Конспект урока по окружающему миру У Черного моря


Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологий на тему " У Чёрного моря "
Цель урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.Предметные УУД: получить представление осубтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения.Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», иллюстрации с изображением субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа, кейсы с материалами и заданиями, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зелёные страницы», атласы-определители «От земли до неба», гербарий.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Психологический настрой.Слова учителя:Встало солнышко давноЗаглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс,Вновь урок у нас сейчас!
-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, гостям, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок «Окружающий мир».
2.Актуализация опорных знаний
Игра «Узнай меня»
1.Что за чудо!
Сверху-блюдо, снизу-блюдо.
Ходит чудо по дороге-
Голова торчит да ноги.
Вьется веревка,
На конце-головкаЯ из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.
Я - глинистый участок пустыни, называюсь…
Я – песчаный холм, и зовут меня …
Работа с тестами (на листочках со стр. 118 «Поурочные разработки»)
Индивидуальное задание на карточке «Исправь ошибки в тексте»
( «Поурочные разработки»).

Самоопределение к деятельности
-Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делатьдля достижения этой цели?
(Учитель записывает вопросы на доске).
Открытие нового знания
- В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
1. Работа с картой.
- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
Что обозначает слово “субтропики”?
В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.
2. Организация работы в группах с кейсами.
- А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа – «Ботаники» Они, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зелёные страницы», атласами-определителями «От земли до неба», гербариями расскажут нам о растениях субтропиков по плану:
А) Отличительные особенности растений субтропиков.
Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
2 группа – «Зоологи» Эта группа, пользуясь учебником (с. 128-130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», «Животный мир России», атласами-определителями расскажут нам о животном мире субтропиков по плану:
А) Обитатели суши.
Б) Обитатели мира.
3 группа – «Экологи» Эта группа, пользуясь учебником (с.132-133), печатной информацией, расскажет об экологии зоны по плану:
А) Экологические проблемы Черноморского побережья.
Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого
1-я группа 2-я группа 3-я группа 3.Кейсы
Кейс №1.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.127, 130.
Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.
Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)
В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.
Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.
Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Растения».
Источник №3: «Зелёные страницы».
Источник №4: Карта природных зон.
Источник №5: Красная книга России. Растения.
Источник №6: гербарий;
Источник №7: карточки с изображением растений;
Источник №8:
Загадки.
Плод этот сладкийИ круглый, и гладкий.Внутри он душистыйСнаружи пушистый.А серёдка плода,Словно камень, тверда. ( Персик)
Чтобы фрукту уродиться,Надо много потрудиться.Этот плод растёт на ветке,Весь в янтарной он расцветке.Сочен, вкусен он и мягок,А на вкус – душист и сладок.Кто такой? - Созрел вопрос.Ну, конечно... (абрикос)
Круглый, зрелый, загорелый,Попался на зубок,Расколоться все не мог,А попал под молоток,Хрустнул раз – и треснул бок. (Грецкий орех).
Гроздья крупные висят,Как янтарь они горят.Сок из ягодок приятный:Вкусный, сладкий, ароматный.Этой ягоде я рад,Обожаю...(виноград).
Источник №9:
Пословицы:
Всем древам древо – кипарис.
Береги в доме добро, в чае — тепло.
Выпьешь чай — прибавятся силы.
Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.
Кейс №2.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.128-130.
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.
Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.
Насекомые.
Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.
Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.
В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.
Птицы
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.
В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.
Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
Морские обитатели
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.
Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Животные».
Источник №3: «Животный мир России».
Источник №4: Красная книга России. Животные.
Источник №5 Карточки с изображением зверей и птиц;
Источник №6:
Загадки.
Безобидны, словно дети.Мы за них, друзья, в ответе.Вглубь ныряют, вверх взлетают...Добрым нравом обладают.Тело гладкое имеют,"Разговаривать" умеют.Их язык понять стремимся.Дружбой с ними мы гордимся.Подставляют в море спиныЛюдям тонущим …(дельфины).
Что за зонтики смешные?И ряды из них сплошные?Они плавают в воде,Тронешь их и быть беде.Кроткий вид их - лишь обман.Ядовитый в них дурман.Любоваться ими можно,Только будьте осторожны. (Медузы)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
Кейс №3.
Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
Источник №2: Красная книга России. Животные.
Источник №3: «Зелёные страницы».
5.Физкультминутка.Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.
Мы теперь плывём по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
Первичное закрепление.
Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта.
Сообщения учащихся.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
Включение нового знания в систему знаний.
Выполнение заданий 1,3,4 в рабочей тетради - работа в парах. Проверка по учебнику.
Работа с СД.
Работа в группах – выполнение задания 7 на с. 63 в рабочей тетради, используя учебник и опыт тех ребят, которые побывали на море.
Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу.
- Какова была цель урока? Достигли ее?
- Какие знания мы открыли?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
8.Рефлексия . Оценивание.
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. (Самооценка. Комментарий учителя.)Своей работой на уроке я доволен / недоволен
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы)
9. Домашнее задание
1. Прочитать тект на стр.126-134, ответить на вопросы.
2. Выполнить задания 2, 8,9 в рабочей тетради.
3. Подготовить сообщение о понравившемся растении или животном побережья Чёрного моря.