Конспект урока-устного журнала Крым — жемчужина Черного моря



Тема: Крым – жемчужина Черного моря.

Цели: формирование и укрепление ценностных ориентиров учащихся на основе патриотического отношения к родному краю;
Изучение Декларации принципов толерантности и Декларации о правах ребёнка;
Развитие познавательного интереса к историко – культурному наследию родной страны и современных достижений.

Оборудование: символика Крыма, тексты гимнов Республики Крым и РФ, карта Крыма и РФ, выставка сочинений учащихся и рисунков, репродукции картин крымских художников, книги по теме урока.


Эпиграф: «МОЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ КРЫМ!
НЕТ ПОДОБНОЙ ЗЕМЛИ В ПОДНЕБЕСЬЕ!»

Ход урока.

І. Вступительное слово классного руководителя о теме урока и целях.
Дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящается теме «Крым – жемчужина Черного моря».
Учитывая особенности и значение Крыма как одного из важных регионов и с целью ознакомления вас с историей, географией, культурным наследием, традициями крымских народов, эту тему будем рассматривать как развитие предыдущих первых уроков:
«Крым – наш общий дом», «Мы - крымчане».
Сегодня мы обсудим многие вопросы, например:
Почему Крым назван жемчужиной у Черного моря?
Действительно ли он является таковым?
Что необходимо сделать взрослые люди и дети для процветания Крыма? (Вы сами что предлагаете?)

Сегодня наш урок мы проведём в виде устного журнала. А сколько страниц сумеем пролистать зависит от вас. Первая страница уже нами прочитана в прошлом году «Моя Земля – Земля моих отцов» - историческая. Что можете добавить нового?

Выступление учащихся 1 гр.
Ведущий №1: Герб Республики Крым представляет собой в червленом варяжском щите обращённого вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной.
Ученики: 1. С античных времён грифону прописывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур.
2. Навершием герба служит восходящее золотое солнце – символ возрождения и процветания, тепла и света. Под щитом, обвившись кольцами колонн, расположена сине-бело-красная (цветов флага Республики Крым) девизная лента с надписью: «Процветание в единстве».
3. Слово «жемчуг» происходит от китайского «чженьчжу», арабского «зельчуг», татарского «зельджу». На японском языке оно означает – слёзы моллюсков. Индейцы называли его «маньяра» - бутон цветка, греки и итальянцы – «маргаритес».

ИНСЦЕНИЗАЦИЯ ФИЛИППИНСКОЙ ЛЕГЕНДЫ О ЖЕМЧУГЕ.
Ведущая: О Крыме можно говорить долго и много. Поэтому мы будем больше интересоваться достижениями нашей республики, стремится улучшать экологию не только Крыма, но и России. Если дети и взрослые вместе будут улучшать природу не только своего села, но и страны, то ещё долгие годы Крым будет оставаться жемчужиной у Черного моря.

Земля моя!
Ты красотой неповторима!
Твой образ вижу я
В гербе родного Крыма.

Ученики: 1. Здесь на щите крылатый лев – грифон,
У Зевса стажем золота был он.
Грифон великолепен и могуч,
Ему подвластны пики горных круч!
Он раковину к солнцу поднимает,
Жемчужина в ней дивная сверкает.

2. А вот из мрамора изящные колонны,
Тысячелетия к ним были благосклонны,
Чтоб рассказали нам об эллинской Тавриде,
О Херсонесе и Керкинитиде.

3. На ленте, что с колонн спадает вниз,
Крымчане начертали свой девиз:
Чтоб процветанье Крыму подарить,
Единство, дружбу нам крепить.

Классный руководитель: Переходим ко второй странице нашего журнала. Знакомимся с культурным наследием Крыма. Что вам известно об этом?



Выступления учащихся о городах Крыма.
Евгений Еременко посвятил полуострову такие строки:

Здесь Чёрное море, здесь горы, долины
И степи, покрытые морем цветов.
Слава тебе, наш край,
Благословенный Крым!
Здравствуй и процветай-
Будь неповторим!
Жемчужное море, лазурное небо,
Сады в золотом ореоле плывут.
Тут сказочна быль, осязаема небыль,
Нисходит на всех вдохновение тут.
Сгорают закаты, сияют рассветы,
И ласковы ветер вздымает волну.
Наш солнечный Крым на виду у планеты
Сияет, собой озаряя страну.
3
А теперь слово предоставляется нашим начинающим писателям и фотокорреспондентам, написавшим лучшие сочинения о Крыме, Чёрном море, о неповторимой красоте нашего полуострова.

Классный руководитель:
Выступление учащихся, победителей международного конкурса фотолюбителей, побывавших в одном из красивейших мест нашего полуострова – Симеизе, Бекирова Умера и Могилка Дианы.

«Путешествие по Симеизу»
«Незабываемое лето» (знакомство со слайдами).

Ведущий: А третью страницу мы начнём изучать подробнее не только на уроках литературы, классных часах, но и теперь на занятиях по художественной и мировой культуре. Знакомство со стендом «Литературный Крым» (презентация).

Классный руководитель: Есть среди вас поэт начинающий, Руслан Архитко, который посвятил Крыму несколько стихотворений. Послушаем его.
Крым
Чудесный край – мой Крым родной!
Степей и гор прекрасных вечность,
морских прибоев бесконечность.
Алушта, Керчь, Бахчисарай-
Я так люблю тебя мой край!

Здесь леса свои древние песни поют,
Роман – Кош и Ай-Петри им вторят
И ласково море качает волной,
Приглашая приехать нас снова.

Здесь живу я, мой Крым!
Для меня ты – родной.
Я любуюсь твоими красотами.
Добротою своей
Крым делиться готов,
И я горд, что ты – моя Родина.



Вот и заканчивается урок – устный журнал,

Подведём итоги
Да, мы узнали много нового об истории, географии, культурном наследии Крыма. Поняли, почему жемчужиной у Черного моря считается именно Крым, и мы приложим все усилия для того, чтобы наш край стал лучше и процветал. Это зависит от всех нас.



Чтение стихотворения

«С чем сравнить тебя, Крым?»

(Евгений Веремеенко,
Алексей Опушкин)


С чем сравнить тебя, Крым?
Прочь словес трескотно!
Ликом светлым своим,
С чем сравнить ни сравню-
Словно солнце, повернут ко мне ты.
Всё не то, дифирамб неуместный.
Для меня ты как дар,
Ты ни с чем не сравним,
Как диковинный шар
Мой единственный Крым!
В этот мир залетевшей кометы.
Нет подобной земли поднебесной!