Мастер-класс «Соединение трёхрядья в обобщении материала по хореографии»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. ВОРКУТЫ
Методическая рекомендация
Мастер-класса
«Соединение трёхрядья в обобщении материала по хореографии»
Автор: педагог дополнительного образования
Лаптева Татьяна Витальевна
ВОРКУТА
2010 ГОД
Содержание
Введение……………………………………………………1 стр.
Актуальность метода «Соединение трёхрядья»…………2 стр.
Рекомендации по применению метода……..…………….3 стр.
Введение.
Наша обязанность – помочь ребёнку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта и умения творить! Поэтому целью этой разработки явилось развитие творческой инициативы детей, формирование у них способности к самовыражению в танце.
Это самый любимый детьми вид деятельности. Они с удовольствием импровизируют, участвуют в танцевальных этюдах на разные темы. Дети в этом виде деятельности формируют и развивают способности к эмоционально-образному восприятию музыки, учатся слышать и видеть не только ритм, но и тему произведения. У обучающихся воспитывается умение выразить свой внутренний мир в танцевальном движении, развивается воображение и хореографическое мышление.
За время работы хореографом, сложилась своя система, в частности, использование на своих занятиях трёхрядья (литературного, музыкального и художественного), что позволяет расширить представление об искусстве в целом и провести сравнительный анализ между различными её областями. В этой работе использую ритмический рисунок стихотворения и песни. Так же использую скульптурные произведения, как например, «Девочка на шаре», которую мы пытаемся изобразить в действии, как бы она могла двигаться на нём. Или темы художественных полотен, которые пытаемся изобразить в действии. Такие приёмы работы требуют хорошего владения знаниями и умения перенести их в нетрадиционные условия или проявить своё творчество!
1
Актуальность метода «Соединение трёхрядья»
Метод актуален по нескольким причинам:
Во-первых: это позволяет естественно, без напряжения, реализовать весь комплекс задач занятия, в частности, сформировать умение детей сопереживать и помогать друг другу.
Во-вторых: здесь можно увидеть динамику формирования надпредметных умений (если, например, брать стихи А.С. Пушкина и песню о Воркуте), рассуждать, делать выводы на основе сравнений, использовать знания и умения для выполнения нетрадиционных заданий.
В-третьих: появляется возможность многовариативности сценариев проведения занятия (в связи с волнением или с учётом их индивидуальных особенностей, с самостоятельной творческой работой могут справиться не все ребята).
В-четвёртых: превращение содержания учебного материала и самого процесса обучения в факторы освоения нового для ребёнка нравственного жизненного развития и воспитания.
2
Рекомендации по применению метода «Соединение трёхрядья»
Обычно этот метод проводится на занятиях, где формируются практические умения и навыки. Задачи таких занятий следующие:
Образовательная: систематизировать ЗУН (будет ли это относится к эстрадному, бальному или эстрадному танцу).
Развивающая: а) развивать чувство ритма (дети сами пытаются считать и под этот счёт составлять комбинации),
б) развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение и уважение друг к другу.
Теперь на основе вышеизложенного вам предлагается самим попробовать создать с детьми, может не танец, но комбинации к танцу.
Если вы впервые пробуете свои силы, предлагаю вам детскую песенку, которую знают все.
Дана: детская песня «В лесу родилась ёлочка».
Каждому обучающемуся раздаётся по одному куплету.
Задание: разбить песню на счёт (используя ритмический рисунок стихотворения или песни) и придумать движения из выученных ранее (лучше подбирать движения, соответствующие словам песни) на этот счёт, при этом нельзя повторять движения более двух раз, при повторении двух раз, менять движения рук или ног.
Пример накладывания слов на ритм:
1. В л е с ̀у р о д ̀и л а с ь ̀ё л о ч к ̀а.
В л е с ̀у о н ̀а р о с л ̀а. ̀
З и м ̀о й и л ̀е т о м с т р о ̀й н а ̀я
З е л ̀ё н а ̀я б ы л ̀а. ̀
2. М е т ̀е л ь е й п ̀е л а п ̀е с е н к ̀у:
«С п и, ̀ё л о ч к ̀а, б а й – б ̀а й!»̀
М о р ̀о з с н е ж к ̀о м у к ̀у т ы в ̀а л:
«С м о т р ̀и, н е з ̀а м е р з ̀а й!» ̀
3. Т р у с ̀и ш к а з ̀а й к а с ̀е р е н ь к ̀и й П о д ̀ё л о ч к ̀о й с к а к ̀а л. ̀
П о р ̀о ю в ̀о л к, с е р д ̀и т ы й в ̀о л к
С л и с ̀о ю п р ̀о б е г ̀а л. ̀
4. Ч у, с н ̀е г п о л ̀е с у ч ̀а с т о м ̀у
П о д п ̀о л о з ̀о м с к р и п ̀и т. ̀
Л о ш ̀а д к а м ̀о х н о н ̀о г а ̀я
Т о р ̀о п и т ь с ̀я б е ж ̀и т. ̀
5. Н е с ̀ё т л о ш ̀а д к а д р ̀о в е н к ̀и,
А в д р ̀о в н я х м ̀у ж и ч ̀о к. ̀
С р у б ̀и л о н н ̀а ш у ̀ё л о ч к ̀у
П о д с ̀а м ы й к ̀о р е ш ̀о к. ̀
3
6. Т е п ̀е р ь о н ̀а н а р ̀я д н а ̀я
Н а п р ̀а з д н и к к н ̀а м п р ̀и ш л а.̀
И м н ̀о г о, м н ̀о г о р ̀а д о с т ̀е й Д е т ̀и ш к а м п р ̀и н е с л ̀а. ̀
После того, как сочинили комбинацию, необходимо наложить движения на стихи, а затем стихи на любую мелодию (желательно, рэп, на первом этапе) и выполнить, прочитав стихи под мелодию речитативом.
На следующих этапах можно использовать более сложные приёмы с затактом; с передачей друг другу, через позы; втроём, вчетвером и т.д.
Когда разученные комбинации снимаются на видеокамеру, появляется возможность при просмотре проанализировать созданное детьми, выявить ошибки, подсказать друг другу, исправить. Сколько удовлетворения ребята получают, когда их труд превращается в танец!
4