мальчика?
5.Что могут обсуждать учительница и ученица?
Давайте попробуем разыграть разговор мальчика и девочки.
3.А сейчас давайте ответим на вопросы №1
С кем ты любишь общаться?
Ты обычно рассказываешь сам или слушаешь собеседника?
У кого чаще всего спрашиваешь совета?
Любишь ли давать советы своим друзьям?
В каких случаях не стоит общаться с одноклассником?
Я вам сейчас расскажу правила общения на уроке, а вы ответите мне на вопрос, правильно ли вы общаетесь на уроке?
Правила общения:
1.       На уроках нельзя разговаривать, когда захотелось
2.       Даже если очень хочется ответить, а учительница не предлагает тебе, - терпи, не выкрикивай. Почему? Да потому, что другим тоже хочется говорить. Нужно учиться уважать их желание, а в себе воспитывать выдержку
3.       Говорить нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, иначе, зачем вступать в общение?
4.       На того, кто говорит, нужно смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом, кивком головы. Если товарищ ошибся или чего-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним
5.       Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая
6.       Вежливые люди говорят не «он», «она», «у него», «у неё», а называют по имени.
Помните, пожалуйста, об этих правилах и обстановка на уроках станет приятной для общения.
4.Молодцы ребята, сейчас давайте перевернем страницу учебника. Я вам прочитаю стихотворение «Бяка и Бука», а вы мне ответите на вопрос: на каком из рисунков изображены персонажи стихотворения?
А как они охарактеризовали друг друга? Почему? Можно ли их назвать общительными ребятами?
Как ты общаешься с одноклассниками? Пользуешься ли обидными кличками?
Ребята, так каким должен быть человек?
Какие причины могут быть у людей для общения?
В чем разница между общительным и не общительным человеком?
5.Ребята посмотрите на картинки на с. 31 и скажите, о чем могут общаться одноклассники?
Предположите тему для разговора.
Каким может быть телефонный разговор в разных ситуациях?
Подберите слова из списка, какой может быть именно этот телефонный разговор и почему. Объясните.
Только ли с помощью слов могут общаться люди? Ответы детей
Ответы детей
Человек умеет общаться с другими людьми
Люди общаются для передачи информации
Жесты, слова
Дедушка рассказывает внуку про свои медали, которые ему вручили на войне
Общительным
3. физми-нутка1 мин А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело. 4. продолжение работы. 12 мин 6.Давайте перевернем страницу учебника, я прочитаю текст, а вы подумайте: о какой форме общения в нем говорится?
Какие жесты ты используешь при общении с друзьями?
7.Посмотрите на с. 33 что могут означать жесты детей, которые изображены на рисунках.
Покажи жестами что- нибудь одноклассникам, а они попытаются расшифровать их.
8.Задание №5 посмотрите на 1картинку и предположите о чем могут разговаривать ребята? Вежливо ли они общаются? А теперь ребята на второй картинки, о чем они разговаривают? Вежливо ли они общаются?
Правила общения:
Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.
• Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем - сделай это взглядом или поворотом головы.
• Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.
• Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.
• В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
• Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, - пользуйся не руками, а голосом.
• Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.
• Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.
Об общении с помощью жестов.
5.Закрепле-ние2 мин Давайте прочитаем текст на с.32
Повторно- образцовая беседа
Какие формы общения вы знаете?
Приведите примеры, кто общается специальными жестами?
А сейчас мы с вами общаемся?
Какие правила нужно соблюдать при общении?
А нужно ли учиться общаться?
Для чего нам это нужно?
Задания
1)А теперь давайте посмотрим на доску, скажите мне, что желают люди друг другу при встрече?
Дзень добры! (белорусы)
Сывлах сунатап! (чуваши)
Ися месез!(татары)
Сан бане! (буряты)
Здоровеньки булы! (украинцы)
Как ты приветствуешь своих родных, друзей, одноклассников, взрослых?
2)Подчеркни, что ты считаешь самым важным в человеке?
Что ты особенно ценишь в своем друге?
(слова не доске): одежда, форма носа, цвет глаз, рост, ум, ловкость, знания, стройность, умения, сила, доброта, отзывчивость, правдивость, веселость, верность, щедрость, дружелюбность.Слова и жесты
Дирижер управляет оркестром, постовой регулировщик, военные приветствуют друг друга.
Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
Да
Чтобы понимать друг друга.
Добрый день
Знания, умение, отзывчивость, правдивость, доброта, верность, щедрость, дружелюбность. 6. итог урока 3 мин 1.Какую тему изучали на уроке?
2.Домашнее задание стр. 28-33 в учебнике. Читать отвечать на вопросы.
3.Выставление оценок за урок. Тема: Человек- общественное существо. Формы общения.
Цель: дать понятие о человеке, как о социальном существе.
Задачи: - формировать представление о человеке, как о социальном существе, члене общества, о формах общения людей;
- формировать умение моделировать ситуации общения;
- воспитывать желание быть воспитанным человеком, знать правила культурного общения.
Дата проведения: 05.02.2015г.
Место проведения: МОУ СОШ №15
Оборудование: учебник, карточки живой и неживой природы, схема «Способы общения».